Реформаторская деятельность (1815 -1818 гг.)
- 1815 – Польше дарована конституция – самая либеральная в Европе;
- 1815 – начало создания военных поселений, с целью уменьшения прямых расходов на армию (приближение к царю председателя военного департамента Госсовета Аракчеева А.А.);
- 1815-1820 гг. – работа над конституцией России министра юстиции Новосильцева Н.Н. (избиратели – владельцы городской недвижимости, именитые граждане, купечество, цеховые мастера; сохранение законодательной власти у царя);
- 1815-1820 гг. – проекты отмены крепостного права (Аракчеев А.А., Киселев П.Д., Мордвинов Н.С., Вяземский П.А.)
- 1816 г. латышские и эстонские крестьяне получили личную свободу без земли
Реформы просвещения
В Швеции в середине XVIII века достигнута всеобщая грамотность (с 1686 г. неграмотным запрещалось вступать в брак), с 1842 г. – всеобщее начальное образование.
Во Франции в 1796 г. на 27 млн человек населения существовало 8 тысяч школ.
В начале XIX века в России на 36 млн человек существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся: 150 2-х и 4-х классных училищ, 3 гимназии (Петербург, Москва, Казань), солдатские школы, кадетские корпуса, шляхетские корпуса, частные пансионы духовные училища, 66 семинарий, Московский университет (в Европе университеты существовали с XII века).
|
|
1803 г. – начало реформы. Основные положения.
- Создана единая система образования, в основу которой легли принципы:
- бессословности;
- бесплатного обучения на низших ступенях;
- преемственности учебных программ.
- Принят университетский устав, дававший широкую автономию:
· выборность ректора и профессуры;
· невмешательство высшей администрации в дела университетов;
- Принят цензурный устав, освободивший авторов от административного произвола;
- Первая крупная публичная библиотека в России (Петербург 1814)
Структура системы просвещения:
1-я ступень – приходские школы – одноклассные при церквах;
2-я ступень – уездные училища – двухклассные;
3-я ступень - губернские гимназии – четырехклассные;
4-я ступень – университеты. В России открылось 5 новых университетов – в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Петербурге.
1817 г. – преобразование Министерства просвещения в Министерство народного просвещения и духовных дел; пересмотр программ в религиозном ключе.
1818 г. – резкое ужесточение цензуры.
1819 – ликвидация университетской автономии. Административное вмешательство в дела Казанского, Петербургского, Харьковского университетов.
1820 г. – в инструкции управления университетами последние объявлены «очагами свободолюбия» => на первом месте должно быть «благонамерение», а наука на втором.
Правление Николая I (1825-1855 гг.)