double arrow

Влияние реформ начала XVIII века на развитие физической культуры и спорта


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ С XVIII в. И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века

Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма

Рост и укрепление феодальной государственности, раз­витие земледелия, ремесел и торговли определили подъем культуры и просвещения во всех областях жизни. Появи­лась медицинская и педагогическая светская литература, в которой нашли отражение и вопросы физического воспита­ния.

Много внимания в труде «Канон врачебной науки» уде­лил вопросам физического воспитания ученый медик Сред­ней Азии Абу Али Ибн-Сина (980 - 1037) (Авиценна). Он писал в своем труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение

87

физическим упражнениям — произвольные движения при­водящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает ре­жим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при заня­тиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о масса­же, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендация­ми Авиценны могли воспользоваться только феодалы.




Замечательным памятником педагогической литературы середины XVII в. является сочинение Епифания Славинец-кого «Гражданство обычаев детских». В нем была сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчеркивалась его связь с умственным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Вот что писал Славинецкий в своей книге об играх детей: «Что украшает играние: постоянство, честное веселие, бор-зость, крепость смысла, чинелюбовь общая играти и пра­ведно ти, яко глаголют верно добротою и не кознию или ухищрением во игре тобе ждати».

К концу XVII в. Россия представляла собой обширное многонациональное централизованное феодально-абсолю­тистское государство, нуждавшееся в развитии промыш­ленности, военного дела, науки и техники, просвещения, усовершенствовании государственного аппарата. На реше­ние этих задач были направлены преобразования Петра I.

88

Быстрыми темпами стали развиваться металлургия, ману­фактурное производство, кораблестроение, а также много внимания уделялось подъему русской национальной куль­туры. Большую роль в развитии физического воспитания сыграли преобразования в области просвещения и военного дела.

Однако следует оговориться, что значительные измене­ния, которые произошли в эту эпоху и в формах и в содер­жании физической культуры, относятся главным образом к тем из ее форм, которые обслуживали интересы господ­ствующих классов. Что же касается простого русского на­рода и других народов, входивших в состав Российской империи, то их физическое воспитание и в это время сохра­няло присущий ему издревле самобытный характер. Кулач­ные и палочные бои, борьба, плавание, хороводы, качели, катание на салазках с гор, игры, ярко окрашенные в различ­ные национальные окраски, и другие формы народных раз­влечений, осужденные в свое время указами светской вла­сти, на протяжении многих веков преследуемые церковью, теперь вновь получили право на жизнь.



В этом отношении реформы Петра I, хотя и косвенно, все же положительно сказались на развитии народного фи­зического воспитания, освободив его от преследований со стороны церкви и органов государственной власти.

Но не мешая физическим упражнениям, являвшимся со­ставной частью народных развлечений, правительство Пет­ра I и не содействовало их распространению. А поскольку война, налоги и различного рода повинности тяжелым бре­менем ложились на плечи и без того разоренного крестьян­ства, ясно, что от этого страдала и сама основа его физиче­ского существования и развития.

Жизнь крестьянства была суровой и тяжелой. И все же, несмотря на это, русский народ в основном выгодно отли­чался своей физической силой, выносливостью, закалкой,

89

мужеством и способностью к перенесению длительных военных походов.







Сейчас читают про: