История пропаганды в первой мировой войне является прежде всего историей пропаганды ужасов. С этого времени пропаганда становится позорным клеймом противника. К началу второй мировой войны было ясно, что пропаганда будет играть в войне решающую роль. (Невероятный успех пропаганды, распространявшейся Антантой в первую мировую войну + огромный технический прогресс в развитии средств связи, и в первую очередь радио).
Ложь в военной пропаганде некоторые оправдывают, другие — проклинают. «Когда начинается война, первой жертвой становится правда».
Немецкое правительство могло не допустить в свою страну чужую информацию (газеты, журналы и т. п.), но ограничить проникновение радиоволн и сделать их безвредными было гораздо труднее.
Радио позволило объединять в короткое время миллионы людей в один, напряженно слушающий коллектив. Психологически наиболее действенной была та форма, в которой передавались наши особо важные сообщения. Особое значение приобрели с 1942 года выступления радиокомментатора Ганса Фриче (Германия). Всякому немцу казалось, будто бы он сам принимает участие в словесном споре, а радиокомментатор борется против заговора закоренелых лжецов.
|
|
Относится к периоду «планирования» (1940-1979гг) – происходит становление pr как части управления. Модели этого времени – двусторонние симметричная и несимметричная pr-деятельность. PR превращается в полномасштабную деятельность, появляются новые средства коммуникации, что значительно расширило возможности СО (радио, кинематограф). PR становится профессией, но еще не наукой. 2 мировая война – потрясение, и СО проникают в армию. Корабли для трансляции новостей использовались США (лидирующ.позиция). Облегчается контакт между людьми в результате развития телекоммуникаций.
PR в Германии. Лени Рифеншталь создавала пропагандистские документальные фильмы о нацисткой Германии. # ораторские выступления Гитлера. + тонко продуманные методы восхваления диктаторский тоталитарных режимов в Германии, СССР и Италии
Имидж Гитлера. Для пополнявших ряды армии – неизвестный герой Первой Мировой. Для студентов – художник. Для сентиментальных домохозяек – человек, любящий детей. Т.о. начинается изучение целевых аудиторий.
Вальтер Бек (психолог, германия). Психологи приезжали в разные страны и собирали сведения о народах для того, чтобы понять, какими они будут солдатами. Например: футбольный матч в Америке – агрессивны, стремятся к победе, ко всему подходят научно, сильно чувство первооткрывателей, полны мужества и сражаются за идеалы. Рекомендация: не начинать войну в США, всячески удерживаться от нее. Об Англии те же выводы - не втягиваться в войну с Англией. Психолог, посланный во Францию - Германия легко выиграет войну против нее, независимо от того, как бы ни была сильна французская армия, исключительно из-за менталитета
|
|
Немецкая пропаганда, направленная против Рузвельта, потерпела неудачу, т.к. средний американец верил своему президенту. Немецкая листовка (Рузвельт в виде жнеца, не собирающего, а разбрасывающего колосья) вызвала у солдат союзников враждебное отношение к немцам и укрепила их боевой дух. То же и с антигитлеровской пропагандой союзников, не пользовавшуюся успехом среди немцев.
Вывод: Пропаганда велась против таких государственных деятелей, которые пользовались доверием у своего народа, как гарантов успешного завершения войны.
Этапы немецкой пропаганды:
1. Пропаганда военных успехов
2. Пропаганда путем критического анализа своих ошибок
3. Пропаганда путем внушения страха поражения
После Перл-Харбора в США было создано Управление Военной Информации, развернувшее активную деятельность по информационному обеспечению и мобилизации людских ресурсов на нужды войны.
Американцы после войны вынуждены были признать, что их метод пропаганды листовками часто заводил их в тупик – немцы просто не верили в то, что условия содержания военнопленных в Америке были действительно хорошими.