Деньги представляют собой такую экономическую категорию, рассматривать которую в статике малопродуктивно. Целесообразнее изучать денежные потоки, то есть маршруты перемещения денег, их направления и основные закономерности движения.
Для понимания необходимости денег, их роли в современной экономике рассмотрим кругооборот денег и товаров в экономической системе. Начнем изучение со схемы, сложившейся до появления денег и денежных носителей (рис. 1.2.1).
На рис. 1.2.1 отражены две основные составляющие любой экономической системы - производитель и потребитель. Это неразрывные части единого процесса.
Под потребителем мы будем понимать все население рассматриваемой экономической системы, которое является также и владельцем всех ресурсов, используемых в производстве товаров. Данное допущение справедливо, ибо отношения собственности - это межличностные отношения, присущие лишь людям и не существующие абстрактно.
Термином совокупные ресурсы мы обозначаем всю сумму условий и ресурсов, необходимых для производства (материальных и трудовых).
|
|
Производителем может выступать как юридическое лицо (предприятие, фирма, компания и т. д.), так и конкретный индивидуум, взявший на себя функции производителя. Но при этом данный индивидуум не перестает оставаться потребителем готовой продукции.
Готовые товары представляют собой готовые к потреблению товары, продукты и услуги, предлагаемые потребителю.
Рассматриваемая схема проста, но она отражает суть любого товарного кругооборота. Потребитель обменивает ресурсы на готовые товары у производителя, потребляет их, и процесс начинается вновь. Так как между предоставлением ресурсов и получением товара нет посредника в виде денег, а имеет место прямой товарный обмен, мы называем данную схему бартером '. Подобный способ проведения хозяйственных операций был присущ самым древним стадиям формирования человеческой цивилизации, когда только начинались процессы разделения труда в первобытной общине. Однако данная экономическая схема, по принципу «матрешки», является составной частью любого товарно-денежного процесса современности.
Модель, отражающая простейшие товарно-денежные отношения, представлена на рис. 1.2.2. Как видим, экономические отношения складываются из двух частей: товарные (натуральные) отношения и отношения с участием денег.
Данная модель начала функционировать уже на первых стадиях появления денежных носителей. Деньги, как известно, представляют собой универсальный товар-посредник, способный обмениваться на все остальные товары и разводящий во времени процессы продажи ресурсов и покупки готовых товаров (подробнее сущность денег рассмотрена в гл. 3).
|
|
На рис. 1.2.2 появляются два новых потока, отражающих движение денег, - платежи за потребленные ресурсы и суммарные расходы на покупку готовых товаров. Как видно из схемы, товарные отношения уравновешиваются денежными. Это равновесие определяет стабильность любой экономической системы. При его нарушении неизбежно возникают сложности в денежном обращении.
В представленной модели проявляются некоторые закономерности денежного обращения - в частности, равенство товарного и денежного потоков в экономической системе. Это означает, что для целей соизмерения с деньгами товары необходимо перевести из натуральных в стоимостные показатели, то есть надо каждый из этих товаров определенным образом оценить. Эта оценка, в свою очередь, зависит от величины денежной массы. Таким образом, понятие равновесия данной системы -всего лишь привычка населения к определенному масштабу цен, сложившемуся исторически. Так, например, в России поездка в трамвае в 1990 г. стоила 3 коп., в 1997 - 1 000 руб., а в 2006 - 7 руб. Все эти суммы примерно равны по экономическому содержанию. Главное для стабильности экономического развития страны - неизменность денежной массы, что, в свою очередь, обеспечит стабильность денежной системы.
Избыточное количество денег (по сравнению с количеством товаров) приведет к переполнению каналов денежного обращения, обесценению денег и инфляции. Поэтому основная задача центрального банка любого государства - держать в обращении такое количество денег, которое необходимо для обращения, полностью сбалансировано с товарной массой и приемлемо для населения.
Деньги по своей сути - статическая экономическая величина, так как их количество в обращении постоянно регулируется центральным банком государства. Количество это, конечно же, может измениться, но — если речь идет о цивилизованной экономике, - только под контролем главного банка страны. В то же время скорость движения денег (количество оборотов в год одноименной денежной единицы) может быть различной. Чем больше оборотов в год делает денежная единица, тем меньше денег необходимо для обращения. Если же количество денег в экономике постоянно, а скорость обращения возрастает, тогда возрастает и национальный доход (совокупный доход всех граждан и юридических лиц из всех источников), а национальный продукт (общая стоимость всех товаров и услуг) становится оценкой скорости обращения денег.
В общем виде зависимость между количеством денег и национальным продуктом можно выразить через известное уравнение обмена, называемое также уравнением Фишера:
MV=PQ
где М- количество денег в экономической системе, денежная масса в обращении;
V - скорость обращения денег (количество оборотов в год одноименной денежной единицы);
Р - средневзвешенный уровень цен готовых товаров и услуг, выраженный относительно базового показателя, равного 1;
Q - объем национального продукта, взятый в реальном исчислении.
Таким образом, согласно уравнению обмена, масса денег в обращении прямо пропорциональна уровню цен и объему производства (продаж) товаров, и обратно пропорциональна скорости обращения денег. При этом левая часть уравнения (МV) представляет собой совокупную денежную массу, обращающуюся в экономической системе в течение определенного промежутка времени. В наших схемах совокупная денежная масса
равна национальном доходу. Правая часть уравнения (РQ) представляет собой номинальное выражение национального продукта, выработанного в данной экономической системе. Устанавливаемое равновесие — расчетная зависимость, служащая для рассмотрения многих важнейших проблем экономической теории и практики.
|
|
Уравнение Фишера позволяет сделать некоторые базовые выводы, на основе которых строится стабильное, экономически сильное общество. В случае экономического кризиса, вызывающего падение национального производства, а следовательно, и величины готового продукта, выравнивание экономических пропорций путем изменения величины денежной массы бесперспективно. Такой выход возможен только на бумаге. В жизни же, добившись равновесия между товарной и существующей денежной массой без роста цен, за счет пропорционального сокращения денежной массы, можно получить лишь еще больший дисбаланс национальной экономики.
Определив базисную закономерность движения денег, оценим основные денежные потоки, функционирующие в процессе реализации товарно-денежных отношений.
Рассмотрим их на модели замкнутой национальной экономической системы, представленной на рис. 1.2.3. Замкнутость предполагает, что прибыль, наработанная производителем в течение производственного цикла, распределялась среди потребителей и никаких внешних влияний на процесс товарно-денежного оборота не допускалось. По сравнению с предыдущей моделью в схеме появились новые участники экономических отношений: государство и финансовые посредники, работающие на финансовых рынках. Для упрощения анализа не будем рассматривать кругооборот ресурсов и готовых товаров, уделив все внимание собственно денежному обращению. На данном этапе нас интересует следующий круг денежных потоков: сбережения, инвестиции, накопления, свободные ресурсы государства, государственные заимствования и заказы, налоги.
Сбережения - это такие денежные средства, которые направляются населением на цели накопления, а не потребления. Форма образования сбережений может быть самой разной - от накопления денежных средств на банковских счетах или наличности в кошельках до формирования пакета финансовых инструментов, обращающихся на фондовых рынках.
|
|
Под накоплениями, совершаемыми производителями, понимаются временно свободные денежные ресурсы, изымаемые из производственного цикла и размещаемые в различные инструменты на финансовых рынках при помощи профессиональных посредников.
Инвестициями принято называть такие вложения, которые направлены на наращивание новых основных фондов и на пополнение запасов товароматериальных ценностей, используемых в процессе производства. Как сбережения, так и инвестиции являются совершенно необходимым элементом экономического развития любого общества, так как создают базу для прогресса. Отсутствие накоплений свидетельствует о серьезных нарушениях в национальной экономике.
Цивилизованным механизмом, преобразующим сбережения в инвестиции и регулирующим прочие денежные потоки, является финансовый рынок. Поскольку финансовый рынок многолик и разнообразен и по числу участников, и по обращающимся инструментам, в схеме мы рассмотрим лишь финансовых посредников - совокупность специализированных институтов, направляющих средства от их владельцев (кредиторов) к тем, кто в данный момент нуждается в дополнительных финансовых ресурсах (заемщикам).
Временно свободные денежные ресурсы (существующие в виде сбережений населения и накоплений у некоторых представителей производственного сектора экономики) в рамках товарно-денежных отношений направляются для удовлетворения временной потребности в финансовых ресурсах товаропроизводителям. Данный перераспределительный процесс может происходить прямыми и косвенными путями. Прямым финансированием производителя мы называем случаи прямого вложения средств кредитора в бизнес заемщика - например, покупку акций или облигаций какой-либо корпорации. При косвенном финансировании имеет место размещение средств на финансовых рынках через посредников. В качестве финансовых посредников выступают специализированные компании, в задачу которых входит аккумуляция временно свободных денежных средств у массы кредиторов и перераспределение их заемщикам. При этом посредники во многом способствуют снижению рискованности процесса финансирования чужого бизнеса непрофессионалом. На данном рынке работают банки, страховые компании, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды и компании, специальные финансово-кредитные институты и целый ряд других организаций.
В процессе оборота денег в рамках единой экономической системы важна роль государства. Для простоты изложения мы не будем разделять государственный сектор на федеральный и местный уровни, имея в виду, что функции, выполняемые на различных ступенях государственного управления, схожи. Отмечая роль государства в денежном обороте, мы подразумеваем, прежде всего, те основные экономические инструменты, с помощью которых оно оперирует на рынке - налоги, государственные займы, государственный заказ и финансирование мероприятий в рамках социальной политики.
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие затем в государственный или местный бюджеты. Налоги не только основной источник средств, пополняющих государственную казну, но и способ регулирования экономических процессов.
В противовес налогам движутся два денежных потока: государственный заказ и финансирование социальных проектов. В первом случае речь идет о финансовых взаимоотношениях государства и реального сектора экономики. Государственный заказ отражает потребности государства в материально-вещественных ресурсах. В его составе можно выделить две существенные группы затрат. Первая представляет собой заказ промышленным корпорациям на изготовление необходимой для государственных нужд техники (военная техника, аэрокосмические проекты, оборудование для традиционно бюджетных сфер хозяйствования). Во вторую группу включаются инвестиционные затраты, то есть заказ подрядным строительным организациям на проведение строительных работ для нужд страны (муниципальное жилищное строительство, социально-культурные объекты и тому подобное).
В целом государственный заказ - это серьезное орудие влияния на национальную экономику. В периоды кризисов только государство в состоянии размещать заказы у производителя, обеспечивая тем самым загрузку промышленным предприятиям и занятость населению. Кроме того, государственный заказ в наукоемкие отрасли экономики позволяет успешно продвигать технический прогресс и обеспечивает преимущественные позиции национальному бизнесу на мировых товарных и финансовых рынках. Недооценка этих факторов может вывести даже развитое государство в разряд второстепенных и ухудшит социальную ситуацию внутри общества.
Другая группа затрат, финансируемых государством, - социальные проекты. Проводя социальную политику, государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия, заработную плату государственным служащим, осуществляет прочие социальные расходы в пользу населения. В данную группу можно включить и государственные ассигнования ряду промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и иных предприятий, способствующие снижению цен на их товары и услуги. Совокупность данных платежей принято называть дотациями '.
Государство и экономическое пространство, на котором работают финансовые посредники, связаны денежными потоками, называемыми государственными займами и свободными ресурсами государства.
Значение государственных займов для всей экономической системы весьма велико и не однозначно. С одной стороны, с помощью займов государство покрывает бюджетный дефицит, который возникает в случаях недостаточности налоговых поступлений для нормального финансирования государственных расходов. Такой способ покрытия дефицита можно считать цивилизованным, так как альтернативой ему может быть только дополнительная денежная эмиссия, проводимая центральным банком и ведущая к ускорению инфляционных процессов в экономике. В то же время, как видно из рис. 1.2.3, государственные займы конкурируют с финансовыми посредниками за инвестиционные ресурсы. Количество временно свободных денежных средств, обращающихся на финансовых рынках, ограничено, поэтому увеличение государственных заимствований может сказаться на темпах роста национальной экономики. Привлечение иностранных инвестиций при этом может снять остроту проблемы на некоторое время.
Для населения, как главного владельца временно свободных ресурсов (сбережений), своеобразная конкуренция государства и производителя весьма полезна, так как позволяет разместить денежные средства с максимально выгодным сочетанием доходности и надежности.
Денежный поток, обозначенный как свободные ресурсы государства, отражает размещение государством временно свободных денежных ресурсов на финансовых рынках. Причиной их возникновения и формирования является устойчивый профицит (превышение доходов над расходами) бюджета страны. Влияние профицита на экономическую систему двойственно. С одной стороны, наличие финансового резерва повышает стабильность функционирования государства как института управления, но с другой - ослабляет социальную поддержку населения и сокращает государственное регулирование реального сектора экономики, так как указывает на недостаточность бюджетных расходов. В некоторых случаях формирование профицита бюджет государства является инструментом проводимой денежно-кредитной политики.
Влияние государства на общую модель кругооборота доходов и товаров достаточно велико. Особенно это ощущается в странах, где сильны идеи тоталитаризма. Но и в странах с длительным периодом свободного рыночного развития роль государства в регулировании экономических (денежных) процессов невозможно переоценить. Проявляется она, прежде 'всего, посредством проведения цивилизованной фискальной (бюджетно-налоговой) и денежно-кредитной политики. Правильно расставляя акценты и приоритеты, можно добиться гораздо большего экономического эффекта, нежели посредством пресловутой системы государственных административных разрешений и ограничений.
Одной из главных мировых тенденций развития, проявившейся еще в середине XX в., становится глобализация мирового экономического пространства. Ни одна национальная экономика не может существовать в замкнутом пространстве, не испытывая колебаний мировой конъюнктуры цен на энергоносители, цветные и черные металлы, сельскохозяйственную продукцию и т. д. К тому же интернационализация производства приводит ко все более масштабному перетеканию финансового капитала между странами и континентами. Для анализа товарно-денежных отношений в этом контексте рассмотрим открытую (разомкнутую) модель денежных потоков (рис. 1.2.4). В ней, по сравнению с предыдущей, отражены экспорт и импорт финансового капитала, а также движение выручки по экспортно-импортным операциям.
С развитием и усложнением экономических связей в мире все большее значение приобретают экспортные и импортные товарные потоки, а следовательно, денежные потоки их обслуживающие. Поступление экспортной выручки увеличивает богатство общества, а затраты на импортируемые товары изымают часть денежных средств в пользу иностранного товаропроизводителя, подрывая позиции национального. Для успешного развития общества необходимо разумное сочетание данных процессов.
Ключевая роль в международном движении финансового капитала принадлежит финансовым посредникам. В настоящее время любое государство выходит на мировые финансовые рынки как в качестве заемщика (импорт финансового капитала), так и в качестве кредитора (экспорт финансового капитала). Роль данного перераспределительного процесса весьма значима, так как отток или приток денежных средств существенно влияет на деловую активность предпринимателей данной страны и является серьезным фактором стабилизации или дестабилизации национальной валюты.
Последовательно рассмотренные нами модели кругооборота доходов и товаров в экономической системе очертили основные денежные потоки, существующие сегодня. В совокупности эти потоки отражают сложившиеся в обществе финансовые и кредитные отношения, основой которых выступают деньги. Поэтому с уверенностью можно сказать, что познание истинной сути денег дает ключ к пониманию всего спектра финансово-кредитных отношений в обществе.
Теперь, когда мы определили место и роль денег в экономической системе, рассмотрели основные денежные потоки, очевидным и корректным становится ответ на вопрос о причинах возникновения и необходимости денег в цивилизованном обществе.
Главная причина их существования - собственность и развивающиеся вследствие ее появления товарообменные операции.
Действительно, если кто-либо, обладающий какой-либо собственностью на что-либо, захочет узнать ее размер, сделать это возможно только посредством денег, которые обладают всеобщей меновой стоимостью. Деньги - это единственный экономический инструмент, позволяющий соотнести различные по сути и функциональному назначению предметы.
Кроме того, с помощью денег определяется размер частной и личной собственности граждан, что позволяет определить размер налогов на эту собственность, подлежащих уплате государству. Налоги - это объективная неизбежность любого высокоорганизованного общества, и существуют они в настоящее время исключительно в денежной форме. Есть и другой аспект, кроме вышеназванных: в обществе с глубоко функциональным разделением труда существует настоятельная потребность в сравнении результатов деятельности каждого члена общества. Таким инструментом сравнения являются деньги. Поэтому совершенно справедливо утверждение, что если бы денег не было, их стоило бы придумать.
Подчеркивая решающую роль собственности в появлении и развитии денег, необходимо в заключение отметить следующее.
Если мы имеем дело с «усеченным» видом собственности (общенародная, коллективная и т. п., а по сути - всецело государственная), что характерно для тоталитарных экономических систем, налицо всеобщий эквивалент стоимости, но не деньги в реальном понимании их истинной сущности. В этом случае отсутствует и объективный экономический механизм, приводящий всю денежную систему в движение. Его всецело подменяет административный государственный маховик.
Плюрализм форм собственности, и в первую очередь частная собственность, есть основа не только рыночной экономики, но и той естественной среды, в рамках которой появляются и совершенствуются реальные деньги, действуют объективные экономические законы, приводящие в движение всю систему денежного обращения, и возможно цивилизованное государственное регулятивное вмешательство в осуществление общей денежно-кредитной политики общества.