Судебная система. Особенности статуса личности

Особенности статуса личности. Институт люстрации.

Особенности структуры Конституции.

1. Конституция состоит из преамбулы и 243 статей (13 разделов).

2. В преамбуле указывается на преемственность 3-ей Республики, которая продолжает лучшие традиции 1-ой и 2-ой Республик «и памятует о горьком опыте времён, когда основные свободы и права человека были в нашей Отчизне попраны».

3. В преамбуле указывается, что Конституция помимо общих принципов опирается на принцип дополнительности (или субсидиарности). В чём смысл? Этот принцип выводится из христианского полит. учения и означает социальный уклон гос. политики и приоритет общества перед государством, которое обязано помощь там, где местные сообщества не способны решать проблемы самостоятельно.

4. 2-ой раздел (права, свободы, обязанности) значительно большой – 57 статей.

5. Конституция содержит оригинальный раздел «источники права». В большинстве конституций такого нет. Причём оригинальных идей каких-то нет. По существу изложен материал учебника по ТГП о источниках. Устанавливается иерархия источников.

6. Имеется самостоятельный раздел «публичные финансы». Появление раздела связано с модой развития конституционной теории в конце 1990-х гг., когда включали такие разделы. Тут статус гос. банка, даже вопросы гос. закупок затрагиваются.

7. В разделе 11 устанавливаются 3 вида чрезвычайного положения. Военное положение, исключительное и стихийного бедствия. Последним является новеллой. У нас исключительный режим рассматривается в рамках чрезвычайного положения.

Институт люстрации. Отказ от советского прошлого. Институт не является изобретением Восточной Европы, речь идёт о формировании правовых (иногда полит.) препятствий для занятий должностей определённых лиц. Лишенцы в первые годы Советской власти – пример. «Борьба с ведьмами» в 1950-е гг. (маккартизм). Политика денацификации в ФРГ после Второй мировой войны, когда люди исключались из гос. аппарата.

Первоначальное значение термина «люстрация» связано с религиоведением и обозначает языческий обряд очищения от скверны. Традиция прыгать через костёр – пример люстрации. В полит. и правовых науках люстрация, как правило, обозначает систему мер, направленных на ограничение занятия гос. должностей для лиц, имеющих нежелательное для существующего режима полит., религиозные и прочие характеристики. Институт люстрации проблематичен с точки зрения полноценного правового основания, т.к. нарушает принцип обратной силы закона, имеет ярко выраженную полит. окраску.

В случае с Восточной Европой применение люстрации – проявление посткоммунистической реакции.


Механизм люстрации в Польше заключается:

- в обязанности лиц, претендующих на занятие определённых гос. должностей декларировать свои факты сотрудничества с органами гос. безопасности прежнего коммунистического режима, после чего такие факты подлежат обнародованию;

- в судебном преследовании в спец. люстрационных судах и наложении на виновных юр. ответственности обычно в виде запрета на занятие соответствующих должностей на определённый период.

Закон о люстрации принят в 1997 г., когда и конституцию т.е. Закон «О выявлении работы или службы в органах безопасности государства или сотрудничества с ними лиц, осуществляющих публичные функции».

Основные параметры закона этого.

1. 11 органов, служб, подразделений, сотрудничество с которыми необходимо было декларировать.

2. Устанавливается перечень лиц, которые обязаны декларировать своё прошлое. Перечень: президент; депутат; сенатор; лица, назначаемые президентом, премьером или парламентом; судьи; прокуроры; высшие региональные чиновники и т.д.

3. Требования представления декларации не распространяется на лиц, родившихся после 1972 г.

4. Для проверки достоверности декларации в Варшавском апелляционном суде учреждался Отдел по вопросам люстрации. После 1997 г. это был единственный в Польше люстрационный суд, в состав него министр юстиции делегировал 21 судью апелляционных и воеводских судов, выбранных из общих собраний судей и рекомендованных Всепольским Судебным Советом.

На смену Закона 1997 г. пришёл закон 2006 г. «О выявлении информации о документах органов безопасности государства 1944 – 1990 гг.». Этот закон ещё больше расширил практику люстрации:

1. Значительно увеличен перечень должностей, занятие которых связано с люстрацией.

2. Упрощена судебная процедура, и производство в порядке люстрации происходит в окружном суде в составе 3 судей.

3. Суд может вынести решения о наказании в виде лишения права занимать конкретную (?) должность от 3 до 10 лет. Решение может быть обжаловано и всегда должно быть опубликовано (?).

4. Установлен порядок выявления информации о сотрудничестве на основании документов, содержащихся в архиве Института Народной Памяти, который имеет статус Комиссии по преследованиям тяжких преступлений против польского народа.

5. К закону приложены образцы документов, подлежащих заполнению лицом, которое подвергается люстрационному производству.

Закон имеет непростую судьбу. Закон 2006 г. часто подвергался оценке Конституционного Трибунала Польши, который вынес около 30 постановлений о несоответствии положений Конституции Польши. Например, от люстрации были освобождены журналисты, бизнесмены, представители науки, преподаватели негосударственных ВУЗов.

Нет однозначного принятия института люстрации в Восточной Европе. Они принимаются режимами, которые нелояльны к предыдущему коммунистическому, поэтому есть раскол в обществе. Полит. функцию 1997 г. закон выполнил. Очищен гос. аппарат (неважно, ошибки молодости, вера в коммунизм или что-нибудь другое, а сейчас приходят молодые руководители). Так что необходимости этого закона уже нет.

Система высших органов власти.

Парламент.

Сейм и Сенат.

В первых статья раздела о парламента (кстати, нет единого названия для польского парламента, но иногда употребляет название «Народное Национальное Собрание»).

Главная задача Сейма – осуществлять контроль за деятельностью правительства в объёме, определённом предписаниями Конституции. 460 депутатов, избираются по смешанной системе.

Сенат – 100 сенаторов. Избираются населением.

Обе палаты избираются на 4 лет.

Ст. 98. Любопытное положение. Сейм может сократить срок полномочий текущего созыва сейма постановлением, принятым большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов. Сокращение сроков полномочий Сейма означает и сокращение сроков полномочий Сената. Также и президент, заслушав мнение председателей Сейма и Сената, может досрочно прекратить полномочия Сейма и Сената, объявив о проведении новых выборов.

Законодательный процесс. Особенностей нет. В Сейм законопроект, дальше в Сената, тот корректирует, принимает или отклоняет. Вето опрокидывается абсолютным большинством (?). Президент подписывает, может отправить закон на рассмотрение Конституционного Трибунала, также отклонить.

Президент.

Верховный представитель республики и гарант непрерывности гос. власти.

Избирается гражданами на 5-летний срок. Избран повторно может только 1 раз.

Полномочия традиционные. Раздел 5 Конституции.

Досрочное прекращение полномочий. Ст. 131. Маршал Сейма временно исполняет обязанности Президента до выборов нового президента в случаях:

- смерти президента;

- отказа президента от должности;

- подтверждения недействительности выборов президента;

- признания Национальным Собранием стойкой неспособности президента исполнять свои полномочия с учётом состояния здоровья. Решение принимается 2/3 голосов Национального Собрания;

- отрешения президента от должности решением Гос. Трибунала (тот единственный орган).

Правительство. Совет министров.

Включает Председателя, министров, а также вице-председателей и председателей некоторых комитетов.

Формирование. Процесс утверждения состава Правительства включает несколько этапов.

1. Председателя и остальных членов Совета министров назначает Президент в течение 14 дней со дня 1-ого заседания Сейма. При этом кандидатура премьера выдвигает президент (без согласования, но фактически, понятое дело, проводятся переговоры, консультации), а кандидатуры министров вносит премьер.

2. Премьер в течение 14 дней со дня назначения представляет Сейму программу деятельности правительства с просьбой предоставить ему вотум доверия. Т.е. сначала назначают, а потом вотум. О вотуме доверия Сейм постановляет абсолютным большинством голосов.

3. Если Сейм не соглашается с кандидатурой? Если не представляют вотум доверия Сейм самостоятельно избирает премьера и предложенных им членов правительства абсолютным большинством голосов. Президент назначает это правительство и принимает присягу его членов (т.е. согласия президента не требуется).

4. Если Сейм оказывается не в состоянии сформировать правительство самостоятельно, президент в течение 14 дней снова назначает премьера и по его предложению остальных членов правительства.

5. Если Сейм в течение 14 дней со дня такого назначения не представит такому правительству вотум доверия путём голосования простым большинством, то президент назначает досрочные парламентские выборы.

Полномочия правительства стандартны. Ст. 146.

Ответственность правительства. Члены Совмина несут перед Сеймом солидарную ответственность за деятельность правительства, а также индивидуальную ответственность за дела, подлежащие их компетенции или порученные им премьером.

Сейм может выразить совмину вотум недоверия. По предложению не менее 46 депутатов, при этом они должны имя нового кандидаты в премьеры. В этом случае просто формируют правительством.

1. Сейм принимает такое решение.

2. Если постановление Сейма принято, президент принимает отставку совмина и назначает нового председателя.

Судьи назначаются президентом по предложению Всепольского Судебного Совета на неопределённое время. Судья может быть уволен в отставку вследствие болезни или утраты сил, делающих невозможным исполнение своих полномочий. Предельный возраст устанавливается законодательством, не конституцией.

Верховный суд – высший судебный орган, осуществляет надзор за деятельностью общих и военных судов. Суды в разных текстах конституций могут именоваться по-разному.

Председатель назначается на 6-летний срок из кандидатов, представленных Общим Собранием судей.

В Польше существует особая система органов админ. юстиции, которая возглавляется Высшим Административным Судом (ВАС). Основная задача таких судов – осуществление контроля за деятельностью публичной администрации.

Всепольский Судебный Совет. Призван охранять независимость судов. Формируется на 4 года. Состоит из:

1. Председателя Верхового Суда, министра юстиции, председателя ВАС, лица, который назначается президентом.

2. 15 членов, избранных из числа судей ВС, общих, админ. и военных судов.

3. 4 члена, избранных Сеймом из числа депутатов, 2 сенатора, которые избираются Сенатом.

Конституционный Трибунал. Создан в 1982 г. в рамках реформ. Состоит из 15 судей, избираются на 9 лет Сеймом из числа лиц, которые отличаются правовыми познаниями. Повторное избрание в состав не допускается. Назначается председатель трибунала президентом из числа кандидатов…

Полномочия.

1. Дела на соответствие межд. договоров и законов конституции.

2. О соответствии законов, ратифицированных межд. договором, ратификация которых требовала предварительного согласия, выраженного в законе.

3. Дела о соответствии НПА высших органов власти Конституции, ратифицированным межд. договорам, законам.

4. Дела о соответствии конституции целей или деятельности полит. партий.

5. Рассмотрение жалоб граждан.

6. Споры о компетенции между органами власти.

Гос. Трибунал.

Создан в 1982 г. в рамках реформ.

Основная функция – привлечение к ответственности лиц, занимающих высшие гос. должности за нарушение конституции и законов, в т.ч. за преступления в сфере своих обязанностей. К числу таких лиц относятся президент, депутаты, сенаторы, председатель и члены Совмина.

Состоит из председателя, 2 замов и 16 членов. Избираются Сеймом на срок полномочий Сейма. Половина членов Гос. Трибунала должны иметь квалификацию, необходимые для занятия должности судьи. Председатель Гос. Трибунала – председатель ВС.

Постоянно не заседает, понятное дело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: