Проблема ценностей в социальных науках

Ценности - это

общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов.

важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом. С помощью этого понятия характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности. (Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003.)

Выделяют следующие типы аксиологических концепций по вопросу о природе ценностей: объективно — идеалистические, субъективно-идеалистические, натуралистические, трансценденталистские. социологические, диалектико-материалистические [Сластенин В.А., Чижаков Г.И.].

Объективно-идеалистические теории (неокантиантство, неотомизм, интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени.

Субъективно-идеалистические теории (логический позитивизм, эмоти-визм, лингвистический анализ в этике, аффективно-волевая теория ценности У.Урбана, Д. Пролла, Л. Льюиса) рассматривают ценность как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам.

Натуралистические теории ценности (теория интереса, эволюционная этика, этика космической теологии) понимают под ценностью выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом.

Трансцендентализм трактует ценность как идеал, имеющий самостоятельную сферу существования, к которой человек может приобщиться (единство, истина, благо - основные трансцеденталии).

Социологические концепции утверждают относительность ценностей в зависимости от социальных общностей (М. Вебер, Э. Дюркгейм, У. Томас, Ф. Знанецкий). Социальные ценности оказывают воздействие на поведение человека и помогают ему воздействовать на социальную среду.

Сторонники диалектического материализма рассматривают систему ценностей с позиций исторического, экономического, социального развития общества.

В аксиологии с позиций источника ценности рассматривают следующие основные типы учений о ценностях [239, с.8-9]:

- аксиологический психологизм (В.Вундт, Ф.Бретано, А.Мейнонг) в качестве источника ценностей рассматривает субъективный мир человека. Ценностью является то, что значимо для человека;

- аксиологический нормативизм (М.Вебер, В.Дильтей, О.Шпенглер) рассматривает в качестве источника ценностей социокультурную жизнедеятельность множества людей. Ценности здесь - нормы, правила, оценки, принятые социокультурным большинством;

- аксиологический трансцендентализм (Г.Лотце, В.Виндельбанд, Г.Риккерт) считает источником ценностей некие взаимосвязанные идеальные сущности, ориентирующие людей на достижение высших целей;

- аксиологический онтологизм (Н.Гартман, М.Шелер, М.Хайдеггер) считает в качестве источника ценности сверхчувственную и сверхрациональную интуицию, с помощью которой бытие познается как ценность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: