double arrow

Рациональная коммерческая деятельность в условиях олигополии и олигопсонии

Черты олигополии и олигопсонии

Структура рынка, на котором действует ограниченное количество промышленных организаций, называется конкуренцией среди немногих. Рынок, на котором однородную продукцию предлагают несколько продавцов, называется олигополией. Рынок, на котором продукция определенного вида приобретается несколькими покупателями, называется олигопсонией.

Главная особенность конкуренции среди немногих заключается в том, что все конкурирующие фирмы могут влиять на цены предлагаемой продукции (в случае олигополии) или приобретаемых ресурсов (в случае олигопсонии). Поэтому прибыль каждой коммерческой организации зависит от политики других конкурирующих фирм.

Оптимальная политика каждой коммерческой организации выбирается не только исходя из уровня прямого влияния этой фирмы на состояние рынков ресурсов и продукта, но и с учетом косвенного влияния – через взаимодействие других конкурентов.

Политика организации, действующей в условиях олигополистической конкуренции, имеет много общего с игрой: в обоих случаях прибыль или выигрыш для каждого агента (фирмы или игрока) зависит от действий (расходования ресурсов и выпуска продукции или стратегий) других агентов.

Задача коммерческой организации

Наиболее характерным вариантом олигополистической конкуренции является ситуация, в которой два конкурента (дуполия) производят продукцию в соответствии со следующими производственными функциями:

, ,

где - объем выпуска первой фирмы; - объем выпуска второй фирмы; - объем i -го ресурса, затраченный первой фирмой; - объем i -го ресурса, израсходованный второй фирмой.

Цена продукции определяется совокупным объемом выпуска:

,

то есть одновременное повышение объемов производства приводит к снижению результирующей цены:

Цены факторов производства определяются объемами закупок соответствующего фактора обеими фирмами:

,

то есть если обе фирмы увеличивают объемы приобретения ресурсов, то цены на них возрастают:

Основная задача одной из конкурирующих коммерческих организаций заключается в максимизации прибыли путем варьирования объемов выпущенной продукции и израсходованных ресурсов:

,

при условии

.

В данном случае рассматривается формулировка задачи первой из фирм, действующих в условиях олигополистической конкуренции.

Аналитическое решение

Функция Лагранжа для сформулированной задачи определения условного экстремума записывается в виде:

.

Условия оптимальности функции Лагранжа первого порядка:

(3.22)

Выразив множитель Лагранжа из первого уравнения системы (3.22) и подставив его выражение вместо во второе уравнение системы (3.22), можно получить:

Полученные необходимые условия оптимальности содержат компоненты и , которые получили название предположительных вариаций на рынках дуполии и дупсонии, поскольку они отражают предположения первой фирмы относительно возможной реакции конкурента на выбранную ею политику. Выражение представляет собой изменение объема выпуска продукции второго конкурента при единичном увеличении объема выпуска первого конкурента. Производные характеризуют изменения затрат ресурса i -го вида второй фирмы при единичном увеличении израсходованного первой фирмой объема данного ресурса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: