Б. История народа, создавшего Библию

См.: Михайловский Ф. А. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД “Русское слово – РС”», 2006. – Гл. 5. Западная Азия в век железа. – § 16. Древняя Палестина. – С. 85–90.

1. Палестина и её население. Палестина отделена от Финикии отрогами Ливанских гор, а от Египта – Синайской пустыней. С севера на юг почти по всей стране протекает река Иордáн, впадающая в Мёртвое море (большое солёное озеро).

Палестина – гористая страна с плодородными равнинами, на которых древнейшее население, родственное финикийцам, издавна занималось земледелием.

В условиях бронзового века (в третьем–втором тысячелетиях до н. э.) на территории Палестины образовалось множество царств и княжеств. Они были завоёваны египетскими фараонами и платили им дань. Когда Египет ослабел и фараоны потеряли азиатские владения, в Палестину явились новые завоеватели – филистимляне и еврéйские племена.

Филистимляне приплыли по Средиземному морю из Европы и заняли земли возле моря, на самом юге. По имени этого народа страна и названа – Палестина. Филистимляне образовали несколько небольших княжеств. И хотя филистимляне были вооружены железным оружием, они потерпели поражение в борьбе с евреями, которым впервые удалось создать в Палестине единое и сильное государство.

Евреи первыми в истории человечества отказались от поклонения силам природы в образе многочисленных богов и пришли к вере в единого Бога.

2. Библейские сказания. О происхождении еврейских племён, их приходе в Палестину и борьбе с филистимлянами, об образовании древнееврейского государства, о том, как евреи пришли к вере в единого Бога, рассказывается в Библии. Самая древняя и большая часть Библии называется Ветхий Завет. Слово «завет» значит договóр между Богом и людьми. Согласно библейским сказаниям, Бог сотворил весь мир и первых людей, Адама и Еву, с которыми заключил договор. Адам и Ева жили в райском саду, им не надо было ни о чём заботиться, на земле не было зла и насилия. Взамен они должны были не есть плодов с древа познания добра и зла. Но Адам и Ева нарушили договор с Богом и были изгнаны из рая. Их потомки стали вести себя ещё хуже, и Бог устроил Всемирный потоп. Он спас только благочестивого Ноя и заключил с ним завет (договор).

Люди вновь его нарушили, они начали строить башню в городе Вавилоне. Тогда Бог устроил Вавилонское столпотворение (см. § 8). С этого времени народы разделились.

В Ветхом Завете главное внимание уделяется еврейскому народу. С ним Бог заключает новые договоры. Одним из родоначальников евреев был Изрáиль, имевший двенадцать сыновей. От них произошли двенадцать еврейских племён (колен Израилевых), а потому евреев иначе называют израильтянами.

Еврейские племена не сразу пришли к вере в единого Бога. Вначале они поклонялись многим богам. Кочевые еврейские племена пересекли Синайскую пустыню и поселились в Египте. Прошло время, и жизнь в Египте превратилась для евреев в настоящее рабство. Из египетского плена их вывел Моисéй. Библия рассказывает, что фараон не хотел их отпускать и послал вослед войско на колесницах. Но Бог раздвинул перед евреями воды Красного моря, и они перешли на другой берег – в Синайскую пустыню. Когда же воинство фараона двинулось по дну моря, воды вновь сомкнулись и египтяне погибли.

В Синайской пустыне Бог, явившись Моисею, заключил с евреями ещё один завет. Бог объявил им своё имя – Яхве, и они обязались не поклоняться многим богам, но верить только в единого Бога (Яхве) и свято соблюдать все его заповеди. За это Яхве обещал, что они придут в благодатную страну и смогут её завоевать. После сорока лет странствий по пустыне еврейские племена пришли в Палестину, захватили её и образовали своё государство – Изрáиль.

3. Царство Саула и Давида. О завоевании израильтянами Палестины рассказывается в легендах. Воды реки Иордан будто бы расступились перед ними, а стены крепости Иерихóн пали от звука боевых труб и общего крика войска. Израильтяне действительно перешли Иордан, хотя и без помощи чудес. А вот Иерихон уже был разрушен до них.

Исторически достоверны имена вождей племён и военачальников, жрецов и мыслителей. Объединителем еврейских племён и первым царём был Саýл. Ему удалось добиться больших успехов в борьбе с филистимлянами, но власть первого царя оказалась непрочной. Подлинным основателем Израильского царства стал Давид – в юности простой пастух, затем музыкант в свите Саула и наконец прославленный воин.

По библейской легенде, во время одной из битв из рядов филистимлян вышел воин Голиáф. Он вызывал желающих на поединок и казался непобедимым – огромного роста, в тяжёлых доспехах, с длинным копьём. Вызов принял Давид, у которого не было иного оружия, кроме пращи, то есть кожаного ремня для метания камней. Напрасно великан филистимлян насмехался над маленьким израильтянином. Давид вынул из сумки камень, вложил его в пращу и метко поразил Голиафа в лоб.

Вскоре Давид стал военачальником, а после гибели Саула в сражении с филистимлянами его избрали царём. Давид завершил завоевание Палестины, захватил город Иерусалим и сделал его столицей. Так в X (10) веке до н. э. на территории Палестины впервые образовалось единое царство. Власть Давида была прочной. Следующего царя уже не выбирали. Давид передал царскую власть своему сыну Соломóну.

4. Царь Соломон и Иерусалимский храм. В правление Соломона государство достигло наивысшего расцвета и могущества. О Соломоне сохранилось множество легенд и сказаний. Он прославился мудростью и богатством. Царь не вёл войн, при нём расширились торговые и культурные связи Палестины с другими странами. Соломон был женат на дочери египетского фараона, дружил с царём финикийского города Тира.

Особенно прославился Соломон строительством в Иерусалиме храма Яхве, который не уступал по великолепию лучшим египетским и вавилонским храмам. Царь Тира прислал в Иерусалим самых искусных финикийских ремесленников и мастеров. Храм стал центром поклонения Яхве, единственным храмом единого Бога.

Обширное строительство и роскошная жизнь царя и его окружения требовали больших средств. Соломон увеличил налоги с населения и трудовые повинности. Все двенадцать еврейских племён подчинялись теперь царским чиновникам, а местную знать оттеснили от управления. Это вызывало недовольство и знати, и простого населения. После смерти Соломона единое государство разделилось на две части. Цари в Иерусалиме сохранили власть только над территорией между Средиземным и Мёртвым морями, где расселились два еврейских племени. Так появилось маленькое Иудейское царство. Десять других еврейских племён образовали на севере страны Израильское царство. Оба царства ожидали в будущем суровые испытания и гибель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: