Лекция 16
В отличие от АД процесс пуска СД представляет собой более сложную задачу, т. к. существуют три проблемы, связанные с запуском двигателя:
1) Двигатель должен успеть разогнаться до скорости, близкой к синхронной скорости ω0, за тот промежуток времени, который соответствует изменению угла рассогласования . Если двигатель не успевает разогнаться, то электромагнитный момент изменяет свое направление и двигатель запустить не удается;
2) Кроме того, возникает еще одна проблема, связанная с ограничением пускового тока, так называемого, броска тока;
3) Также существует специфическая особенность СД – это разгон двигателя от скорости, близкой к синхронной скорости, до синхронной скорости. Этот процесс называется втягивание в синхронизм.
Наиболее простым и доступным способом решения трех перечисленных проблем является, так называемый, асинхронный пуск синхронного двигателя.
С этой целью ротор СД при его изготовлении на заводе, помимо обмотки возбуждения, снабжается еще одной дополнительной обмоткой по типу «беличье колесо», которая предназначена для выполнения двух функций:
|
|
1) Создание пускового момента при пуске;
2) Гашение колебаний ротора в переходных режимах. Эта функция называется «демпфирование».
При этом схема запуска СД представлена на рис. 4.6.
Рисунок 4.6 – Схема пуска СД
Асинхронный пуск СД начинается замыканием линейного контактора КЛ,приэтом пусковой контактор КП находится в левом положении «пуск», а обмотка возбуждения ротора отсоединена от источника постоянного напряжения (возбудителя В)и замкнута на разрядный резисторRРАЗР.. В качестве возбудителя до последнего времени использовался генератор постоянного тока независимого возбуждения малой мощности, а в настоящее время используются статические тиристорные возбудители.
Разрядный резистор выполняет две функции:
1) Главная функция – гашение перенапряжения на обмотке возбуждения при отключении ее от возбудителя. Причиной возникновения перенапряжения является то, что при отключении обмотки возбуждения от источника постоянного напряжения, двигатель работает как повышающий трансформатор с учетом того, что число витков обмотки возбуждения значительно превосходит число витков статорной обмотки. Поэтому если обмотку возбуждения оставить разомкнутой, то при напряжении питания статора U1=220 кВ, напряжение на зажимах обмотки возбуждения UВОЗБ.≈ 10 кВ, это может привести к пробою изоляции обмотки возбуждения.
2) Второстепенная функция – увеличение активного сопротивления цепи ротора, которое в свою очередь будет увеличивать пусковой момент двигателя.
|
|
Пуск СД включает в себя два этапа:
a. Асинхронный разгон. На этом этапе двигатель должен разогнаться до угловой скорости
ω=0,95·ω0,
эта скорость называется подсинхронной скоростью.
b. Втягивание в синхронизм, т. е. изменение угловой скорости от подсинхронной скорости до синхронной скорости (0,95·ω0≤ω≤ω0).
Рассмотрим влияние величины разрядного сопротивления на успешность реализации обеих стадий пуска. При увеличении величины разрядного сопротивления, увеличивается активное сопротивление цепи ротора и как следствие увеличивается пусковой момент. При этом, естественно, первый этап пуска проходит успешно. Семейство механических характеристик имеет вид, изображенный на рис. 4.7.
ω0
Рисунок 4.7 – Семейство механических характеристик при пуске СД
После того как СД разогнался до подсинхронной угловой скорости, контакты КП пускового контактора переводятся в правое положение «работа», при этом обмотка возбуждения подключается к источнику постоянного напряжения, к возбудителю В, и начинается второй этап пуска – втягивание в синхронизм. Для того чтобы двигатель успешно преодолел этот этап, необходимо создать момент, который был бы больше суммы момента сопротивления и момента динамического торможения, который создается при взаимодействии вращающегося магнитного поля статора и постоянного статического магнитного поля обмотки возбуждения. Этот момент называется входным момент
МВХ.≥ МС+МДИН.ТОРМ.
Из семейства механических характеристик при пуске (рис. 4.7) видно, что при увеличении разрядного сопротивления, величина входного момента уменьшается, т. е. чем меньше величина разрядного сопротивления, тем легче двигатель втягивается в синхронизм.
Таким образом, правильный расчет разрядного сопротивления должен обеспечивать три критерия:
1) Гашение перенапряжения на обмотке возбуждения при одновременном ограничении токов в обмотке возбуждения;
2) Создание достаточного для асинхронного разгона пускового момента;
3) Создание достаточного для втягивания в синхронизм входного момента.
При этом определяющим фактором выбора величины разрядного сопротивления является вид производственного механизма. Так для грузоподъемных и транспортных механизмов, у которых статический момент сопротивления постоянный, т. е. не зависит от угловой скорости вращения, величину разрядного сопротивления подбирают так, чтобы пусковой момент был равен входному моменту (МП=МВХ.). А для механизмов с вентиляторным законом изменения статического момента сопротивления (МС≡ ω2), т. е. для турбомеханизмов, входной момент должен принимать значение
МВХ.≈ 2,5·МП.
Кроме того, асинхронный пуск СД имеет еще одну характерную особенность. В процессе асинхронного пуска на двигатель действует асинхронный момент МАС, который равен сумме трех составляющих
МАС=МБ.К+МПР.+МОБР.,
где МБ.К – момент, создаваемый вспомогательной обмоткой по типу «беличье колесо»;
МПР. – прямая составляющая момента, которая создается обмоткой возбуждения, замкнутой на разрядное сопротивление, при пересечении ее с силовыми линиями магнитного поля с частотой f2=f1·S;
МОБР. – обратная составляющая момента, создаваемая обмоткой возбуждения, при пересечении ее с силовыми линиями магнитного поля с частотой (f1-f1·S).
При этом механическая характеристика СД имеет вид (рис. 4.8).
Рисунок 4.8 – Механическая характеристика СД при влиянии асинхронного момента
Наличие провала в суммарной пусковой характеристике влияет на перегрузочную способность двигателя в процессе запуска. При этом влияние провала также существенным образом зависит от величины разрядного сопротивления. Чем больше разрядное сопротивление, тем меньше провал механической пусковой характеристики. Разрядное сопротивление, выраженное в относительных единицах,
|
|
,
где R2 – активное сопротивление обмотки возбуждения.
При разных значениях относительного разрядного сопротивления, механические характеристики будут иметь различный вид (рис.4.8).