Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

II. Распад СССР. Причины и последствия




Важнейшей проблемой, с которой столкнулось новое советское руководство в период перестройки, стало националистическое движение.

Причины:

- еще в 1922г, когда образовался СССР территориальные проблемы решали с позиции будущей мировой революции, поэтому границы республик были обозначены достаточно условно(в свете таких решений Хрущев подарил Крым Украине);

- национальные проблемы в СССР (депортация народов при Сталине, русификация населения во всех республиках - русский язык - государственный язык и т.д.) сдерживались лишь за счет сильной центральной власти, которая была сильно ослаблена при Горбачеве; с крушением коммунистической идеологии произошел идеологической вакуум, который был заполнен националистическими идеями.

В конце 1988 г. стали возникать общественные организации, называвшиеся “народными фронтами в поддержку перестройки”. Возникали они, прежде всего, в национальных республиках и объединяли в своих рядах общественных деятелей, которые стремились вовсе не к “поддержке перестройки”, а к отделению от СССР. Народные фронты появились в Эстонии, Латвии, Литве, Азербайджане, Грузии, Белоруссии и других республиках.

Вскоре начался так называемый “парад суверенитетов”: в течение весны – лета 1990 г. заявили о своем суверенитете Латвия, Литва, Эстония, Российская Федерация и другие республики.В качестве выхода из создавшейся ситуации было предложено заключить новый союзный договор. Условием его заключения должна была стать серия многосторонних соглашений между республиками. В ряде новых независимых государств появились самопровозглашенные республики. Так, в Молдавии была провозглашена Гагаузская республика, в Грузии декларации о суверенитете приняли Абхазия и Южная Осетия.

Обстановка в стране накалялась. В марте 1991 г. в стране состоялся референдум. Граждане СССР должны были ответить на вопрос: “Вы за обновленный Союз или против?”. У многих политических деятелей такая постановка вызывала вопросы и недоумения. Например, что понимать под обновленным Союзом? Тем не менее, большинство населения высказалось за сохранение СССР. В середине 1991 г. возник проект переустройства СССР, как уже конфедеративного объединения девяти союзных республик (Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия и Армения объявили о своей полной независимости). Проект подготавливался в поселке Ново-Огарево и получил название “Ново-Огаревские соглашения”.

Накануне подписания нового договора, 19 августа 1991 г., вице-президент СССР Г. Янаев, председатель кабинета министров В. Павлов, министр обороны маршал Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других высших руководителей объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) и о переходе верховной власти в его руки. Лидеры ГКЧП заявили, что перестройка “зашла в тупик” и необходимы решительные меры для предотвращения ликвидации СССР и “развала государства”. В отдельных регионах страны, и, прежде всего, в Москве вводилось чрезвычайное положение. В город были введены войска, запрещен выход большинства газет, под контроль было взято телевидение.




Центром сопротивления стал Верховный Совет России. Стали выходить подпольные листовки, в здании Верховного Совета России заработала радиостанция “Эхо Москвы”. Москвичи стали сходиться к зданию Верховного Совета, вокруг которого стали возводиться баррикады. Отдельные армейские части перешли на сторону Верховного Совета РСФСР. В ночь на 23 августа все участники переворота были арестованы.

Неудавшийся переворот только ускорил процесс распада СССР. 8 декабря 1991г. главы трех союзных республик - С. Шушкевич (Белоруссия), Б. Ельцин (Россия) и Л. Кравчук (Украина), собравшись в Беловежской Пуще, заявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в г. Алма-Ате в СНГ вступили и другие бывшие союзные республики, за исключением Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев объявил о своем уходе с этого поста. Советский Союз перестал существовать, а Россия вступила в новую эпоху своей долгой и сложной истории.

Итоги распада СССР:

- разрыв экономических связей;

- возникновение территориальных и обострение межнациональных
конфликтов (Чечня, Крым - раздел черноморского флота; и пр.)



- политическая нестабильность и социальная напряженность.

- изменилась система международных отношений: был окончательно поколеблен статус России как великой державы (за пределами России оказалось 25 млн. русских); вместо биполярного (СССР - США) происходит становление монополярного мира (США); резко упал авторитет ООН; во многих регионах стали возникать затяжные военные конфликты; возросла международная напряженность.

Одним из главных следствий августовских событий стало перемещение государственно-политической власти, сосредоточенной прежде всего в союзном Центре, в республики, и в первую очередь в Россию.

Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности России. Уже в 1991 г. возникла угроза распада РСФСР. Республики, ранее входившие в ее состав, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий: Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава Федерации. К 1992 г. отношения России с субъектами Федерации в известной степени были урегулированы. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

Однако подписание договора не прекратило региональных конфликтов. Особенно напряженно сложились отношения Центра и Чечни. 11 декабря 1994 г. на территорию Чечни были введены российские войска. Это не привело к подчинению республики федеративным законам. События переросли в затяжной конфликт. В августе 1996 г. была достигнута договоренность о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из Чечни к концу 1996 г., о проведении президентских выборов в республике к началу 1997 г. По “Хасавюртским договоренностям” вопрос о политическом статусе Чечни был отложен до 2000 г.

В 1999г. незаконные воинские формирования чеченских боевиков вторглись на территорию Дагестана, намереваясь отторгнуть его из состава России. Одновременно лидеры Чечни объявили о своем стремлении создать на Кавказе мусульманское государство от «моря до моря», в которое помимо Чечни должны были войти ряд кавказских регионов России. В ответ в 2000г. федеральные войска начали новое вторжение в Чеченскую республику. Действуя на этот раз более гибкими и решительными методами, федеральному правительству удалось склонить на свою сторону часть чеченской элиты, что позволило умиротворить республику. Избранный в 2003г. Президентом Чеченской республики А. А. Кадыров выступил сторонником мирного, компромиссного решения проблем ее взаимоотношений с Россией. После его гибели, произошедшей в результате теракта, новый президент Чечни Р.А. Кадыров продолжил курс на сближение с Россией.





Дата добавления: 2014-02-17; просмотров: 1597; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8686 - | 7444 - или читать все...

Читайте также:

 

100.26.182.28 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.