Взаимоотношения между тренером и спортсменами

В процессе подготовки спортсменов формируются стиль руководства тренера.

Оценивая влияние стиля деятельности тренеров на формирование их взаимоотношений со спортсменами можно констатировать, что наиболее благоприятные оценки имеет демократический стиль, при котором взаимоотношения характеризуются как самые близкие, товарищеские, доброжелательные (отношения тренер – партнер). При либеральном стиле тренера спортсмены воспринимают свои отношения с ним как чисто деловые, лишенные всяких эмоций, а авторитарный стиль тренера оценивается как наиболее негативно отражающийся на взаимоотношениях со спортсменами.

Успех воспитательного воздействия тренера, педагога зависят от правильного выбора стиля руководства коллективом, командой. Авторитарный стиль руководства имеет преимущества при работе на начальных этапах с новым коллективом, когда члены коллектива еще недостаточно ясно и точно усвоили общие цели и задачи, свое место и роль в нем. Он оправдан также в случае срочного оперативного решения конфликта или экстремальных задач в деятельности уже сложившегося коллектива, т.к. не требует больших затрат времени и энергии. Использование либерального стиля эффективно в период, предшествующий ответственным соревнованиям. Демократический же стиль оправдан, как правило, во всех остальных этапах работы тренера (хотя он и требует больших усилий и затрат времени для получения ощутимого положительного эффекта).

Изучение мнения спортсменов, занимающихся единоборствами (борьба, бокс, фехтование) показало, что наиболее значимыми факторами тренерского авторитета являются такие качества, как:

- высокие нравственные, человеческие факторы (68,2 %)

- высокое профессионально-педагогическое мастерство (48,3 %)

- внимание к спортсмену и его нуждам (29,9 %)

- высокие спортивные результаты учеников (24,3 %)

- общая образованность (21,4 %).

При сравнительной оценке вклада тренера и спортсмена в соревновательные результаты выявлены расхождения во мнениях: свыше половины тренеров в равной мере оценивали усилия тренера и спортсмена, а большая часть спортсменов приоритетную роль отводила себе (причем, 2-разрядники оценивали вклад поровну, 1-разрядники и КМС – главное место отводили тренеру, а высококвалифицированные – собственным усилиям).

Важно влияние первого тренера. И хотя только 30 % квалифицированных спортсменов тренируются у первого тренера, но и большинство остальных испытывают к ним чувство благодарности и даже продолжают поддерживать отношения.

Обстоятельства перехода к другому тренеру:

1. Недостаточный уровень профессиональных знаний и опыта, не обеспечивающих дальнейший рост спортивных результатов;

2. Бесчестность и аморальные поступки тренера;

3. Приверженность к диктаторским методам работы.

Некоторые спортсмены считают, что не следует переходить тренироваться к другому тренеру ни при каких обстоятельствах. Т.о. переходы к другим тренерам не всегда являются следствием конфликтов.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: