Тема 13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1992 гг

Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.

Тема 11. Педагогические течения начала ХХ века

Особенности эпохи конца XIX - начала ХХ веков. Сущность антропологического течения в педагогике, его представители (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов. В. М. Бехтерев, Д. Дьюи, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев и др.). Введение в науку понятий «сензитивные периоды в индивидуальном развитии»; «воспитывающая и обучающая среда», «прогрессирующее воспитание».

Естественнонаучное течение (В. П. Вахтеров, А. П. Нечаев, В. Лай и др.). Идея определяющей роли раннего этапа онтогенеза в становлении и развитии личности. Принцип приспособления учения к уровню развития ученика, идея создания гомогенных учебных групп. «Закон воздействия», «Закон тренировки».

Разработка статистических методов для исследования уровня умственного развития ребенка.

Социологическое течение в педагогике (Э. Дюркгейм, П. Наторп и др.). Трактовка понятия воспитания как социализации личности.

Критика психологического подхода к воспитанию и концепции педоцентризма. Характеристика интеллигентного человека как идеала и цели образования. Обоснование значимости коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

Первые декреты Советского правительства по народному образованию.

Деятельность Наркомпросса по реализации новой концепции развития школы. Опытно-показательные учреждения Наркомпросса. Создание рабфаков и демократизация высшей школы. Создание школ ФЗУ, ШКМ и ФЗС.

Разработка учебных планов и программ семилетней школы (1921 г.). Комплексные программы ГУСа (1923-1930). Политехнизация общего и профессионального образования.

Развитие школы и педагогики в 1930-е гг. Постановления ЦК ВКП(б) о школе и перестройка содержания учебно-воспитательной работы.

Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпроссов» (1936 г.) и его роль в развитии советской школы и педагогики. Формы и методы идейно-политического, интернационального, патриотического воспитания учащихся.

Н. К. Крупская как историк педагогики, теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования.

Педагогические взгляды П. П. Блонского.

Практическая и теоретическая деятельность А. С. Макаренко, ее влияние на развитие отечественной и зарубежной теории и практики воспитания.

Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941 –1945гг.). Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений.

Реформа общеобразовательной средней школы на основе закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.).

Создание Министерства просвещения СССР и Академии педагогических наук СССР. Усиление связи педагогической науки с творческой деятельностью учительства.

Реорганизация начальной ступени обучения. Создание межшкольных учебно-производственных комбинатов, (УПК), школ-комплексов.

Развитие педагогической теории в 60-70-е гг. Технологии развивающего обучения В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и др. Гуманистическая педагогическая концепция В.В. Сухомлинского.

«Педагогика сотрудничества». Развитие теории коллектива (И. П. Иванов, Л. И. Новикова и др.).

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (апрель 1984 г.) и ее результаты.

Развитие советской школы в конце 80-х гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: