Кругооборот денег в экономической системе

Деньги представляют собой такую экономическую категорию, рас­сматривать которую в статике малопродуктивно. Целесообразнее изучать денежные потоки, то есть маршруты перемещения денег, их направ­ления и основные закономерности движения.

Для понимания необходимости денег, их роли в современной эконо­мике рассмотрим кругооборот денег и товаров в экономической систе­ме. Начнем изучение со схемы, сложившейся до появления денег и де­нежных носителей (рис. 1.2.1).

На рис. 1.2.1 отражены две основные составляющие любой экономи­ческой системы - производитель и потребитель. Это неразрывные части единого процесса.

Под потребителем мы будем понимать все население рассматривае­мой экономической системы, которое является также и владельцем всех ресурсов, используемых в производстве товаров. Данное допущение спра­ведливо, ибо отношения собственности - это межличностные отноше­ния, присущие лишь людям и не существующие абстрактно.

Термином совокупные ресурсы мы обозначаем всю сумму условий и ресурсов, необходимых для производства (материальных и трудовых).

Производителем может выступать как юридическое лицо (предприя­тие, фирма, компания и т. д.), так и конкретный индивидуум, взявший на себя функции производителя. Но при этом данный индивидуум не пере­стает оставаться потребителем готовой продукции.

Готовые товары представляют собой готовые к потреблению това­ры, продукты и услуги, предлагаемые потребителю.

Рассматриваемая схема проста, но она отражает суть любого товарного кругооборота. Потребитель обменивает ресурсы на готовые товары у про­изводителя, потребляет их, и процесс начинается вновь. Так как между пре­доставлением ресурсов и получением товара нет посредника в виде денег, а имеет место прямой товарный обмен, мы называем данную схему барте­ром '. Подобный способ проведения хозяйственных операций был присущ самым древним стадиям формирования человеческой цивилизации, когда только начинались процессы разделения труда в первобытной общине. Однако данная экономическая схема, по принципу «матрешки», являет­ся составной частью любого товарно-денежного процесса современности.

Модель, отражающая простейшие товарно-денежные отношения, представлена на рис. 1.2.2. Как видим, экономические отношения скла­дываются из двух частей: товарные (натуральные) отношения и отноше­ния с участием денег.

Данная модель начала функционировать уже на первых стадиях по­явления денежных носителей. Деньги, как известно, представляют собой универсальный товар-посредник, способный обмениваться на все осталь­ные товары и разводящий во времени процессы продажи ресурсов и по­купки готовых товаров (подробнее сущность денег рассмотрена в гл. 3).

На рис. 1.2.2 появляются два новых потока, отражающих движение денег, - платежи за потребленные ресурсы и суммарные расходы на по­купку готовых товаров. Как видно из схемы, товарные отношения урав­новешиваются денежными. Это равновесие определяет стабильность любой экономической системы. При его нарушении неизбежно возника­ют сложности в денежном обращении.

В представленной модели проявляются некоторые закономерности денежного обращения - в частности, равенство товарного и денежного потоков в экономической системе. Это означает, что для целей соизмере­ния с деньгами товары необходимо перевести из натуральных в стоимо­стные показатели, то есть надо каждый из этих товаров определенным образом оценить. Эта оценка, в свою очередь, зависит от величины де­нежной массы. Таким образом, понятие равновесия данной системы -всего лишь привычка населения к определенному масштабу цен, сложив­шемуся исторически. Так, например, в России поездка в трамвае в 1990 г. стоила 3 коп., в 1997 - 1 000 руб., а в 2006 - 7 руб. Все эти суммы при­мерно равны по экономическому содержанию. Главное для стабильнос­ти экономического развития страны - неизменность денежной массы, что, в свою очередь, обеспечит стабильность денежной системы.

Избыточное количество денег (по сравнению с количеством товаров) приведет к переполнению каналов денежного обращения, обесценению денег и инфляции. Поэтому основная задача центрального банка любого государства - держать в обращении такое количество денег, которое не­обходимо для обращения, полностью сбалансировано с товарной массой и приемлемо для населения.

Деньги по своей сути - статическая экономическая величина, так как их количество в обращении постоянно регулируется центральным бан­ком государства. Количество это, конечно же, может измениться, но — если речь идет о цивилизованной экономике, - только под контролем главно­го банка страны. В то же время скорость движения денег (количество оборотов в год одноименной денежной единицы) может быть различной. Чем больше оборотов в год делает денежная единица, тем меньше денег необходимо для обращения. Если же количество денег в экономике по­стоянно, а скорость обращения возрастает, тогда возрастает и нацио­нальный доход (совокупный доход всех граждан и юридических лиц из всех источников), а национальный продукт (общая стоимость всех това­ров и услуг) становится оценкой скорости обращения денег.

В общем виде зависимость между количеством денег и национальным продуктом можно выразить через известное уравнение обмена, называе­мое также уравнением Фишера:

MV=PQ

где М- количество денег в экономической системе, денежная масса в обращении;

V - скорость обращения денег (количество оборотов в год одноименной денежной единицы);

Р - средневзвешенный уровень цен готовых товаров и услуг, выраженный относительно базового показателя, равного 1;

Q - объем национального продукта, взятый в реальном исчислении.

Таким образом, согласно уравнению обмена, масса денег в обращении прямо пропорциональна уровню цен и объему производства (продаж) товаров, и обратно пропорциональна скорости обращения денег. При этом левая часть уравнения (МV) представляет собой совокупную денежную массу, обращающуюся в экономической системе в течение определенного промежутка времени. В наших схемах совокупная денежная масса

равна национальном доходу. Правая часть уравнения (РQ) представляет собой номинальное выражение национального продукта, выработанно­го в данной экономической системе. Устанавливаемое равновесие — рас­четная зависимость, служащая для рассмотрения многих важнейших про­блем экономической теории и практики.

Уравнение Фишера позволяет сделать некоторые базовые выводы, на основе которых строится стабильное, экономически сильное общество. В случае экономического кризиса, вызывающего падение национально­го производства, а следовательно, и величины готового продукта, вырав­нивание экономических пропорций путем изменения величины денеж­ной массы бесперспективно. Такой выход возможен только на бумаге. В жизни же, добившись равновесия между товарной и существующей де­нежной массой без роста цен, за счет пропорционального сокращения денежной массы, можно получить лишь еще больший дисбаланс нацио­нальной экономики.

Определив базисную закономерность движения денег, оценим основ­ные денежные потоки, функционирующие в процессе реализации товар­но-денежных отношений.

Рассмотрим их на модели замкнутой национальной экономической сис­темы, представленной на рис. 1.2.3. Замкнутость предполагает, что прибыль, наработанная производителем в течение производственного цикла, распре­делялась среди потребителей и никаких внешних влияний на процесс то­варно-денежного оборота не допускалось. По сравнению с предыдущей моделью в схеме появились новые участники экономических отношений: государство и финансовые посредники, работающие на финансовых рын­ках. Для упрощения анализа не будем рассматривать кругооборот ресурсов и готовых товаров, уделив все внимание собственно денежному обращению. На данном этапе нас интересует следующий круг денежных потоков: сбере­жения, инвестиции, накопления, свободные ресурсы государства, государ­ственные заимствования и заказы, налоги.

Сбережения - это такие денежные средства, которые направляются населением на цели накопления, а не потребления. Форма образования сбережений может быть самой разной - от накопления денежных средств на банковских счетах или наличности в кошельках до формирования па­кета финансовых инструментов, обращающихся на фондовых рынках.

Под накоплениями, совершаемыми производителями, понимаются временно свободные денежные ресурсы, изымаемые из производствен­ного цикла и размещаемые в различные инструменты на финансовых рынках при помощи профессиональных посредников.

Инвестициями принято называть такие вложения, которые направле­ны на наращивание новых основных фондов и на пополнение запасов товароматериальных ценностей, используемых в процессе производства. Как сбережения, так и инвестиции являются совершенно необходимым элементом экономического развития любого общества, так как создают базу для прогресса. Отсутствие накоплений свидетельствует о серьезных нарушениях в национальной экономике.

Цивилизованным механизмом, преобразующим сбережения в инвес­тиции и регулирующим прочие денежные потоки, является финансовый рынок. Поскольку финансовый рынок многолик и разнообразен и по числу участников, и по обращающимся инструментам, в схеме мы рас­смотрим лишь финансовых посредников - совокупность специализиро­ванных институтов, направляющих средства от их владельцев (кредито­ров) к тем, кто в данный момент нуждается в дополнительных финансо­вых ресурсах (заемщикам).

Временно свободные денежные ресурсы (существующие в виде сбе­режений населения и накоплений у некоторых представителей производ­ственного сектора экономики) в рамках товарно-денежных отношений направляются для удовлетворения временной потребности в финансовых ресурсах товаропроизводителям. Данный перераспределительный про­цесс может происходить прямыми и косвенными путями. Прямым фи­нансированием производителя мы называем случаи прямого вложения средств кредитора в бизнес заемщика - например, покупку акций или облигаций какой-либо корпорации. При косвенном финансировании имеет место размещение средств на финансовых рынках через посредников. В качестве финансовых посредников выступают специализированные компании, в задачу которых входит аккумуляция временно свободных де­нежных средств у массы кредиторов и перераспределение их заемщикам. При этом посредники во многом способствуют снижению рискованнос­ти процесса финансирования чужого бизнеса непрофессионалом. На дан­ном рынке работают банки, страховые компании, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды и компании, специальные финансово-кре­дитные институты и целый ряд других организаций.

В процессе оборота денег в рамках единой экономической системы важна роль государства. Для простоты изложения мы не будем разде­лять государственный сектор на федеральный и местный уровни, имея в виду, что функции, выполняемые на различных ступенях государствен­ного управления, схожи. Отмечая роль государства в денежном обороте, мы подразумеваем, прежде всего, те основные экономические инстру­менты, с помощью которых оно оперирует на рынке - налоги, государ­ственные займы, государственный заказ и финансирование мероприятий в рамках социальной политики.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые орга­нами государственной власти с физических и юридических лиц, посту­пающие затем в государственный или местный бюджеты. Налоги не только основной источник средств, пополняющих государственную казну, но и способ регулирования экономических процессов.

В противовес налогам движутся два денежных потока: государствен­ный заказ и финансирование социальных проектов. В первом случае речь идет о финансовых взаимоотношениях государства и реального сектора экономики. Государственный заказ отражает потребности государства в материально-вещественных ресурсах. В его составе можно выделить две существенные группы затрат. Первая представляет собой заказ про­мышленным корпорациям на изготовление необходимой для государ­ственных нужд техники (военная техника, аэрокосмические проекты, оборудование для традиционно бюджетных сфер хозяйствования). Во вторую группу включаются инвестиционные затраты, то есть заказ под­рядным строительным организациям на проведение строительных работ для нужд страны (муниципальное жилищное строительство, социально-культурные объекты и тому подобное).

В целом государственный заказ - это серьезное орудие влияния на национальную экономику. В периоды кризисов только государство в со­стоянии размещать заказы у производителя, обеспечивая тем самым заг­рузку промышленным предприятиям и занятость населению. Кроме того, государственный заказ в наукоемкие отрасли экономики позволяет успеш­но продвигать технический прогресс и обеспечивает преимущественные позиции национальному бизнесу на мировых товарных и финансовых рынках. Недооценка этих факторов может вывести даже развитое госу­дарство в разряд второстепенных и ухудшит социальную ситуацию внутри общества.

Другая группа затрат, финансируемых государством, - социальные проекты. Проводя социальную политику, государство выплачивает пен­сии, стипендии, пособия, заработную плату государственным служащим, осуществляет прочие социальные расходы в пользу населения. В данную группу можно включить и государственные ассигнования ряду промыш­ленных, сельскохозяйственных, коммунальных и иных предприятий, способствующие снижению цен на их товары и услуги. Совокупность дан­ных платежей принято называть дотациями '.

Государство и экономическое пространство, на котором работают финансовые посредники, связаны денежными потоками, называемыми государственными займами и свободными ресурсами государства.

Значение государственных займов для всей экономической системы весьма велико и не однозначно. С одной стороны, с помощью займов го­сударство покрывает бюджетный дефицит, который возникает в случаях недостаточности налоговых поступлений для нормального финансиро­вания государственных расходов. Такой способ покрытия дефицита мож­но считать цивилизованным, так как альтернативой ему может быть только дополнительная денежная эмиссия, проводимая центральным банком и ведущая к ускорению инфляционных процессов в экономике. В то же время, как видно из рис. 1.2.3, государственные займы конкурируют с финансовыми посредниками за инвестиционные ресурсы. Количество временно свободных денежных средств, обращающихся на финансовых рынках, ограничено, поэтому увеличение государственных заимствова­ний может сказаться на темпах роста национальной экономики. Привле­чение иностранных инвестиций при этом может снять остроту пробле­мы на некоторое время.

Для населения, как главного владельца временно свободных ресур­сов (сбережений), своеобразная конкуренция государства и производи­теля весьма полезна, так как позволяет разместить денежные средства с максимально выгодным сочетанием доходности и надежности.

Денежный поток, обозначенный как свободные ресурсы государства, отражает размещение государством временно свободных денежных ре­сурсов на финансовых рынках. Причиной их возникновения и формиро­вания является устойчивый профицит (превышение доходов над расхо­дами) бюджета страны. Влияние профицита на экономическую систему двойственно. С одной стороны, наличие финансового резерва повышает стабильность функционирования государства как института управления, но с другой - ослабляет социальную поддержку населения и сокращает государственное регулирование реального сектора экономики, так как указывает на недостаточность бюджетных расходов. В некоторых случаях формирование профицита бюджет государства является инструмен­том проводимой денежно-кредитной политики.

Влияние государства на общую модель кругооборота доходов и това­ров достаточно велико. Особенно это ощущается в странах, где сильны идеи тоталитаризма. Но и в странах с длительным периодом свободного рыночного развития роль государства в регулировании экономических (денежных) процессов невозможно переоценить. Проявляется она, прежде 'всего, посредством проведения цивилизованной фискальной (бюджетно-налоговой) и денежно-кредитной политики. Правильно расставляя акцен­ты и приоритеты, можно добиться гораздо большего экономического эф­фекта, нежели посредством пресловутой системы государственных ад­министративных разрешений и ограничений.

Одной из главных мировых тенденций развития, проявившейся еще в середине XX в., становится глобализация мирового экономического пространства. Ни одна национальная экономика не может существовать в замкнутом пространстве, не испытывая колебаний мировой конъюнк­туры цен на энергоносители, цветные и черные металлы, сельскохозяй­ственную продукцию и т. д. К тому же интернационализация производ­ства приводит ко все более масштабному перетеканию финансового ка­питала между странами и континентами. Для анализа товарно-денежных отношений в этом контексте рассмотрим открытую (разомкнутую) мо­дель денежных потоков (рис. 1.2.4). В ней, по сравнению с предыдущей, отражены экспорт и импорт финансового капитала, а также движение выручки по экспортно-импортным операциям.

С развитием и усложнением экономических связей в мире все большее значение приобретают экспортные и импортные товарные потоки, а следо­вательно, денежные потоки их обслуживающие. Поступление экспортной выручки увеличивает богатство общества, а затраты на импортируемые товары изымают часть денежных средств в пользу иностранного товаро­производителя, подрывая позиции национального. Для успешного развития общества необходимо разумное сочетание данных процессов.

Ключевая роль в международном движении финансового капитала принадлежит финансовым посредникам. В настоящее время любое госу­дарство выходит на мировые финансовые рынки как в качестве заемщи­ка (импорт финансового капитала), так и в качестве кредитора (экспорт финансового капитала). Роль данного перераспределительного процес­са весьма значима, так как отток или приток денежных средств существен­но влияет на деловую активность предпринимателей данной страны и является серьезным фактором стабилизации или дестабилизации националь­ной валюты.

Последовательно рассмотренные нами модели кругооборота доходов и товаров в экономической системе очертили основные денежные пото­ки, существующие сегодня. В совокупности эти потоки отражают сло­жившиеся в обществе финансовые и кредитные отношения, основой ко­торых выступают деньги. Поэтому с уверенностью можно сказать, что познание истинной сути денег дает ключ к пониманию всего спектра фи­нансово-кредитных отношений в обществе.

Теперь, когда мы определили место и роль денег в экономической системе, рассмотрели основные денежные потоки, очевидным и коррек­тным становится ответ на вопрос о причинах возникновения и необходи­мости денег в цивилизованном обществе.

Главная причина их существования - собственность и развивающие­ся вследствие ее появления товарообменные операции.

Действительно, если кто-либо, обладающий какой-либо собствен­ностью на что-либо, захочет узнать ее размер, сделать это возможно только посредством денег, которые обладают всеобщей меновой стоимо­стью. Деньги - это единственный экономический инструмент, позволя­ющий соотнести различные по сути и функциональному назначению предметы.

Кроме того, с помощью денег определяется размер частной и личной собственности граждан, что позволяет определить размер налогов на эту собственность, подлежащих уплате государству. Налоги - это объектив­ная неизбежность любого высокоорганизованного общества, и существу­ют они в настоящее время исключительно в денежной форме. Есть и дру­гой аспект, кроме вышеназванных: в обществе с глубоко функциональ­ным разделением труда существует настоятельная потребность в сравне­нии результатов деятельности каждого члена общества. Таким инстру­ментом сравнения являются деньги. Поэтому совершенно справедливо утверждение, что если бы денег не было, их стоило бы придумать.

Подчеркивая решающую роль собственности в появлении и разви­тии денег, необходимо в заключение отметить следующее.

Если мы имеем дело с «усеченным» видом собственности (общена­родная, коллективная и т. п., а по сути - всецело государственная), что характерно для тоталитарных экономических систем, налицо всеобщий эквивалент стоимости, но не деньги в реальном понимании их истинной сущности. В этом случае отсутствует и объективный экономический ме­ханизм, приводящий всю денежную систему в движение. Его всецело подменяет административный государственный маховик.

Плюрализм форм собственности, и в первую очередь частная соб­ственность, есть основа не только рыночной экономики, но и той есте­ственной среды, в рамках которой появляются и совершенствуются ре­альные деньги, действуют объективные экономические законы, приво­дящие в движение всю систему денежного обращения, и возможно циви­лизованное государственное регулятивное вмешательство в осуществле­ние общей денежно-кредитной политики общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: