Световые колодцы Кносского дворца

Многоэтажные ячейки дворца имели открытые галереи, выходившие на площадь, так как жители Крита не использовали арку в качестве несущей конструкции, эту функцию выполняли колонны.

Колонны, поддерживавшие крышу и верхние этажи, отличались оригинальной формой: их ствол расширялся снизу вверх. Они состояли из цилиндрической или усеченной конической базы из гипса, липы или цветного камня, деревянного, обычно кипарисового, гладкого ствола (иногда вертикальные углубления создавали на нем вогнутые или выпуклые рельефы) и деревянной капители. Отношение базы и капители уникально для этого типа колонн.

В отличие от монументальной архитектуры Древнего Египта с ее строгой симметрией и подавляющей человека грандиозностью дворец в Кноссе не имел четко продуманного плана. Естественно связанный с окружающим пейзажем, в расположении внутренних помещений он сохранял свободу и живописность.

Несмотря на то, что в многоэтажных помещениях дворца располагались разные по функциональной принадлежности здания: приемные и религиозные залы, ремесленные мастерские, школы и хранилища, - весь дворец, в целом, воспроизводил образ моря. Залы и комнаты, находящиеся на разных уровнях, соединенные лестницами и переходами, освещенные и затемненные, создавали впечатление подвижности, изменчивости, живописности. Не символ, не намек на живое в неживом, в мире мертвой и косной материи, а сама жизнь этой материи, сама конструкция, взаимодействие перекрытий и опор, вертикалей и горизонталей, подъемов и спадов – словно вторили ритму волн безбрежного моря.

Несмотря на разницу масштабов, местоположение и качество отделки стен, для всех критских дворцов характерен целый ряд общих черт. Все сооружения группируются вокруг центрального двора. Почти все дворцы ориентированы по сторонам света – их внутренний двор вытянут с севера на юг. Часто сам дворец ориентирован на «священную гору», хорошо видимую из него, так как связан с горными святилищами, устроенными в пещерах. Например, Кносский дворец был связан с горой Юкта. Дворец в Фесте был «привязан» к знаменитой горе Ида, на которой, по преданию, родился и вырос Зевс.

В критских дворцах, например, в Фесте, разбивали священные сады, обычно в юго-восточном углу дворцового комплекса. Там росли не только годичные или сезонные цветы, но также высаживались цветы в специальных горшках. По всей, вероятности, дворцы считались земным отражением мест обитания небожителей, к последним причислялись богини, почитаемые в святилищах. Хотя во дворцах жили цари, не исключено, что сооружения эти считались собственностью богинь. Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли сына или супруга (зачастую сына-супруга) богини. Жена правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.

К позднеминойскому времени относятся лучшие памятники критской архитектуры, такие как «тронный зал» Кносского дворца, «Южный дом» кносского богача, который представлял собой двухэтажное здание с портиком, колоннами, священной площадкой, погребом и кладовой.

Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Санитарное состояние городов было довольно хорошим. Система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев и источников поступала в жилища.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: