double arrow

Культура России в конце XIX- начале XX в


Расцвет культуры времени заката русской монархии.

Рост индустрии рождал спрос на образованных людей, однако уровень образованности изменился незначительно: перепись 1897 г. зафиксировала 21 грамотного человека на 100 жителей империи, в 1917 г. этот же показатель составил 30 человек на 100 жителей, причем он менялся в географическом (Прибалтика - Средняя Азия) и демографическом (мужчины - женщины; городское - сельское население) аспектах. Постепенно росло число начальных школ: 1894- 32 тыс., 1906- 92,5 тыс. школ. Изменения (в плане приближения к жизненным реалиям) были внесены в обучение в гимназиях и реальных училищах, с 1896 г. на средства торговой и промышленной буржуазии стали создаваться училища (1913 г. - 250 училищ). После революции 1905-1907 гг. произошла определенная демократизация высшей школы: были разрешены выборы деканов и ректоров, студенческие организации.

Большое значение в жизни российского общества приобрела периодическая печать. Освобождение (в ходе революции 1905 г.) печати от предварительной цензуры, постановка ее на коммерческую основу способствовали увеличению численности газет (если в конце XIX в. существовало 105 ежедневных газет, то в 1912 г. издавалась 1131 газета на 24 языках), росту их тиражей. Крупнейшие издательства - И.Д.Сытина, А.С.Суворина, “Знание”, - выпускавшие дешевые издания, сыграли большую роль в просвещении народа, распространении произведений русских и зарубежных авторов.




В российской науке появляется созвездие имен, прежде всего в гуманитарных дисциплинах- философии, социологии, где начало ХХ в. отмечено появлением ряда философских работ, авторы которых (С.Булгаков, Н.Бердяев, Е.Трубецкой, В.Вернадский, П.Струве, Л.Шестов и др.) стремились осмыслить исторический путь и будущность России. Результатом философского осмысления опыта первой российской революции явился вышедший в 1909 г. сборник статей о русской интеллигенции “Вехи”, подготовленный элитой философской мысли - Н.Бердяевым, С.Франком, Л.Шестовым и др. Радикальное направление общественной мысли связано с работами В.И.Ленина, разработавшего теории империализма, социалистической революции и т.д.

Достижения в исторической науке связаны с именами В.О.Ключевского (1841-1911), П.Н.Милюкова (в начале ХХ в. он отошел от исторической науки, занимавшись политической деятельностью и возглавив ЦК кадетской партии), Н.П.Павлова-Сильванского, А.С.Лаппо-Данилевского, А.Е.Преснякова, А.А.Шахматова и др.

Развитие естествознания проходило в тесном общении с мировой наукой, чему способствовали обмены учеными, стажировки в заграничных университетах, публикации совместных трудов и т.д.

Среди наиболее известных ученых В.И.Вернадский (1863-1945) - энциклопедист, один из основателей геохимии, учения о биосфере, которое впоследствии легло в основу его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. Как и многие ученые этого времени, В.И.Вернадский не чуждался общественной деятельности (в 90-е гг. он участвовал в земском движении, в 1905 г. стал одним из инициаторов и создателей Академического союза, был членом кадетской партии). В 1915 г. совместно с другими учеными Вернадский создал Комиссию по изучению естественных производительных сил России (КЕПС). В 1903 г. была опубликована работа создателя теории ракетного движения учителя калужской гимназии К.Э.Циолковского (1875-1935) “Исследование мировых пространств реактивными приборами”. Существенное значение имели работы Н.Е.Жуковского (1847-1921) и И.И.Сикорского (1889-1972) в самолетостроении, И.П.Павлова, и М.С.Сеченова и др.



Развитие литературы было во многом обусловлено и шло в русле традиций русской классической литературы XIX в., живым олицетворением которой был граф Л.Н.Толстой. Последний период жизни Толстого связан с дальнейшим развитием его социально-философских и этических принципов. Русская литература начала ХХ в. представлена именами А.Чехова, М.Горького, А.Куприна, И.Бунина и т. д.



Начало ХХ в. было расцветом русской поэзии, временем появления ярких творческих индивидуальностей, исповедовавших различные этические и эстетические взгляды, принадлежавших к разным направлениям (символизм, футуризм и т.д.), - К.Бальмонт, А.Блок, С.Есенин, И. Северянин, Н.Гумелев, А.Ахматова, М.Волошин и др.

В изобразительном искусстве существовали, с одной стороны, течения, связанные с традициями XIX в. (реалистическое направление - И.Репин, С.Коровин, Н.Касаткин и др., существовало Товарищество передвижных выставок - А.М. и В.М.Васнецовы, И.Бродский и др.), с другой стороны- авангардные направления, культивировавшие новые формы. Одной из тенденции русской живописи этого периода было обращение к поискам национальной самобытной красоты - работы М.Нестерова, Н.Рериха и др. Русский импрессионизм представлен работами В.Серова, И.Грабаря, К.Коровина и др.

Заметную роль в развитии искусства сыграло художественное направление “Мир искусства”, возникшее в конце XIX в. в Петербурге. В 1897-98 гг. С.Дягилев организовал и провел в Москве три выставки и, обеспечив финансовую поддержку, создал в декабре 1899 г. журнал “Мир искусства”, который и дал название направлению. Вокруг журнала объединились художники А.Бенуа, К.Сомов, Е.Лансере, М.Добружинский, Л.Бакст, Б.Кустодиев и др. Важной особенностью “мирискусников” был универсализм - они выступали как критики, искусствоведы, театральные режиссеры и декораторы, писатели. Этот универсализм явился своего рода основой организованных С.Дягилевым “Русских сезонов” в Париже (музыка, балет, театральная живопись и т.д.).

В первые десятилетия ХХ в. художники, исповедавшие близкие взгляды на искусство, объединялись для устроения совместных выставок: 1907 г.- “Голубая роза”, где были выставлены работы П.Кузнецова, М.Сарьяна, К.Петрова-Водкина, М.Ларионова, Н.Гончаровой и др.; 1910 г. - выставка “Бубновый валет” - П.Кончаловский, И.Машков, Р.Фальк, А.Лентуллов, Д.Бурлюк и др. Среди известных художников этого периода- К.Малевич, М.Шагал, К.Татлин. Большую роль в становлении художников имели контакты с западным искусством, своего рода паломничество в Париж. Огромное значение в поддержке творчества художников, певцов, писателей имела деятельность российских меценатов. Наиболее известными среди них были: семейство текстильных фабрикантов Щукиных, в том числе и С.И.Щукин, собравший коллекцию французской авангардной живописи (Пикассо, Матисс, Гоген и др.), экспонировавшуюся в созданной им Галерее новой западной живописи в Москве, а также И.Морозов, Н.Рябушинский, С Мамонтов, основавший Московскую частную русскую оперу.

В архитектуре получил распространение новый стиль - модерн, со свойственным ему стремлением подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий, предполагавший использование фрезок, мозаики, витражей, керамики, скульптуры, новых конструкций и материалов. Поиски нового были характерны и для неорусского стиля, ориентировавшегося на древнерусское и народное искусство. Особенностью этого стиля был контраст внешнего облика здания и его назначения.

Насыщенной была и театральная жизнь, где лидирующие позиции занимали Большой (Москва) и Мариинский (Петербург) театры; оперные театры и в ряде больших городов. В 1898 г. К.Станиславский и В.Немирович- Данченко основали Московский художественный театр (МХАТ), на сцене которого ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Гамсуна и др., имевшие большой успех у зрителей. В 1904 г. В.Комиссаржевская открыла Драматический театр в Петербурге.

В начале ХХ в. внимание музыкальной общественности было обращено к творчеству таких талантливых русских композиторов, как А.Скрябин, Н.Римский-Корсаков, А.Глазунов, С.Рахманинов, И.Стравинский.

Особой популярностью среди различных слоев городского населения пользовался появившийся на рубеже XIX- XX вв. в России кинематограф, в 1908 г. была выпущена первая русская игровая картина “Стенька Разин”. К 1914 г. в стране действовало около 30 отечественных фирм, выпустивших свыше 300 картин.







Сейчас читают про: