Черты монополии и монопсонии |
Многие производители, специализирующиеся на выпуске слабо стандартизированных товаров или осваивающие уникальные, не имеющие аналогов, виды продукции, сталкиваются с условиями монополии (или монополистической конкуренции). Монополия (– один, – продавать), в отличие от совершенной конкуренции, характеризуется зависимостью цены товара от объема рынка, то есть кривая спроса на монополизированный продукт имеет вид:
.
Следовательно, спрос на монополизированный продукт не является бесконечно эластичным; напротив, кривая спроса в этом случае убывающая.
Вместе с тем, в условиях монополии производитель обладает возможностью влиять на цену реализуемого товара путем варьирования объема предложения, учитывая, что
,
то есть для увеличения объема продаж необходимо снижать цену и, наоборот, для увеличения цены необходимо уменьшить объем предложения.
Зачастую организация, занимающаяся производством специфического вида продукции, является преобладающим покупателем собственных поставщиков, которые, в свою очередь, вынуждены производить сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми заказчиком. В этом случае продукция поставщиков также становится нестандартизированной и может быть реализована в пределах узкоспециализированного рынка. Ситуация, при которой существует тесная взаимосвязь между поставщиком и покупателем, является обратной стороной монополии и носит название монопсонии.
|
|
В условиях монопсонии (– один, – покупать) покупатель имеет возможность оказывать влияние на цену приобретаемых у поставщиков ресурсов путем варьирования объема закупок, то есть существует зависимость вида:
Эта функция характеризует сумму затрат покупателя – монопсониста на приобретение ресурсов .
В общем случае покупатель может приобрести большее количество ресурса, предложив более высокую плату за него, то есть
Задача коммерческой организации |
Поскольку валовой доход организации определяется как
,
а сумма издержек равна
,
то в условиях несовершенной конкуренции (комбинации монополии и монопсонии) задача рациональной коммерческой деятельности имеет вид:
при условии
.
Предельный доход в этом случае, в отличие от совершенной конкуренции, не равен постоянной цене товара, которая определяется выражением , а также зависит от объема выпуска:
, (3.15)
где производная показывает, на сколько рублей снижается цена продукции от своего начального значения р0 при увеличении объема предложения фирмы на единицу.
|
|
Предельные издержки в условиях монопсонии, если цена ресурса равна , также зависят от объемов потребляемых ресурсов:
.
где – рост цены ресурса при увеличении его закупок на единицу.