Джайнизм

Йога

Йога (санскр., букв. «соединение, участие, порядок», а также «глубокое размышление, созерцание») - одно из ортодоксальных (брахманских) направлений в философской мысли Индии, выработавшее целый комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. Техника йоги содержит два взаимосвязанных аспекта - самоограничение (аскетизм) и вхождение в состояние созерцания (медитацию). Известно, что Будда практиковал йогу, но основы этого учения появились намного раньше. В Ведах, например, содержится идея о достижении сверхъестественных способностей путем аскетической практики. Эпос также описывает обращение аскетов к йоге для получения магических способностей. Йога, таким образом, - средство самососредоточения и получения истинного знания, в котором достигается освобождение от физического мира и происходит осознание высшего «Я».

Человеческое «Я» представляет собой чистое сознание, но оно склонно отождествлять себя с умом - читтой, который является первым продуктом материи (пракрити), состоящим, как и она, из трех энергий - гун (саттава - источник удовольствия; раджас - источник страдания; тамас - источник пассивности и апатии). Нашему сознанию кажется, что оно само переживает взросление и старение, сон и бодрствование, восторг и страдание. Человеческое «Я» связано с физическим и тонким телами, состояние которых оказывает влияние на ум. Выделяют пять основных состояний ума:

1. Рассеянное и беспокойное, при котором ум блуждает от одного объекта к другому, находится под влиянием гун раджас (страдание) и тамас (пассивность), стремится к чувственным объектам и могуществу.

2. Притупленное состояние, подобное сну, ум под воздействием гуны тамас влечет к пороку и неведению.

3. Относительно успокоенное - ум освобождается от влияния гуны тамас, но находится под влиянием гуны раджас, что делает возможным совершение добродетельных поступков и познания.

4. Сосредоточенное - на ум воздействует только гуна саттава (удовольствие) и он может остановиться на одном объекте или предмете размышления.

5. Сдержанное - ум погружен в невозмутимость и спокойствие, не испытывает эмоций.

Цель йоги - освобождение сознания («Я»). Смысл освобождения - в восхождении духа к новым высотам и сферам жизни путем выхода из круговорота рождений и смертей (санары); слияние Атмана («Я», абсолютного субъекта) с Брахманом (абсолютом). Йога разработала систему очищения и просветления сознания, последней ступенью которой является состояние самадхи (высшей собранности и гармонии). Последовательность этапов такова:

1. Яма - воздержание, обуздание (содержит требования непричинения зла всему живому, нестяжательства, контроля над чувственностью, отказа от приема ненужных даров).

2. Нияма - этическая культура, выработка нравственных устоев и установок (предполагает внешнее и внутреннее очищение, воспитание таких качеств, как дружелюбие, доброжелательность, бодрость, для того, чтобы делать людям добро, не взирая на их пороки).

3. Асаны - положения тела, дисциплина тела (способствуют сохранению здоровья, жизненной энергии, предотвращают болезни и позволяют контролировать нервы).

4. Пранаяна - контроль за дыханием, ибо это помогает сосредоточению ума.

5. Пратьяхара - удаление чувств, подчинение эмоций разуму.

6. Дхарана - внимание, т.е. дисциплина ума, сосредоточенность на одном объекте.

7. Дхьяна - созерцание, размышление, т.е. течение мысли вокруг объекта внимания.

8. Самадхи - сосредоточение; на этой ступени ум так глубоко погружен в объект созерцания, что принимает форму объекта и теряет себя. [5, с. 53]. На этой ступени объект осознается во всей полноте и ясности, психические процессы прекращаются, человек выходит за пределы своего «Я».

В ходе освобождения происходит осознание отличия нашего подлинного «я» от физического мира, нашего тела, ума, эмпирического «я», зла и страданий, смерти и разрушения. Йога предусматривает три пути к освобождению: путь познания (джняна-йога); путь эмоционального приобщения к божеству, путь любви, бесконечной преданности высшему существу (бхакти-йога); путь активного действия (карма-йога). Таким образом, каждый может выбрать соответствующее средство освобождения.

Джайнизм - одно из древнейших религиозно-философских учений Индии, сформировавшееся в VI-V вв. до н.э., основателем считается Вардхамана, странствующий проповедник, получивший прозвище Махавиры (Великий герой) и Джины (Победитель), т.к. победил страсти и освободился. Санскристское название «джайна-дхарма» - «учение победителей» - указывает на то, что те, кто ему следуют, побеждают свою карму и выходят из круговорота жизни. Джайнизм никогда не был особо распространенным (в наши дни его придерживаются примерно полпроцента населения Индии, т.е. 3 млн. чел.), но джайны влиятельны, уважаемы и богаты. Они считают, что их учение является всемирным (оно обращено не только к людям, но и ко всему живому) и более древним, чем даже арийская «вечная дхарма», т.е. восходящим к протоиндийскому периоду. Биография основателя джайнизма Вардхаманы во многом схожа с жизнеописанием Будды. Он так же родился в знатной семье в 599, по другим данным - в 540 г. до н.э., был сыном вождя, женился на Яшоде, дочери царя, и сам имел дочь. Когда умерли родители (ему в то время было 30 лет), стал отшельником, неоднократно совершал голодовки и постоянно медитировал. Через 12 лет обрел высшее знание и стал Джиной (Победителем). Скончался на 72-м году жизни в 527 или 468 г. до н.э.

Внутри джайнизма существуют два направления: шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые в воздух», «обнаженные»), они придерживаются одинаковых философских взглядов, различия же между ними связаны с расхождением в некоторых вопросах религиозной практики. Согласно учению джайнов, мир (лока), состоящий из 3-х частей, окружен бесконечным пространством. Обитателями мира являются: растения, высшие и низшие животные, люди, обитатели ада, боги и сиддхи (совершенные).

В основе джайнизма лежит утверждение, что существуют две вечные (несотворенные и неразрушимые) субстанции: 1) аджива (неживое, не-душа) - представленная материей, пространством, временем, эфиром, дхармой (законом, порядком, справедливостью); 2) джива (душа, живое). Одушевлены (следовательно, и наделены жизнью) земля, воздух, вода, огонь, растения. Однако они обладают всего одним чувством - осязанием. Птицы, животные, люди наделены пятью чувствами. Растения и деревья наделены двумя дживами-душа-ми; поэтому плоды лучше не срывать с дерева, а подбирать после падения - чтобы не причинять вреда. У животных по три или больше джив. Поэтому джайнам позволяется питаться только тем, что имеет две дживы: водой, молоком, плодами, орехами и овощами; вкушение всего остального ведет к нарушению основного закона - ахимсы («нехищности», непричиненного вреда). Джива-душа вечна и едина, но она распалась на множество душ, которые воплотились в различные материальные оболочки и странствуют, совершают после смерти одной из них переход в другое тело. Именно поэтому не следует причинять вреда ничему живому.

Бытие дживы может быть совершенным и несовершенным, поэтому познание так же представлено двумя видами: несовершенным (непосредственное восприятие или же основанное на авторитете) знанием и совершенным (интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи разуму; душа при этом сливается с предметом познания и на высших ступенях достигает всеведения, абсолютного знания). Однако любое высказывание условно и неполно. Действительность многогранна, поэтому отдельный ум не может охватить ее полностью, существует множество подходов; любая оценка относительна, зависит от времени и обстоятельств, она может быть истинной только с определенной точки зрения.

Чтобы бытие перешло в совершенное состояние, необходимо вести безупречную жизнь, основанную на «трех драгоценностях» (правильном знании, правильном поведении и правильном усилии), тогда возможно достижение нирваны, освобождение от пут материального мира. Безусловным является исполнение обетов, заповедей и нравственных норм, а именно: ненасилие, т.е. непричинение вреда всему живому (поэтому многие джайны выходят из дома в белой повязке, прикрывающей рот, - чтобы не проглотить какое-нибудь насекомое; они также не занимаются земледелием, а только торговлей и ремеслом, ведь вспашка земли ведет к гибели многих живых существ); правдивость, неворовство, целомудрие, воздержанность от суетных привязанностей, умеренность в еде, строгость к себе, жертвенность, прощение, смирение, честность, чистота и т.д.

Монахи в джайнизме уходят из семьи, стригут волосы и живут при храмах на подаяние. Им предписывается строгая вегетарианская диета; воду для питья процеживают, с собой носят дорожную метелку (чтобы сметать с пути насекомых), отказываются от всех мирских удовольствий, предаются «самообузданию» (т.е. аскетизму), изучению писаний и размышлениям. Миряне в целом живут обычной жизнью, не чураются наслаждений, получают чувственные удовольствия (но только в лоне семьи, верность в браке строго обязательна для обеих сторон). Им позволяется иметь собственность и быть богатыми. Готовясь к старости, многие ограничивают свои перемещения, чтобы избежать искушений; обуздывают запретные желания, пытаются культивировать безразличие к боли и удовольствию. К концу жизни собственность обычно передают детям, близким родственникам или храму, а сами посвящают себя размышлениям и аскетизму. Каждый мирянин должен ежедневно изучать священные тексты, поклоняться аскетам, каяться в совершенных проступках, отказываться от намерения творить дурные действия, желать стать духовно чище.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: