double arrow

И рентабельности предприятия

2

Методика определения резервов роста прибыли

Основные источники резервов увеличения суммы прибыли ( которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис.12.3).

Рис. 12.3. Основные направления поиска резервов

увеличения прибыли от реализации продукции

Таблица 12.13

Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции

Вид продукции Резерв увеличения объем продаж, шт. Фактическая прибыль на единицу продукции, тыс. руб. Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб.
А 1,2
Б 0,5
Итого    

Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объёма реализации продукции (табл.12.13) необходимо выявленный ранее резерв роста объёма реализации (Р↑VРП) умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида (Пi1ед) и результаты суммировать:

Подсчет резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг (Р↑Пс) осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости (Р↓С) каждого вида продукции умножается на возможный объём её продаж с учетом резервов его роста (табл.12.14):




Подсчет резервов роста прибыли за счет повышения качества продукции производится следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта (∆Удi) умножается на отпускную цену соответствующего сорта (Цi), результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объём реализации продукции с учетом резерва его роста (табл.12.15):

Таблица 12.14

Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции

Вид продукции Резерв снижения себестоимости единицы продукции, тыс. руб. Планируемый объем реализации продукции, шт. Резерв увеличения прибыли, тыс. руб.
А 0,3 14 000
Б 0,1
Итого    

Таблица 12.15

Резерв роста прибыли за счет улучшения сортового состава продукции

Сорт Цена, руб. Удельный вес Изменение средней цены реализации, руб.
фактически планируемый +,-
Первый 0,75 0,80 +0,5 +3250
Второй 0,25 0,20 -0,5 -250
Итого         +75

В связи с увеличением удельного веса первого сорта и сокращением удельного веса второго сорта средняя цена изделия А возрастет на 75 руб., а сумма прибыли на планируемый объём реализации – на 1050 тыс.руб. (75руб.·14 000 шт.).

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения структуры рынков сбыта, каналов и сроков реализации продукции. В заключении анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию (табл.12.16).



Таблица 12.16

Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс. руб.

Источник резервов Вид продукции Всего
А Б
Увеличение объема продаж
Снижение себестоимости продукции
Повышение качества продукции -
И т.д.      
Итого

Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции – увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р↑П) и снижение её себестоимости (Р↓С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

где

Р↑R – резерв роста рентабельности;

Rв – возможный (прогнозируемый) уровень рентабельности;

R1 – фактический уровень рентабельности;

П1 – фактическая сумма прибыли отчетного периода;

Р↑П – резерв роста прибыли от реализации продукции;

VРП – возможный объём реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

С – возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

З1 – фактическая сумма затрат по реализации продукции.



Резерв повышения уровня рентабельности изделия А:



2




Сейчас читают про: