Теория подражания Г. Тарда

Менее пессимистичен, чем Г.Лебон. Является основателем теории подражания. Тремя основными типами социальных процессов Тард считал повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим. Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни — как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как "постоянное, всемирное социальное явление" Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира. Социальное познание — это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния. Противостоял Дюркгейму в определении понятия предмета социологии. Соц. Реальность – есть психологическая реальность. Задача социологии состоит в изучении законов психического взаимодействия. Важна индивидуальность, личностные силы. Подражание считает группаобразующим признаком. Все соц явления можно классифицировать по видам подражания. Закон подражания- универсальный закон общественной жизни. Мода - самый распространенный закон подражания.

Определяет типы: 1)Симпатия- образует группу 2)Подчинение- обучение, воспитание.

Подражание

Осознанное Неосознанное

Согласно закону подражания население похоже на книгу,выпущенную большим тиражом,с одним и тем же шрифтом.Подражание дает возможность для унификации общественного явления, колличесвенного изучения.Наблюдения сделанные по Европе: постепенно культуры становятся похожими.

Модель – копия: это отношение –главный предмет социологии. Об-во-это подражание, каков характер этого подражания,может сказать только психолог, т к это психологическое явление.Делит людей на соцыальных(копии),склоны к подражанию,некие лунатики,гипнотизируемые, они жертва в руках гипнотезера,не критичны,доверчивы, социальные стандарты владеют ими.Новаторы(модель) – критычные,оторванные от соц связей(семья). Их мало,т к большинство предпочитают гипнотический сон.Есть законы- инновации: некий соц стандарт,который превращается в модель и вызывает подражание(новое прижилось).Подражание более радикально способно изменить об-во,чем революция. «Нормально вытекает из случайного».Тип соц общности изменяется,т к появляется что-то новое. Всякое соц сходство имеет свои причины подражания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: