Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания

Педагогические идеи в России после Петра I тесно свя­заны с возвышением дворянского класса и его стремлением не только к приобретению материальных благ, но и к полу­чению образования. Дворянство стремилось получить соот­ветствующее его значению, как привилегированного клас­са, воспитание. Поскольку русская педагогика того времени находилась еще в зачаточном состоянии и не соответство­вала тем требованиям, которые предъявляло русское дво­рянство, приходилось опять обращаться к накопленным веками педагогическим идеям Запада. Теория физического воспитания стояла далеко не на втором плане. Это понимал уже младший современник Петра I, Василий Никитич Та­тищев (1686 — 1750), пытавшийся обосновать в своем «Раз­говоре о пользе наук и училищ» (1733) значение его для дворянского класса. Татищев был одним из образованней­ших людей своего времени. Он был хорошо знаком с за­падноевропейской философией и политической литерату­рой. Татищев понимал, интересы своего класса и знал, что именно внешний лоск, «щегольские науки» дадут русскому дворянству полное равноправие с западноевропейским дво­рянством. Характерно также, что Татищев в своей класси­фикации наук (полезные, нужные, вредительские, щеголь­ские, любопытные) — фехтование и верховую езду, стрельбу из пистолета относил к «нужные наукам». Изучение этих наук, по мысли Татищева, дворянину нужно не только для обороны отечества, но и «для отвращения общего вреда», т.е. для защиты своих классовых интересов.

97

При Екатерине II вопросы физического воспитания ста­ли ставиться совершенно по-новому и серьезнее, на прак­тике этим занимался Иван Иванович Бецкой (1704 — 1795). Прекрасный знаток французской просветительной филосо­фии, Бецкой занимал посты президента Академии худо­жеств и директора сухопутного шляхетского корпуса. Именно в этих учебных заведениях, а также в московском коммерческом училище, в воспитательном обществе для благородных девиц и воспитательных домах стал прово­дить Бецкой новые идеи физического воспитания. Им были написаны уставы для этих заведений, составившие два об­ширных тома «Учреждений и уставов, касающихся до вос­питания и обучения в России юношества обоего пола» (1774 г.). Кроме того, Бецкой составил «Краткое наставле­ние, выбранное из лучших авторов с некоторыми физиче­скими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества», в котором впервые на русском языке под­робно и систематически излагались правила физического воспитания.

Основное, к чему стремился Бецкой, - это к созданию новой «породы» людей путем воспитания, т.е. «новых от­цов и матерей, кои бы детям своим те же прямые и основа­тельные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них де передали бы паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие века». По­этому основной задачей является изолирование детей от «звероподобных и неистовых в словах и поступках» людей и создании воспитательных домов и училищ, в которых должна проводиться новая система воспитания. Для него было важно, чтобы дети были крепкого сложения, которое достигается закаливанием и суровым физическим воспита­ние уже с младенческих лет. «Для порядочного воспитания и обучения» Бецкой определил пять возрастов, причем для каждого полагались определенные физические упражнения.

98

Основное для физического развития — это движения, и чем они разнообразнее, тем здоровее ребенок. Вот почему Бец­кой придает большое значение подвижным играм на откры­том воздухе. Он решительно высказывается против тех игр, в которых нет или мало движения, а рекомендовал: чистый воздух, увеселение забавами, играми.

Стремясь к тому, чтобы ребенок получил «крепкое сло­жение», Бецкой не заботился о том, чтобы обеспечить это на практике.

Таким образом, с одной стороны, сказалась малоподго-товленность и необоснованность применения западноевро­пейской теории физического воспитания в условиях рус­ской действительности, вследствие чего реформы Бецкого потерпели неудачу; с другой стороны, классовый характер теории физического воспитания Бецкого нашел достаточно яркое подтверждение в системе организации воспитатель­ных домов, так как дворянство было равнодушно к интере­сам малоимущих классов населения.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) призна­вал, что особое значение для сохранения здоровья и физи­ческого развития имеет движение. Он планировал поднять вопрос о государственных мероприятиях по развитию фи­зического воспитания в России, а одну из статей собирался назвать «Олимпийские игры».

Возможно, под влиянием идей М.И. Ломоносова Екате­рина II учредила в 1766 г. «Петербургские олимпийские игры» - праздник, в программе которого, помимо аттрак­ционов и разнообразных развлечений, были состязания всадников, борцов и кулачных бойцов. Победителям вруча­ли золотые медали с подписью «С Алфеевых на Невские берега». Образец такой медали хранится среди экспонатов Эрмитажа.

Академик А.П. Протасов в 1765 г. выступил с доклада­ми о «Физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья», где утверждал, что

99

физические упражнения являются средством сохранения здоровья, укрепления организма, закаливания.

Решительно выступал против дворянской системы вос­питания того времени великий русский просветитель и фи­лософ Александр Николаевич Радищев (1749 - 1802). Он считал, что она рассчитана на подготовку «высокомерных щеголей», а главным, по его мнению, должно быть воспи­тание «истинных сынов отечества, активных борцов за сча­стье народа». Этой цели должно подчиняться и физическое воспитание, которому А.Н. Радищев отводил важную роль. Лучшими средствами физического воспитания он считал закаливание, естественные упражнения, широко применяе­мые в народном быту, физический труд. В своем знамени­том произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев пишет: «Прежде всего, необходимо закалять фи­зическими упражнениями свое тело. Не надо огорчаться, если юноша не получил «светского» воспитания, но «вспомните, что вы бегаете быстро, что плаваете не утом­ляясь, что подымаете тяжести без натуги, что умеете водить соху, вскопать гряду, владеете косою и топором, стругом и долотом, умеете ездить верхом, стрелять». То есть все ука­занные автором навыки он считает гораздо более полезны­ми, чем «светское» воспитание. На страницах повести отве­дено место рекомендациям и по физическому воспитанию девушек.

Взгляды А.Н. Радищева на физическое воспитание вы­текали из его философского понимания человека как суще­ства социального. Поэтому он считал, что оно должно но­сить общественный характер и одним из первых в России провозглашал идею государственной организации системы воспитания для детей всех сословий, а не только дворян.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811 - 1848), Алек­сандр Иванович Герцен (1812 - 1870) критиковали офици­альную педагогику, считали, что в содержание воспитания

100

в равной степени должны входить умственное, нравствен­ное, эстетическое и физическое развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: