Принятие православия, роль РПЦ в российской истории

В связи с возможным принятием поправок в уголовный кодекс о защите чувств верующих, особо подчеркиваю, что в данной главе содержится критика православной церкви, но это не имеет ни малейшего отношения к верующим и тем более к оскорблению их чувств. Термин православие понимается исключительно в связи с деятельностью церкви. Ну а православная церковь, как организация, не может становиться выше любой критики, пусть даже и не надеется.

Культурная зависимость Руси от Византии закономерно привела к принятию христианства по византийскому образцу. Хотя историки утверждают, что киевский князь Владимир размышлял, не лучше ли принять католичество (уже в 9 веке между западными и восточными христианами существовала некоторая разница) или мусульманство. Однако торговая и культурная ориентация сыграли свою роль. Бывший язычник князь Владимир стал православным (сам термин «православие» появился значительно позже!!, впрочем, для удобства будем считать церковь на Руси православной с самого начала, церковные тонкости не слишком то для историков и интересны). Князь крестился не по зову сердца и не по повелению души, а по политическому расчёту. Точно так же, как по политическому расчету бывшие атеисты в руководстве России после гибели СССР стали на экранах ТВ осенять себя крестным знаменем. Ну, к расчёту бывших атеистов еще вернемся. А в чем был расчет Владимира? Языческие жрецы были достаточно независимыми. Конечно, рычаги воздействия у князя на жрецов были. Но у византийского императора командовать управлять к своей личной пользе православной церковью получалось куда сподручнее. Церковь в Византии безоговорочно поддерживала любого императора, чтобы он ни творил. Ведь императорская власть от бога! Следовательно, как ее не поддержать!!! Для императоров в Византии церковь оказалась очень удобным средством держать народ в подчинении. Русский князь Владимир решил сотворить тот же фокус на Руси в первую очередь к своей пользе. И этот фокус ему очень даже удался! Церковь сначала служила преданно князьям, потом за небольшими исключениями не сильно возражала против монголо-татарского ига, так как татары дань со священников не брали, все привилегии церкви оставили и свою религию достаточно мудро не навязывали. Была РПЦ вернейшим слугой русским царям и императорам. Немножко взбрыкнула во время раскола, но это так мелочи. Единственный раз церковь пошла против победивших большевиков после 1917 года. Однако, тем не менее, вскоре после того, как все диссиденты оказались в лагерях или на кладбище, РПЦ стала очень даже усердно служить «безбожной власти», что бы там сейчас не измышляли про тайную оппозицию современные церковные иерархи. Про 2012 год и говорить нечего. РПЦ – одна из главных опор нынешнего режима. И этим всё сказано. Процитирую знаменитого критика 19 века Белинского. «Православная церковь… всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма». Удачнее и сказать трудно. Актуально по сей день.

Словом, дело князя Владимира в создании мощной поддержки власти живет и процветает более 1000 лет. Однако всё не так плохо с православием на Руси. Переход от язычества к православию – это большой шаг вперед. Потому что язычество намного хуже христианства в большинстве смыслов. Меня интересует в первую очередь аспект культурный. После крещения на Руси стала копироваться византийская культура. Появились книги, какое-никакое образование среди хотя бы верхушки общества и части городского населения. Хоровое церковное пение – это тоже шаг вперед в области музыки, несмотря на то, что у славян в другой форме оно уже было. Строительство церквей способствовало проникновению строительных технологий, которые ранее были гораздо более примитивными. Появилась профессиональная живопись в виде иконописи, чего ранее у руссов не практиковалось. Словом, принятие христианства на Руси – шаг прогрессивный. Но не будем забывать, что языческое население христианским можно было быстро сделать только через страшные репрессии. Что, собственно, и происходило. Когда церковнослужители жалуются на гонения 20-30 годов со стороны советской власти, которые продолжались лет 20 от силы, после замирения церкви с коммунистами репрессии упали до минимальных значений; грех бы ни вспомнить про куда более страшные и кровавые гонения при значительно меньшем населении!! на язычников со стороны православной церкви, которые продолжались лет так 200, если не больше и закончились только со смертью последнего язычника. Да и христиан староверов преследовали очень жестоко долгие годы. Когда же сейчас жалуются на безбожную советскую власть, не грех вспомнить, что за атеизм долго полагалась смерть. Еретиков (атеисты были их разновидностью) и колдунов сжигали, не так массово, как в Европе, но всё же, прилично. Последний еретик в России был сожжен в середине 18-го века. Последнюю колдунью сожгли примерно лет через 50. Но даже потом, вплоть до 1917 года, еретиков и атеистов преследовали и церковь, и государство. Вера и церковь - вещи разные, хоть и пересекаются. Преследования инакомыслящих организовывали и организуют не верующие, а священнослужители или простые верующие по наущению священнослужителей.

Чтобы закончить с темой православия, отмечу, что после того, как с его помощью были внедрены на Руси некоторые культурные достижения, в дальнейшем, в культурном смысле, православная церковь стала играть тормозящую роль. Она стала душить и преследовать все прогрессивное. Православие в Византии привело к застою и явилось одной из причин слабости и гибели государства. Застоя в Киевской Руси не было в силу инерции развития изначально варварского государства. Но зато застой очень ярко проявил себя в эпоху Московского царства и дальше. В то время как Европа после многих лет деградации пробудилась и стала развиваться быстрыми темпами, именно православный уклад и конкретно православная церковь сильнейшим образом тормозили перенос европейского культурного и научного опыта. Церковь яростно боролась против науки, против любых нововведений. Она была за старину, за то, как жили наши предки. Только царю Петру Первому удалось сломать эту тенденцию. Но далеко не до конца. Вплоть до 1917 года – православная церковь оплот мракобесия, гонения всего прогрессивного. С конца 1991 года история повторяется. Черное покрывало мракобесия и невежества, которое почему-то именуется красивым словом «духовность», разверзлось над всей Россией, во времена позднего СССР самой образованной страной мира, между прочим! При всем при этом негативе с культурной точки зрения, следует отметить, что с политической точки зрения РПЦ часто играет прогрессивную роль. Когда русскому государству угрожает опасность, РПЦ встает на его защиту. И это хорошо. Сейчас после гибели единого государства СССР, РПЦ в какой-то мере сохраняет культурное пространство между разобщёнными народами. И я, махровый атеист, при всем моем негативном отношении по другим вопросам деятельности церкви, не могу это не приветствовать!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: