Методика и технология социального посредничества в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов

№ 27

Социальное посредничество - это содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи. Быть социальным посредником - значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой. Если посреднические усилия направлены на мобилизацию сил и средств для предоставления конкретной помощи, то социальный педагог должен уметь устанавливать связи с субъектами, способными оказать социальную поддержку, убедить их в ее необходимости. Нередко специалист выступает в роли посредника между конфликтующими сторонами. В таком случае он может оказаться "между двух огней", и ему следует быть готовым выслушивать упреки в свой адрес и обвинения в предвзятом отношении. На все это необходимо реагировать спокойно, аргументировано отводить обвинения, продолжая посреднические усилия.

В социально-педагогической практике посредничество реализуется в различных формах.

Посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов: участие в оформлении опеки (попечитель­ства), взаимодействие с инстанциями при решении вопросов о защите имуществен­ных прав несовершеннолетнего, участие в дознании и судопроизводстве по право­нарушениям, совершенным несовершеннолетними и т.п.

Для примера рассмотрим участие социального педагога в допросе или иных процессуаль­ных действиях по делу несовершеннолетнего. Социальный педагог в силу профессиональных обя­занностей может выполнять функции общественного защитника или приглашаться как представи­тель образовательного учреждения. В связи с этим следует иметь в виду следующие рекоменда­ции:

1) перед посещением допроса или иного процессуального действия вспомнить свои права и обязанности;

2) при подобных визитах целесообразно иметь тексты Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных стандартных правил ООН отправления правосудия в отношении несовершеннолет­них, Руководящих принципов ООН предупреждения преступности несовершеннолетних, Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (1998), а также книги на тему защиты прав детей. При необходимости в тактичной форме можно ссылаться на положения перечисленных документов.

3) по прибытии на допрос необходимо попросить следователя (дознавателя, прокурора, судью) ввести вас в курс дела. Желательно узнать, понимает ли следователь роль социального пе­дагога в допросе или же пригласил его (допустил для участия в допросе) для формы;

4) при допросе с несовершеннолетним в обязательном порядке выясняется:

- беседовали ли ранее с ребенком по вопросам, которые ставятся перед ним на допросе, не пытался ли оказать допрашивающий на ребенка давление, чтобы заставить его занять позицию, противоречащую его интересам;

- каковы причины, предпосылки и условия совершения ребенком преступления. Для социального педагога особенно важны социальные, психологические и педагогические предпосылки преступления;

- применялось ли к ребенку насилие в ходе задержания, дознания, следствия. Если да, было ли применение такого насилия обоснованным (см. ст. 13-16 Закона РФ "О милиции");

- не оказывалось ли на ребенка психологическое давление (угроза применения насилия, оглашения нежелательных сведений, обещание освобождения из-под стражи при даче соответствующих показаний и т.д.);

- если ребенок находится под стражей - в каких бытовых, санитарных, педагогических условиях он содержится, не влияют ли эти условия на характер даваемых им показаний;

5) определить, соответствует ли психологическое, нравственное, культурное, интеллек­туальное, физическое развитие несовершеннолетнего возрасту, не имеется ли в связи с тем, что ребенок отстает в развитии оснований для постановки вопроса о прекращении в отношении него уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного характера;

6) выяснить, не существует ли по месту содержания ребенка под стражей обстоятельств, угрожающих его жизни, безопасности, здоровью;

7) в ходе допроса определить, понятны ли ребенку поставленные перед ним вопросы, правильно ли он воспринимает их, каким образом его ответы на эти вопросы отражены в процес­суальных документах, ясны ли ему его права, может ли он ими пользоваться. В случае если ребенок испытывает затруднения, помочь ему сформулировать свои ответы, реализовать гарантированные законом права;

8) обсудить вопрос о возможности смягчения ребенку меры пресечения;

9) совместно с ребенком решить вопрос об оказании ему социальной помощи в докумен­тировании, трудоустройстве, устройстве в учебное заведение, секцию, кружок, в разрешении ост­рых конфликтов, с которыми он столкнулся;

10) предоставить ребенку литературу по защите его прав, при необходимости обеспечить его теми нормативными актами, в которых он нуждается;

11) выяснить, какие проблемы угнетают ребенка (отсутствие связи с родными, конфликт с противоположным полом, притеснения со стороны более сильных сверстников и т.д.) и принять меры по разрешению этих проблем;

12) составить отчет по участию в допросе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: