Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

Русский философ, публицист, поэт, литературный критик. Родился в семье известного историка, учился в Московском университете, позже увлекся религией. Защитил диссертацию. Доктор философии. Преподавал в Московском университете, в Петербурге. Был религиозен, но позже стал атеистом, увлекался спиритизмом. Вел странный образ жизни: был совершенно равнодушен к материальной стороне жизни, исключительно бескорыстен. Его называли "вечный странник"

Сочинения Соловьева:

"Кризис западной философии"

"Философия начала цельного знания"

Философия Соловьева:

Соловьев, впервые в России, создал крупную и самостоятельную философскую систему, которая основывалась на идеях христианства и немецком идеализме. Поэтому его систему можно охарактеризовать, как философско-теологическую систему. Поэтому же она занимает центральное место в русской религиозной философии.

Центральная идея: идея всеединства - философская концепция, в которой мир, человек и сверхбытиё представляются в виде единого, органически целого. Соловьев рассматривал действительность, как единый универсальный организм, в котором объединены Бог, человечество и космос, поэтому философию Соловьева называют "Метафизикой всеединства".

Онтология Соловьева:

Первоначалом всего сущего Соловьев признает духовную субстанцию, которую называет "абсолютом" - единое духовное первоначало, которое существует независимо от человека и раньше него. Этот абсолют материализуется в виде вещей и предметов действительного мира.

Будучи религиозным философом, Соловьев, называет это абсолютное начало Богом. Бог в его понимании – лишенное антропоморфных черт существо, сверхличное, космический ум, особая органическая сила, действующая в мире. Эта органическая сила распадается на множество элементарных сущностей (атомов) которые представляют частичку Бота. Появляется элемент пантеизма. Это религиозно окрашенный объективный идеализм с элементами пантеизма.

Гносеология Соловьева:

В учении о познании Соловьев выдвинул концепцию " цельного знания " или "свободной теософии" - "божественная мудрость". Мистическое богопознание, опирающееся на субъективный опыт и внутреннее откровение (озарение). В отличие от теологии, это – рациональное богопознание, опирающееся на догматы и откровения.

В конце XIX века в России начали создаваться теософские секты в кругах интеллигенции. Теософские взгляды этих сект - своеобразная смесь элемента буддизма и христианства.

Свободная теософия представляется в виде синтеза науки, философии и религии.

У каждой и этих познавательных форм свои задачи и источники:

- Наука дает знание о реальном мире опирается на опыт.

- Философия - знание об идеальном мире с опорой на разум.

- Религия - знание Боге, базирующееся на вере.

Сами по себе в отдельности каждая, из этих форм страдает односторонностью, и только вместе они представляют собой великий синтез и обеспечивают понимание истинного мира и знания.

Признавая равенство всех трех форм познания, Соловьев отдавал первенство вере, как мистическому виду познания, которая способна проникать внутрь предмета, его сущность.

Историософия Соловьева:

Цель и смысл исторического процесса Соловьев видит в одухотворении человечества, в соединении человека с Богом. Это соединение, как идеал, представляет собой завершение эволюции человека и превращения человечества в богочеловечество. В этом заключается смысл истории по Соловьеву.

Первым шагом на пути к богочеловечеству является христианское обращение, т.е. принятие христианства и его нравственных норм.

Идеалом государства, которое соответствует богочеловечеству, Соловье считал всемирную теократию - "божественная власть" - соединение государственно-монархической власти в лице российского абсолютизма с властью церковной, но не православно церкви, а римско-католической. Считал, что православная церковь покорна и слаба, в России государство всегда сильнее церкви. Поэтому в союзе с Российским государством должна выступить католическая церковь, т.к. католицизм обладает опытом многовекового сотрудничества с государством, при этом сохраняя свою самостоятельность.

Характерно, что во время осуществления своей идеи Соловьев принял католичество. Этот факт высоко оценивается католической церковью.

Особенности:

- Идеалистичность и теоцентризм - для идеалиста Соловьева история предстает в виде духовно-религиозной истории человечества.

- Утопичность - нереальность, нежизненность



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: