Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫXIX в. ДО НАЧАЛА XX в.

В начале второй половины XIX в. феодально-крепос­тная система России переживала глубокий кризис. Пораже­ние царской России в Крымской войне (1853 - 1855) осо­бенно ярко показало всю отсталость крепостной системы. Правительство провело ряд реформ: было отменено крепо­стное право (1861), проведена земская (1864), военная (1874) и школьная (1860 - 1880) реформы.

Начиная с 1850 - 1860 годов проблемы физического воспитания как части общего образования и гармоническо­го развития личности поднимались в философской, педаго­гической и научной литературе.

Значительный вклад в основу науки о физическом вос­питании своими трудами внесли Николай Гаврилович Чер­нышевский (1828 - 1889) и Николай Александрович Доб­ролюбов (1836 - 1861). Подвергнув анализу и критике бур­жуазную педагогику и систему воспитания в России, они разработали новую педагогику и основные ее принципы — демократизм, народность и гуманизм. Чернышевский и Добролюбов считали, что гармоническое развитие должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К средствам физического воспи­тания ими относились - гигиена занятий физическими уп­ражнениями, народные физические упражнения, подвиж­ные игры, прогулки, закаливание, а главным считался труд.

101

Защищая народные средства физического воспитания, Чернышевский и Добролюбов резко критиковали тех дея­телей, которые навязывали иностранные методы гимнасти­ки. Добролюбов писал по этому поводу: «Жаль, что никто из поклонников национальной германской гимнастики не съездит к нам в киргизские степи или Башкирию. Там гим­настика процветает; своего рода Олимпийские игры с борь­бой и лазаньем на шесты и бегом в запуски повторяются периодически; подвиги отличившихся воспеваются степ­ными Питардами, и во славу их звучат туземные барбитоны и флейты, чебызги и кураи».

Большой вклад в педагогическую теорию обучения, воспитания и образования внес великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870), который развил принципы народности и гармоничности, что и яви­лось основой его педагогической системы. В своем педаго­гическом сочинении «Человек как предмет воспитания» он определил воспитательную и образовательную деятель­ность учителя. Поднимал вопросы об индивидуальном под­ходе к ученикам с учетом их психолого-физиологических особенностей.

Определяя средства физического воспитания детей и подростков ориентировался на принципы народности. Счи­тал, что основу физического воспитания должны составлять народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом. Игры ценились Ушинским за общественную на­правленность и отражение трудовой и бытовой жизни на­рода.

Его взгляды на физическое воспитание не лишены не­достатков, так как трактовались с чисто биологических по­зиций.

В развитие теории физического воспитания большой вклад внес Дмитрий Иванович Писарев (1840 - 1868). В своих трудах он поднимал важные вопросы о пользе и не-

102

обходимости физического воспитания детей. Физическое воспитание должно содействовать оздоровлению и закали­ванию организма.

Большое значение для развития естественнонаучных основ физического воспитания имели работы ученых Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова.

В работах русского хирурга-анатома Николая Иванови­ча Пирогова (1810- 1881) была обоснована идея о зависи­мости строения органов тела от их функций. Это позволило выяснить влияние повторных физических упражнений на развитие и изменение форм тела, развитие мышечной мас­сы. На этой основе разрабатываются принципы функцио­нальной анатомии. Им был впервые в России издан анато­мический атлас.

Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829 -1905) показал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Труды Сеченова заложили основы изучения физиологии физических упражнений, проблем утомления и активного отдыха при мышечной деятельности человека.

Научные положения Сеченова получили развитие в тру­дах русского физиолога И.П. Павлова (1849 - 1936). Его учение о высшей нервной деятельности, единстве физиче­ского и психического, об образовании условных рефлексов имело значение для изучения роли физических упражнений в формировании двигательных навыков и умений для тру­довой и спортивной деятельности. Учение Павлова о типах нервной деятельности помогли в развитии теории и мето­дики физического воспитания, врачебного контроля за за­нимающимися физическими упражнениями.

Врач-гигиенист Егор Арсеньевич Покровский (1834 -1895) оставил большое литературное наследие по теории и методике физического воспитания детей. Этой теме По­кровский посвятил более 70 работ. Наиболее значимый труд - «Физическое воспитание детей у разных народов,

103

преимущественно России». По мнению автора, «физичес­кие упражнения способствуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и обра­зованию ума». К основным средствам физического воспи­тания Покровский относил народные игры, ходьбу, бег, борьбу. Ценил проведение соревнований по плаванию, гребле, верховой езде, лыжам, конькам и играм, но при со­блюдении правил гигиены и медицинском контроле. Отри­цательно относился к упражнениям на снарядах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: