Принципы работы социального педагога с уличными детьми

Методика и технология уличной работы социального педагога

№ 25.

Большинство участков социокультурного пространства, которые избирает сам ребенок для своей жизнедеятельности, характеризуются ненаблюдаемостью и неорганизованностью (дворы, чердаки, подвалы, улицы и т.п.). Это пространство, к сожалению, несет в себе, скорее, негативный, дезадаптирующий опыт. В связи с этим за рубежом сложилось самостоятельное направление по работе с детьми и мо­лодежью, получившее название уличной работы. В последние годы и в нашей стра­не создаются при поддержке иностранных специалистов службы "Ребенок на ули­це".

Служба "Ребенок на улице" может существенно облегчить переход ребенка с улицы в сферу реабилитационного пространства. Социальный педагог этой службы становится первым представителем реабилитационного пространства, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре реа­билитационного пространства и мотивирует его к ресоциализации, старается пробу­дить в нем желание стать полноценным членом общества.

Главными задачами службы "Ребенок на улице" являются:

а) мониторинг территории района для сбора полной информации о детско-подростковом сообществе, чтобы:

- выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы;

- осуществлять профилактику беспризорности, не допускать появления на улице "новеньких" детей;

- оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказавшимся в критической ситуации;

- способствовать формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков путем коррекции их мотивационной сферы;

б) тесное сотрудничество с различными структурами реабилитационного пространства (школами, организациями детского досуга, учреждениями дополни-

тельного образования и т.п.) для оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с детьми улиц;

в) разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних "группы риска";

г) выполнение роли про водника для детей с улицы в сферу реабилитационного пространства.

При работе с уличными детьми социальные педагоги должны руководствоваться следующими принципами.

> Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего - во всех конфликтных ситуациях взрослых граждан и несовершеннолетних социальный педагог всегда встает на сторону несовершеннолетнего.

> Принцип добровольности. Этот принцип основан на мысли о том, что насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно, для этого нужно его желание. Для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым ребенком, социальный педагог заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие обоих сторон. Без согласия несовершеннолетнего на такое сотрудничество специалист ограничивается функциями наблюдателя. Социальный пе­дагог имеет право активно вмешаться в ситуацию вопреки юле ребенка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.

> Принцип принятия ценностей другого человека. Следуя этому принципу, первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорника. Все его поступки продиктованы, прежде всего, стремлением выжить в сложных условиях, и социальный педагог не вправе осуждать его за это. После возникнове­ния доверительных отношений можно выражать свое мнение о поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых он живет.

> Принцип доверия. Принцип доверия к подростку состоит в том, что социальный педагог не выражает сомнений в правдивости информации, исходящей от несовершеннолетнего. Как правило, со временем социальный педагог получит достоверные сведения о каждом ребенке, которые должны быть в процессе аналитиче­ской обработки еще раз досконально проверены.

> Принципоткрытости. Следуя этому принципу, социальному педагогу следует быть предельно честным и откровенным при общении с детьми.

> Принципединой команды. Уличная работа - это командная работа, т.к. дети часто меняют свое местонахождение на улице, и только тесное взаимодействие всех уличных работников позволяет держать в поле зрения всех детей. Работа в команде облегчает организацию больших мероприятий (спортивных, культурных и т.д.), которые служат знакомству и общению детей, снижая межтерриториальную напряженность среди группировок несовершеннолетних.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: