Налоговый механизм и характеристика его элементов

Управление налогообложением

(или государственный налоговый менеджмент)

В узком смысле «управление налогообложением представляет собой целенаправленное воздействие субъекта налоговой системы на ее объект – налоговые отношения»; в широком смысле – «совокупность мер государства (государственных финансовых и налоговых органов) по обеспечению целенаправленного и непрерывного функционирования налогового механизма с целью достижения эффективного функционирования всей совокупности налоговых отношений и реализации на этой основе соответствующей налоговой политики»[6].

В зависимости от характера процесса управления выделяют стратегическое и текущее управление налогообложением, соответственно определяются и органы управления. Общее стратегическое управление налогообложением возложено на высшие законодательные органы власти и управления, текущее – на исполнительные (финансовые и налоговые) органы. Воздействие субъекта налоговой системы на налоговые отношения осуществляется посредством действия налогового механизма.

Налоговый механизм – это система форм и методов использования государством на практике потенциала объективной экономической категории “налог” с целью обеспечения реализации соответствующей налоговой политики в рамках экономической системы. При этом систематизированы и раскрыты составляющие налогового механизма:

1. налоговая (финансовая) информация;

2. налоговое планирование и прогнозирование;

3. налоговое регулирование;

4. налоговое право;

5. налоговый контроль.

Или можно по другому дать определение «налогового механизма» - эта система взаимосвязанных элементов, которая определяет порядок налогообложения с целью обеспечения соответствующей налоговой политики.

Налоговая (финансовая) информация – основа для принятия решений в области налогообложения, поскольку для принятия оптимального решения необходима достаточная и достоверная информация, которую можно получить из различных форм бухгалтерской, налоговой, статистической и другой отчетности.

В перспективном развитии налогообложения все более важное место отводится налоговому планированию и прогнозированию как немногим, но чрезвычайно действенным функциям государства. Цель налогового планирования – экономически обосновать объемы изъятия в бюджетную систему части ВВП в виде установленных налогов и сборов. Данный элемент призван обеспечивать качественную и количественную характеристики налоговых доходов бюджетов разных уровней. В зависимости от горизонта планирования различают краткосрочное (оперативное), среднесрочное и долгосрочное налоговое планирование.

В зависимости от ориентации на конкретные цели налоговое планирование делится на тактическое и стратегическое.

Эффективность налогового планирования во многом зависит от квалифицированного налогового прогнозирования и планирования мер, направленных на компенсацию выпадающих доходов бюджетной системы, прежде всего за счет использования инструментов налогового регулирования.

Использование тех или иных методов налогового планирования поступлений налогов и сборов имеет особое значение, поскольку позволяет с большей степенью достоверности рассчитать плановые показатели по взиманию налоговых доходов, а следовательно, обеспечить мобилизацию в бюджет доходов, необходимых для финансирования его расходных статей.

Налоговое регулирование – это оперативное вмешательство в процессы налогообложения с целью обеспечения сбалансированности интересов участников налоговых правоотношений. Известны следующие инструменты налогового регулирования: налоговые вычеты, налоговые «каникулы», налоговая амнистия, изменение сроков уплаты налогов (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит), установление дифференцированных ставок, сужение или расширение объектов налогообложения, изменение параметров налоговой базы. Конечной целью налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе увеличения объема производства, продаж и доходов экономики путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни предприятий и экономики в целом. Поэтому любые новации сказываются на состоянии экономики, но прежде всего – на государственных доходах.

Налоговое право – это совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих процессы налогообложения. Налоговое право является подотраслью финансового права.

Следующим элементом налогового механизма является налоговый контроль, под которым мы понимаем комплекс мер, используемых налоговыми органами по обеспечению исполнения принятых решений или обязанностей в области налогового законодательства с целью правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налоговых обязательств налогоплательщиками.

Правильность исчисления, своевременность и полнота уплаты налоговых обязательств налогоплательщиками контролируются при помощи различных форм и методов (камеральных и выездных проверок, осмотров, объяснений и т.д.). Нарушение налогового законодательства ведет, соответственно, к взысканию недоимки и привлечению к ответственности (уголовной, административной и финансовой). Субъектом налогового контроля выступают налоговые органы, а целью является обеспечение соблюдения налогового законодательства.

Следует различать понятия «налоговый контроль» и «налоговое администрирование». Если налоговый контроль является частью налогового механизма, то налоговое администрирование – частью управления налогообложением.

Схема управления налогообложением и место в нем налогового администрирования приведены на рисунке 3.

Основное содержание налогового администрирования сводится к реализации положений налоговой политики: обеспечение мобилизации налогов и сборов, предусмотренных законодательством, и решение организационных вопросов повышения эффективности налоговых отношений. Таким образом,, в широком смысле налоговое администрирование – это комплекс мер, используемых уполномоченными органами исполнительной власти по управлению налоговыми отношениями с целью обеспечения максимальной результативности и эффективности их осуществления. Из определения следует, что субъектами налогового администрирования выступают финансовые и налоговые органы, осуществляющие текущее управление налогообложением.

Конечная цель налогового администрирования – реализация эффективной налоговой политики. Оценить ее эффективность можно при помощи анализа базовых показателей: состава налогоплательщиков, объема налоговых поступлений, размера задолженности по налогам и сборам, эффективности контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами и т.д.


Рисунок 3 - Управление налогообложением (государственный налоговый менеджмент)
и место в нем налогового администрирования

РЕЗУЛЬТАТ УПРАВЛЕНИЯ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: