Бихевиоризм и школа человеческих отношений

Время и условия развития: 1930-1950 гг.

Послевоенный период основывается на понимании того, что мотивами поведения людей являются не только экономические силы, но и потребности, которые не могут быть удовлетворены экономически. В годы второй мировой войны интенсификация использования физических возможностей человека в крупном машинном производстве была доведена до предела, поэтому потребовалась активизация ресурсов человеческой личности.

Рационализм в менеджменте, при всех его достоинствах, как оказалось, далеко не единственный, а во многих случаях и не лучший путь повышения эффективности работы реальных предприятий и организаций. В качестве реакции на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний прочно утвердилось другое направление – поведенческое, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубления понимания реальной сути управления в организациях, в более крупных социальных системах. На его основе осуществлялась выработка рекомендаций по совершенствованию «человеческого фактора», развитию участия трудящихся в управлении, повышению эффективности лидерства. Перенос центра тяжести в управление с выполнением задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы «человеческих отношений».

Школа поведенческих наук помогла работнику осознать свои собственные возможности, т.е. способствовала росту эффективности организации за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов. Эта школа особое внимание удел изучению межличностных отношений практики управления. Больше значение приобретает изучение передового и прогрессивного

опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем.

Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ – школы «человеческих отношений» и школы «поведенческих наук».

Эти школы выделились вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации.

Под человеческим фактором в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании – это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д. /14/.

Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми, является основной отличительной характеристикой школы «человеческих отношений».

Суть системы человеческих отношений характеризует менеджерские заповеди - предписания, нормы, правила социального и нравственного характера, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: