Выводы по теме
Фокус-группа — метод, позволяющий напрямую выяснить у интересующей нас группы потребителей ее реакцию на определенный товар (упаковку, характеристику, цену и другие свойства).
Фокус-группы являются хорошим дополнением к массовым опросам, когда фирма ставит перед собой цель проверить и лучше понять данные, собранные при проведении других видов маркетинговых исследований. Фокус группа, как правило, состоит из 6—10 человек. Ведет ее профессиональный модератор. Участникам, как правило, выплачивают небольшое вознаграждение.
Наблюдение — планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения.
Наблюдения бывают нескольких типов;
1. по объекту наблюдения принято разделять на прямые и непрямые;
2. по осведомленности потребителя наблюдения принято разделять на открытые и скрытые;
3. по структуре наблюдения принято разделять на структурированные и неструктурированные;
4. по инструменту наблюдения принято разделять на наблюдения, осуществляемые с помощью человека, и наблюдения, осуществляемые с помощью механических (электронных) устройств.
|
|
Процесс организации и осуществления наблюдения включает в себя следующие этапы:
1. определение цели, разработка гипотезы, постановка задач, установление объекта и предмета наблюдения;
2. выбор способа наблюдения;
3. разработка процедуры исследования и единицы наблюдения;
4. разработка языка, системы понятий, при помощи которых будут описываться результаты наблюдений;
5. подготовка технических документов и оборудования (тиражирование карточек, протоколов, инструкций для наблюдателей, подготовка технического оборудования, письменных принадлежностей и т. п.). Подбор и обучение наблюдателей;
6. проведение наблюдений, сбор данных, накопление информации;
7. отчет о наблюдении.
Эксперимент — процесс, в котором оказывается заранее запланированное воздействие на участников эксперимента. Цель эксперимента — выяснить, как изменения одного фактора отражаются на другом факторе.
При лабораторном эксперименте людей помещают в специальное место и особые экспериментальные условия. В таких условиях легче исключить внешние влияния, которые могут привести к неверным выводам.
При полевом эксперименте исследование может происходить на улице или в месте продаж. Полевые эксперименты проводить значительно труднее, чем лабораторные, поскольку намного сложнее сохранять внешние факторы неизменными.
· Дайте свое определение фокус-группе.
· Каковы основные цели и задачи фокус-группы?
· Почему, по-вашему мнению, в настоящее время распространено скептическое отношение к фокус-группе?
· На какие типы принято разделять наблюдения?
· Каковы этапы процесса организации и осуществления наблюдения?
· Чем отличается полевой эксперимент от лабораторного?
· Перечислите основные достоинства и недостатки полевых и лабораторных экспериментов.