Методика определения резервов роста прибыли
Основные источники резервов увеличения суммы прибыли ( которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис.12.3).
Рис. 12.3. Основные направления поиска резервов
увеличения прибыли от реализации продукции
Таблица 12.13
Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции
Вид продукции | Резерв увеличения объем продаж, шт. | Фактическая прибыль на единицу продукции, тыс. руб. | Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. |
А | 1,2 | ||
Б | 0,5 | ||
Итого |
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объёма реализации продукции (табл.12.13) необходимо выявленный ранее резерв роста объёма реализации (Р↑VРП) умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида (Пi1ед) и результаты суммировать:
Подсчет резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг (Р↑Пс) осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости (Р↓С) каждого вида продукции умножается на возможный объём её продаж с учетом резервов его роста (табл.12.14):
Подсчет резервов роста прибыли за счет повышения качества продукции производится следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта (∆Удi) умножается на отпускную цену соответствующего сорта (Цi), результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объём реализации продукции с учетом резерва его роста (табл.12.15):
Таблица 12.14
Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции
Вид продукции | Резерв снижения себестоимости единицы продукции, тыс. руб. | Планируемый объем реализации продукции, шт. | Резерв увеличения прибыли, тыс. руб. |
А | 0,3 | 14 000 | |
Б | 0,1 | ||
Итого |
Таблица 12.15
Резерв роста прибыли за счет улучшения сортового состава продукции
Сорт | Цена, руб. | Удельный вес | Изменение средней цены реализации, руб. | ||
фактически | планируемый | +,- | |||
Первый | 0,75 | 0,80 | +0,5 | +3250 | |
Второй | 0,25 | 0,20 | -0,5 | -250 | |
Итого | +75 |
В связи с увеличением удельного веса первого сорта и сокращением удельного веса второго сорта средняя цена изделия А возрастет на 75 руб., а сумма прибыли на планируемый объём реализации – на 1050 тыс.руб. (75руб.·14 000 шт.).
Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения структуры рынков сбыта, каналов и сроков реализации продукции. В заключении анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию (табл.12.16).
Таблица 12.16
Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс. руб.
Источник резервов | Вид продукции | Всего | |
А | Б | ||
Увеличение объема продаж | |||
Снижение себестоимости продукции | |||
Повышение качества продукции | - | ||
И т.д. | |||
Итого |
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции – увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р↑П) и снижение её себестоимости (Р↓С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:
где
Р↑R – резерв роста рентабельности;
Rв – возможный (прогнозируемый) уровень рентабельности;
R1 – фактический уровень рентабельности;
П1 – фактическая сумма прибыли отчетного периода;
Р↑П – резерв роста прибыли от реализации продукции;
VРПiв – возможный объём реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Сiв – возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
З1 – фактическая сумма затрат по реализации продукции.
Резерв повышения уровня рентабельности изделия А: