Особенности права Египта. Шариат

Правовая система сформировалась в 19 – 20 вв. в результате взаимодействия мусульманского и европейского права. Условно её можно назвать романо-мусульманской. Периоды арабского и турецкого владычества – время безраздельного господства мусульманского права. Но уже в середине 19 в. при молчании Османского торгового закона начали применяться нормы французского торгового кодекса. А после открытия в 1869 г. Суэцкого канала созданы смешанные суды. В их состав входили европейские и египетские судьи, а также ряд крупных кодексов – гражданский, торговый, морской, уголовный и другие. В результате этих реформ сфера действия мусульманского права стали ограничиваться отношениями личного статуса. Поэтому до сих пор египетское семейное, наследственное право относятся к мусульманской правовой семье, а а большинство других отраслей – к романской.

Правосознание арабов. Оно связано с национальной религией – исламом, её этико-правовым стержнем – шариатом.

Шариат – это совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающих значительную часть жизни правоверного мусульманина. Есть сходный термин «Фитх», некоторые говорят, что это полный синоним шариата, некоторые – что это более широкое понятие, сюда входит деятельность по изучению, толкованию источников Шариата. А их сколько? 4.

1. Коран. Священное писание.

2. Сунна. Священное предание, сборник хадисов (изречений пророков Мухаммеда).

3. Иджмар. Догмат, согласованное мнение исламских авторитетов по вопросам, неурегулированным прямо в Коране и Сунне.

4. Кыяс. Суждение по аналогии с ситуацией, которая описана в Коране или Сунне.

Методы.

1. Адат. Обычай. Спорный источник. Большинство адатов противоречат традиционной доктрине ислама, поэтому часто возникают теоретические и практические споры.

2. Бийда. В исламе это – новшество, имеющее оттенок ереси. В традиционно мисламе это запрещённый источник.

3. Мубах. Нововведение, которое практикуется мусульманами, но не относится к религии. Пример использования – пользование электричеством.

4. Такгид. Это метод использования Шариата, познания, который состоит в беспрекословном подчинении авторитету.

5. Идж-Тихад. Борьба с собой (в переводе). Ещё один способ познания истины в исламе. Человек сам читает Коран, толкует его.

Мазхабы (школа шариата).

Выделяют несколько шиитских и суннитских мазхабов. У суннитов (или шиитов?) немного другие источники шариатского, они Сунну не признают, а книгу Акбар.

Почему много школ? Полнота и особенности толкования хадисов. Эта полнота возможна, т.к., работой по систематизации хадисов занимались многие арабские учёные. Различия между масхабами не затрагивает основ мусульманской веры, сосредоточенной в Коране. По большей части эти отличия связаны с набором и последовательностью решений.

Основные школы.

4 суннитских школы.

1. Ханафиты. Египет, Ближний Восток, Центральная Азия (бывший СССР), большая часть Северного Кавказа, Татарстан, Башкортостан. Источники наряду с традиционными используются высказывания сподвижников пророка – Сахабы (первое поколение сподвижников) и Табиуны (второе поколение сподвижников). Большую роль играет метод Истихсан – это решение, противоречащие Тхиясу (4-ый источник), но более целесообразный в данной ситуации. Ещё один метод: в случае необходимости выбора из имеющихся предписаний приоритет отдаётся наиболее убедительному и распространённому – источник Урф.

2. Маликиты. Часть Саудовской Аравии, Алжир, Тунис, Марокко. Среди источников распространены «деяния мединцев», это распространившееся после Мухаммеда среди мединцев традиций. Ещё 1 особенность – если существует коллизия предписаний, то муфтий должен выбрать наиболее лёгкий вариант. Пророк Мухаммед предпочитал лёгкость в религии.

3. Шафииты. Часть Восточной Африки – Сомали, юго-восток Египта, почти вся Юго-Восточная Азия (Индонезия). Коран и Сунна рассматриваются как единое откровение. Ясные и недвусмысленные откровения не могут подвергаться иносказанию. Столпы веры должны оставаться в чистоте. Все остальные источники должны быть приведены в соответствие с откровениями.

4. Ханбалиты. Почти вся Саудовская Аравия. Никогда не признавал закрытия т.н. Врат Идштихада, т.е. предполагается, что существует основное правило, связанное с возможностями с бесконечным развитием исламской теории. На практике оказывается, что это самый костный и формальный мазхад. Дело в том, что самый молодой, в основном работа связана с поддержкой саудитов.

Шиитские мазхабы.

1. Джафаритский (самый распространённый – Иран, Ирак, Азербайджан).

Обычно в одном государстве основная масса населения относится к одной школе. Исключение – Египет.

Тема. Конституция Египта 1971 г.

Принята на всенародном референдуме. Основные черты (4 группы).

1 блок. Сохранились некоторые проявления социалистической ориентации государственного развития.

1. Ст. 1 конституции – демократическое, социалистическое государство, основанное на союзе трудовых сил народа.

2. Наличие выраженной социальной риторики. Ст. 7: основа общества – социальная солидарность.

3. Имеются нормы о народном контроле. В составе Совета директоров гос. предприятий 50 % членов должны быть рабочими. А мелкие крестьяне и ремесленники должны составлять 80 % в советах сельхозкооперативов и ремесленных кооперативах.

2 блок. Отражение особой роли ислама.

1. Ислам признаётся гос. религией Египта, несмотря на 10 % коптов.

2. Шариат – источник национального законодательства.

3. В текущем законодательстве имеется запрет занимать руководящие должности лицам, отрицающим божественные законы.

3 блок. Признание достижение западной правовой культуры.

1. Принципы верховенства права – это основа управления государством.

2. Поддерживается доктрина естественных прав человека.

3. В отличие от многих мусульманских государств, поддерживается действительный парламентаризм. Что значит действительный парламентаризм? Это некая специфика, как в РФ.

4 блок. Провозглашение 4-ой информационной власти. Введён поправками к конституции в 1980 г.

- пресса признаётся «народным независимым органом»;

- создаётся Высший совет прессы, который следит за тем, чтобы её деятельность соответствовала интересам национального единства;

- провозглашается свобода прессы, запрещается цензура, а закрытие СМИ возможно только по решению суда.

Изменения к конституции. В настоящее время конституция 1971 г. действует с многочисленными поправками. Реформы были проведены в 1980 и 2007 гг. В основном изменения касались очищением текста от социалистической фразеологии (но они остались), включение положений о прессе (1980 г.), изменения порядка выборов президента.

Порядок изменения конституции.

- инициатива за президентом или 1/3 депутатов парламента;

- поправки должны быть обсуждены на Консультативном Совете и одобрены 2/3 членов парламента;

- принимаются поправки на всенародном референдуме простым большинством.

16 ноября 2011 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: