Введение физического воспитания в учебные заведения

В условиях больших преобразований в России со вре­мен Петра I, неизмеримо возросли потребности в квалифи­цированных кадрах. В стране создаются светские учебные заведения. В 1701 г. в Москве в школе математических и навигационных наук вводится физическая подготовка как обязательный учебный предмет, а затем и в Морской ака­демии (1719) в С.-Петербурге, в гимназии Глюка в Москве (1703). Средствами физического воспитания были - фехто­вание, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

Наряду с государственными учебными заведениями в это же время в С.-Петербурге появляются частные общеоб­разовательные школы, в учебном плане которых значи­тельное место было отведено и физическому воспитанию. Школы эти принадлежали, как правило, шведам, попавшим когда-то в плен. В этих школах учились дети не только шведов, но и русских. Шведские преподаватели учили «вверяемых им детей латинскому, французскому и другим языкам и также морали, математике и всякого рода телес­ным упражнениям».

Во второй половине XVIII в. открываются гимназии и пансионаты для обучения детей дворян и разночинцев. Здесь внимание обращалось на привитие внешних манер поведения, а также фехтованию, танцам.

В учебные планы гражданских учебных заведений так­же были включены элементы физического воспитания. В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гим­назиями для подготовки учащихся в Университет - для дворян и разночинцев. Сословный характер гимназий обу-

90

словил и систему постановки физического воспитания в них. В то время как в гимназии для дворян преподавались «экзерциции воинские, ежели иметь будет учеников», фех­тование и танцы, в учебном плане гимназии для разночин­цев эти предметы не предусматривались. Тот же учебный план сохранен для открытой в 1758 г. Казанской гимназии.

В правление Екатерины II большое внимание уделялось организации просвещения. Главное внимание обращалось на военно-учебные заведения, комплектовавшие своих вос­питанников из дворян.

В связи с учебно-воспитательными реформами И.И. Бец­кого, кадетский шляхетный корпус получил новый устав, утвержденный 11 сентября 1766 г. Значительно была рас­ширена программа по общеобразовательным предметам. Однако наибольшие изменения коснулись физического вос­питания. Учебный план предусматривал только преподава­ние «танцевания и фехтования», тем не менее, физическое развитие признавалось решающим в быту кадетского кор­пуса.

В детском возрасте кадеты получали общее физическое воспитание согласно правилам, изложенным в «настав­лении о воспитании детей». В возрасте от 15 до 18 лет главное внимание обращалось на верховую езду, вольти­жировку и фехтование. С 1772 г. по инициативе Бецкого в корпусе велось обучение «мячиковой игре», преподавате­лем который был приглашен «профессор мячиковой игры господин Корбин де Плеси из Парижа». Обязанности его заключались в обучении «во всем том, что до мячечной игры принадлежит, т.е. мортировать игру, сделать мячики и рапиры». Несмотря на то, что желающих обучаться не ока­залось, Плеси по заключенному с ним контракту получал в течение 6 лет по 1000 рублей в год, причем по истечении этого срока с ним был заключен контракт еще на три года. В 1796 г., упорно стремясь привить «благородному юноше-

91

ству» вкусы французской дворянской молодежи, среди ко­торой игра в мяч пользовалась большой популярностью, Бецкой пригласил другого «профессора», некоего Бионна на этот раз с жалованием 500 рублей в год.

Этот пример свидетельствует о том, что если в первой половине XVIII века физическое развитие проводилось по методам, усвоенным из немецких кадетских корпусов, то при Екатерине II «решающее влияние оказала система фи­зического воспитания французской дворянской молодежи».

В 1804 г. создается Устав учебных заведений. Появляет­ся система в образовании - приходские и уездные училища, гимназии и университеты. В училищах физическое воспи­тание не было предусмотрено, а в гимназиях и университе­тах - необязательный предмет.

Лучше всего физическое воспитание было поставлено в закрытых дворянских учебных заведениях-лицеях. В Цар­скосельском лицее был специальный зал, где занимались фехтованием, гимнастикой и другими физическими упраж­нениями и играми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: