Рациональная коммерческая деятельность в условиях монополии и монопсонии

Черты монополии и монопсонии

Многие производители, специализирующиеся на выпуске слабо стандартизированных товаров или осваивающие уникальные, не имеющие аналогов, виды продукции, сталкиваются с условиями монополии (или монополистической конкуренции). Монополия (– один, – продавать), в отличие от совершенной конкуренции, характеризуется зависимостью цены товара от объема рынка, то есть кривая спроса на монополизированный продукт имеет вид:

.

Следовательно, спрос на монополизированный продукт не является бесконечно эластичным; напротив, кривая спроса в этом случае убывающая.

Вместе с тем, в условиях монополии производитель обладает возможностью влиять на цену реализуемого товара путем варьирования объема предложения, учитывая, что

,

то есть для увеличения объема продаж необходимо снижать цену и, наоборот, для увеличения цены необходимо уменьшить объем предложения.

Зачастую организация, занимающаяся производством специфического вида продукции, является преобладающим покупателем собственных поставщиков, которые, в свою очередь, вынуждены производить сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми заказчиком. В этом случае продукция поставщиков также становится нестандартизированной и может быть реализована в пределах узкоспециализированного рынка. Ситуация, при которой существует тесная взаимосвязь между поставщиком и покупателем, является обратной стороной монополии и носит название монопсонии.

В условиях монопсонии (– один, – покупать) покупатель имеет возможность оказывать влияние на цену приобретаемых у поставщиков ресурсов путем варьирования объема закупок, то есть существует зависимость вида:

Эта функция характеризует сумму затрат покупателя – монопсониста на приобретение ресурсов .

В общем случае покупатель может приобрести большее количество ресурса, предложив более высокую плату за него, то есть

Задача коммерческой организации

Поскольку валовой доход организации определяется как

,

а сумма издержек равна

,

то в условиях несовершенной конкуренции (комбинации монополии и монопсонии) задача рациональной коммерческой деятельности имеет вид:

при условии

.

Предельный доход в этом случае, в отличие от совершенной конкуренции, не равен постоянной цене товара, которая определяется выражением , а также зависит от объема выпуска:

, (3.15)

где производная показывает, на сколько рублей снижается цена продукции от своего начального значения р0 при увеличении объема предложения фирмы на единицу.

Предельные издержки в условиях монопсонии, если цена ресурса равна , также зависят от объемов потребляемых ресурсов:

.

где – рост цены ресурса при увеличении его закупок на единицу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: