double arrow

Градостроительство и архитектура Микен


После гибели критской культуры центр эгейской цивилизации переместился на Пелопоннесский остров в район Арголидского залива, где в это время быстро начала развиваться так называемая микенская культура, которая к этому моменту насчитывала уже несколько веков развития.

Постепенно набиравшие мощь микенцы превратились в могучую силу и распространили свою власть на целый ряд балканских, островных и малоазийских территорий. Их победу упрочило землетрясение, обрушившее критские дворцы, но критское искусство было взято на службу микенскими правителями, потому что их собственные художественные вкусы были еще недостаточно развиты.

Рис. 5. «Львиные ворота» в Микенах.

В отличие от неукрепленных городов Крита с их огромными дворцовыми комплексами, города микенской цивилизации были укреплены мощными крепостными стенами, окружавшими территорию, достаточную для того, чтобы на ней могло укрыться не только городское, но и окрестное сельское население, однако не столь обширную, чтобы там могли разместиться большие дворцы.

Стены Микен длиной 900 м и толщиной от 6 до 10 м были сложены из громадных известняковых блоков, длиной в 1,5-2 м и весом в 5-6 тонн, грубо обработанных с заполнением из глины, смешанной с мелкими камнями и землей. Наряду с циклопической кладкой стен (позднее сами греки уже не верили, что стены – дело рук человека и приписывали их создание циклопам – чудовищам-людоедам) местами имелась кладка из обработанных каменных блоков, как, например, участок стены возле главных Львиных ворот города.




Центральным входом в микенскую крепость служили ворота, воздвигнутые из четырех огромных монолитов. Ворота сложены из двух вертикально поставленных колоссальных плит, перекрытых третьей громадной плитой. Их пролет в высоту 3,2 м, в ширину – 2,85 м. Вес горизонтальной перемычки – 20 тонн. Для облегчения нагрузки над нею было оставлено пустое пространство: ряды кладок сходились над перекрывающей плитой выше, образуя свободный треугольник, закрытый огромной, треугольной известняковой плитой с рельефным изображением. На нем была представлена геральдическая сцена: колонна – священный символ правителей Микен, а по сторонам от неё - в одинаковых позах Львы. Львиные ворота – единственный образец монументальной скульптуры в эгейском искусстве, они воплощали несокрушимую мощь Микенского государства.

К воротам вел узкий проход, образованный выступавшими вперед бастионами, с которых защитники крепости могли обстреливать подступающих врагов. От ворот дорога поднималась на вершину холма, где находился царский дворец.







Сейчас читают про: