Социологические идеи З. Фрейда

ПУБЛИКА И ТОЛПА ПО Г.ТАРДУ.

Публика:чисто духовная совокупность,группа физически разделенная,соединена часто умственной связью

Толпа:явление из царства животных поскольку у них ассоциация состоит именно материальном соединении,находятся под влиянием ситуации.

Публика моложе,чем толпа. Французский социолог одним из первых обратил внимание на возрастание роли коммуникативных средств: печати (газет), телефона, телеграфа. Он рассматривал их, особенно газеты, как важный фактор интеграции и социального контроля. Другая значимая функция газет заключалась в осуществлении просветительства. Тард хорошо понимал, что появление и быстрое распространение газет способствовало формированию публики и росту уровня самосознания людей. Кроме того, как верно отмечал ученый, они играли значительную роль в возникновении и развитии политических партий и религиозных сообществ, равно как способствовали формированию определенного общественного мнения. Публика в специальном смысле начинает обрислвываться с того момента,когда люди,преданные одной и той жеидее стали слишком многочисленны,чтобы лично общаться друг с другом.Тард в отличии от Лебона считает,что их век- эра публики. Черты отличия: Ч-к может принадлежать разным публикам,но только одной толпе, толпа более нетерпима,чем публика,хотя эмоционально напряженная публика может сать толпой. Публика потенциальная толпа. Столкновение толпы страшнее,чем столкновение публик. Толпа болнее подчинена стихиям природы. Толпа распадается как только вожжа теряет власть,в отличии от публики. Национальный характер толпы более виден, тк в толпах обычно люди похожие, в национальностях есть определенный набор жестов,слов,жаргонизмов,они физически быстрее сплачиваются. Толпа менее однордна,чем публика.

Черты толпы: чудовищная нетерпимость,гордость,болезненная восприимчивость,безнаказанность доводящая до безумия, утрата чувства меры.

Превращение публики в толпу:

1)люди одного Интел уровня

2)сходные духовные интересы

3)со стороны события,оно должно быть значимо для всех-публика ситуативная. Толпа деструктивна.

С именем З. Фрейда связаны возникновение и развитие психоаналитического подхода к изучению общества и человеческой культуры. Благодаря Фрейду впервые было доказано, что целый ряд болезней человека имеет социальную природу и поведенческие причины, которые выходят на других людей и общество. Общие основы психоанализа Фрейда покоятся на соотношении сознательного и бессознательного, на приоритете сексуального влечения над остальными, на Эдипове комплексе, на теории сублимации либидо. Проблема бессознательного - это проблема наличия скрытых детерминант сознания. Человеку кажется, что он абсолютно независим и самостоятелен в принятии решений, в поступках и действиях, но на самом деле от человека скрыты внутренние пружины тех или иных его поступков и действий. Свобода человека иллюзорна, считал Фрейд. Фрейд выделил основные стадии развития личности. По сути, это стадии сексуального развития личности, в основе которых лежит принцип получения удовольствия. И на каждой стадии, в соответствии с теорией Фрейда, существует конфликт между стремлением к получению удовольствия и ограничениями, установленными родителями, обществом, а затем и внутренними ограничениями собственного Я. Важные положения теории Фрейда основываются на том, что человек всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Фрейд пытался выяснить, как сформировались основные институты современного общественного устройства: семья, брак, религия, искусство, наука. По его мнению, религия, искусство и наука - это сублимация (вытеснение, замещение) подавленных бессознательных импульсов в социокультурных формах. Вместе с тем, к фрейдизму неоднозначно отношение специалистов - его упрекают в излишнем вульгаризаторстве, в попытках сращивания культуры и биологической природы, в преувеличении роли сексуальных стимулов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: