double arrow

Вопрос 6

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затра­там на ее удовлетворение.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на ис­следовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы то­вар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответство­вать определенным параметрам:

• техническим (свойства товара, область его применения и назна­чения);

• эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

• эстетическим (внешний вид товара);

• нормативным (соответствие товара действующим нормам и стан­дартам);

• экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслужи­вание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Задачи анализа:

• оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;

• изучение факторов, воздействующих на ее уровень;

• разработка мер по обеспечению необходимого уровня конку­рентоспособности продукции.

Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить пара­метры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, задан­ным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты.

С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величи­не того же параметра продукта-конкурента:

Р

g=---------* 100 %

Р0

где g— единичный параметрический показатель;

Р— уровень параметра исследуемого изделия;

Ро - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетво­ряющий потребность на 100 %.

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели gi по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi.), определенны экспертным путем:

G = ∑ai* gi

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

I=GmIGэ.

Если / < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если / > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие-конкурента по своим параметрам.


Таблица Единичные и групповые показатели конкурентоспособности холодильников

В данном примере (табл. 2.7) по техническим параметрам оцениваемый холодильник уступает базовому образцу, но превосходит eго по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным: I = 0,962 /0,911 = 1,056.

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции — совершенствование процессов товародвижения, организации тор­говли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности.

Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж.

Тема: «Анализ объема производства и реализации продукции»

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: