Этапы уличной социально-педагогической деятельности

Всю технологию работы с уличными детьми можно разделить на следующие этапы:

1 этап – наблюдение за уличными детьми, их группировкой. Основные моменты, которые желательно выяснить:

– режим существования, вредные привычки, состав группы (основной, переменный), каково влияние взрослых, выявление лидеров;

2 этап – установление первого непосредственного контакта. В ходе беседы следует выяснить:

– давно ли дети на улице, давно ли образовали тусовку;

– кто из сотрудников других организаций работает с детьми;

– каковы отношения с милицией;

– каковы отношения с другими группировками;

– есть ли у детей связи с семьями;

– живут ли они на улице постоянно или периодически возвращаются домой, а также есть ли у них возможность жить в семье.

3 этап – разработка специальной программы по работе именно с этими детьми, при разработке которой нужно опираться на имеющиеся возможности, не следует ставить заведомо невыполнимые цели, переоценивать собственные силы. Для ребенка, живущего фактически на улице, завтрашнего дня как будто нет. Он живет сегодня. Его потребности примитивны, интересы сиюминутны. Требуется оптимальное сочетание стратегических и тактических целей. Уличные дети не выживают в одиночку, они собираются в группы. Программы нужно разрабатывать для каждой отдельно взятой территории, группы, тусовки. Как только проблема себя изживает, программа закрывается.

Обобщая опыт работы зарубежных специалистов социальных педагогов в области уличной работы, можно сделать следующие рекомендации начинающему социальному педагогу:

- работа в парах "парень-девушка" позволяет, с одной стороны, сделать работу безопаснее, а с другой - формировать доверие у ребенка;

- вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения специалистов наибольшего количества детей "группы риска";

- каждой паре специалистов должна отводится определенная территория, которую она должна хорошо знать и ориентироваться в ней;

- волонтерская деятельность: необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться, чтобы повысить оперативность работы;

- поиск детей улиц: источниками информации о детях "группы риска" могут быть взрослые, проживающие на данной территории, отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних, сами уличные дети. Формой поиска может стать рейд, обход, распространение листовок с просьбой сообщить о детях, нуждающихся в помощи, по определенному телефону;

- формы помощи: традиционные формы помощи (походы, спортивно-культурные мероприятия и т.п.) в процессе сотрудничества с различными детскими досуговыми организациями, учреждениями социальной защиты, правоохранительными органами, администрацией и т.п. могут быть дополнены устройством детей в кружки и секции, консультациями специалистов (психолога, нарколога и др.), определением в учреждения социальной зашиты;

- непосредственный контакт с уличными детьми: опыт работы лицом к лицу с уличными детьми в их среде ценен для любого, кто имеет с ними дело, так как ни статистические, ни описательные данные не заменят непосредственного общения.

Первый контакт может шокировать, так как уличные дети часто бывают грубыми. На общение со специалистом дети, скорее всего, пойдут с недоверием. Одним из вариантов поведения социального педагога может быть такой: социальный педагог представляется (сразу предупреждая детей, что он не из милиции) и рассказывает о своей работе, что он делает и зачем. Первая встреча не должна быть продолжительной, достаточно 10-15 минут. Чтобы поддержать контакт, можно попросить беспризорников оказать содействие в поиске детей, нуждающихся в помощи. Про­щаясь, нужно предупредить ребят, что теперь социальный педагог в силу своих обя­занностей довольно часто будет у них появляться и надеется на их помощь. При по­следующих встречах не стоит спешить задавать много вопросов, дети должны при­выкнуть к постороннему человеку, чтобы быть достаточно откровенными. Случается, что не вовремя заданный спрос перечеркивает все усилия по сбору необходимой информации.

Уличная социально-педагогическая работа предполагает регулярность посещения детей, поэтому сообщается, где и когда можно найти социального педагога в случае необходимости.

Социальный педагог регистрирует свою работу следующим образом:

– ежедневно составляет список всех детей, с которыми контактировал во время выхода на улицу;

– создает и обновляет индивидуальные файлы на детей;

– ведет дневник уличных визитов и проведенной деятельности.

Консультируя уличных детей, социальный педагог обсуждает с ребенком возможность выбора собственного будущего. Один из важнейших аспектов социально-педагогической работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к использованию социальных услуг, в первую очередь – дневного центра.

В тех случаях, когда ясно, что ребенок чаще ночует дома, что связь с семьей не утеряна, необходимо наполнить жизнь ребенка положительным содержанием через дневные центры, подростковые клубы, спортивные секции, а самое главное – вернуть детей к школьной жизни. Если выясняется, что ребенок действительно живет на улице, ему предлагается пойти в приют.

Работа социального педагога с уличными детьми должна быть основана на глубоком понимании детской психологии. Главная задача социального педагога – содействие в формировании у беспризорных и безнадзорных детей мотивации на возврат в семью, на активную позицию в решении собственной судьбы.

Необходима реализация следующих мер:

– увеличить количество приютов, с числом воспитанников не более 12; максимально упростив прием в уже существующие приюты, в т.ч. круглосуточно и независимо от праздников;

– опираясь на принятый закон о приемной семье, создать достаточное количество профессиональных семей, принимающих детей на время, так как ребенку гораздо легче уйти с улицы в семью, чем в приют, тем более, что у многих детей есть неудачный опыт проживания в приютах или интернатах;

– уличные подростки старше 15 лет предпочитают те формы труда, которые оплачиваются ежедневно, т.е. поденный труд; организация поденного труда может стать одним из возможных путей ресоциализации безнадзорных детей;

– для безнадзорных подростков старшего возраста необходимы социальные гостиницы (общежития);

– на общегородском уровне необходимо создание информационного центра, который должен издавать методическую литературу, служить базой для организации семинаров, издавать информационный бюллетень, предоставлять социальным службам необходимую информацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: