Загрязнение морей и океанов
Моря и океаны испытывают всё больший экологический стресс в результате загрязнения, чрезмерного вылова рыбы и ухудшения состояния берегов и коралловых рифов.
Моря и океаны влияют на климат и состояние атмосферы, снабжают растущее население планеты продуктами питания.
В настоящее время развивается шельфовая добыча нефти и газа. В особо крупных размерах добыча ведется в Персидском, Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном море.
Растет и загрязнение океана, особенно с увеличением перевозок нефти. Известно много случаев аварий танкеров, образование трещин в нефтепроводах, проходящих по дну морей. Примерно 600 тысяч тонн нефти ежегодно попадает в океаны.
Одна из крупнейших в истории США нефтяная катастрофа произошла в проливе Принс-Уильямс близ Аляски в 1989 году: из танкера вылилось свыше 40 миллионов тонн нефти.
Главным загрязнителем атлантических морей радиоактивными отходами является Великобритания, среди других крупных загрязнителей Атлантики – Бельгия, Швейцария, США.
90% отходов, ежегодно сбрасываемые в моря, остаются в прибрежных районах, где они наносят ущерб рыболовству, отдыху.
В феврале 1991 года вступила в силу суровая поправка к Международной конвенции 1973 года по предотвращению загрязнения океана с судов.
Сброс изделий из пластмасс запрещен во всех странах. Северное море, наряду с Балтийским, Красным, Средиземным и Черным морями, отнесено к «особым» районам, то есть районам, особо чувствительным с точки зрения экологии.
Истребление животных, разрушение и загрязнение среды обитания ведет к утрате биологического разнообразияна планете.
По данным Международного союза охраны природы и природных ресурсов, с лица Земли исчезло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих; из них на 70-80 % это связано с деятельностью человека. Сегодня опасность исчезновения грозит уже более 600 видам птиц и 120 видам млекопитающих.
Из биологических ресурсов океана в настоящее время используется, прежде всего, рыба.
Уже к началу 1980-х годов 11 основных мест заготовки морских продуктов – 6 атлантических и 5 тихоокеанских – были доведены до полного истощения. Среди них места лова знаменитых перуанских анчоусов (улов упал с 10 млн. до 1,5 млн. тонн) и места обитания аляскинского королевского краба.
В восточной части Центральной Атлантики в значительной степени выловлены головоногие (осьминоги, кальмары, каракатицы). В Северной Атлантике, где раньше можно было вылавливать 1,5 миллиона тонн трески, в последние годы заготавливают менее 60 тысяч тонн.
В последние десятилетия даже недавно освоенные места лова в южных районах Мирового океана (в Сиамском заливе, Индийском океане) были быстро доведены до истощения.
Основные причины оскудения биологических ресурсов:
1. нерациональное ведение мирового рыбного хозяйства;
2. загрязнение вод океана, в том числе эстуариев рек.
Наиболее реальный путь повышения использования ресурсов Мирового океана – это разведение некоторых видов рыб и моллюсков на искусственно созданных морских плантациях.
К тому же рыбу и другие организмы выращивают не только в морской, но и в пресной воде. Разведение рыб, моллюсков и водорослей развито в Китае, Японии, Индии, Южной Корее и в нашей стране.
4. Технологическая анархия – неспособность человека предсказать и контролировать последствия использования собственных изобретений
С течением времени технология становилась все более совершенной, постоянно наращивала свою мощь и стала способна кардинально влиять на развитие планеты.
Создатели новых технологий часто оказываются не способными предугадать последствия их практического использования, придать их развитию гуманную направленность.
В настоящее время в обороте находится свыше 50 тысяч видов химических веществ. Из них более 5 тысяч обладают явными признаками токсичности, но только для 100 таких веществ стало возможным проведение точных подсчетов конкретного вреда для здоровья человека.
Опасность состоит в том, что многие вещества на первый взгляд кажутся безвредными для природы, и лишь потом выясняется, что их нейтрализация и «переработка» представляет большую сложность для нее.
В настоящее время в мире насчитывается 500 миллионов автомобилей, в том числе 80 миллионов грузовых и примерно 1 миллион городских автобусов.
Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработанным газом примерно 800 килограммов окиси углерода, около 40 килограммов окислов азота и почти 200 килограммов различных углеводородов.
К тому же основной причиной фотохимического тумана (смога) являются отработанные газы автомобилей. Это явление наблюдается во многих крупных городах зарубежных стран – Мехико, Лос-Анжелесе, Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Токио, Милане и других, и скоро, возможно, такие же процессы возникнут и у нас в стране.
Мероприятия по снижению вредного влияния автомобильного транспорта (основные пути развития автотранспорта в интересах защиты окружающей среды) таковы:
1. совершенствование конструкции автомобилей с точки зрения токсичности (стандарты Евро 3, 4, 5);
2. повышение уровня технического обслуживания и совершенствования систем и методов контроля за техническим состоянием машин;
3. перевод автомобилей на другие виды топлива (природный газ, водород, биотопливо – биоэтанол);
4. создание новых, «чистых» с экологической точки зрения, автомобилей (электромобили, солнцемобили).
Природный газ – отличное топливо для машин. В последние десятилетия осуществляются крупные мероприятия по переводу автомобильного транспорта на природный газ.
Экологически чистое топливо получают при переработке различных растений (сахарного тростника, хенекена и других) – биоэтанол.
В ряде стран мира все чаще обращаются кидее создания «чистого» автомобиля – электромобиля.
Электромоби́ль — автомобиль приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от аккумуляторов или топливных элементов и проч., а не двигателем внутреннего сгорания.
Преимущества электромобиля:
· отсутствие вредных выхлопов и пониженный уровень шума
· простота конструкции и управления, высокая надёжность и долговечность экипажной части (до 20-25 лет) в сравнении с обычным автомобилем
· низкая стоимость эксплуатации.
Японская компания Mitsubishi Motors в 2009 году начнёт промышленное производство электромобилей. На нём будут установлены литий-ионные аккумуляторы. Существующие прототипы имеют дальность пробега 150 км.
Предусмотрено к 2010 году начать в Японии массовое производство двух-местных электромобилей с дальностью пробега 80 км. на одной зарядке, а также увеличить производство гибридных автомобилей.
Toyota работает над созданием нового поколения гибридных автомобилей Prius. В новой версии водитель по желанию может включать режим электромобиля, и проехать на аккумуляторах примерно 15 км. Подобные же модели разрабатывает Ford – модель Mercury Mariner (начало продаж осенью 2006) – пробег в режиме электромобиля 40 км., и Citroën – модель C-Metisse – пробег в режиме электромобиля 30 км. Toyota изучает возможность установки устройств для зарядки аккумуляторов гибридов на бензозаправочных станциях.
General Motors в январе 2007 года представил концепт Chevrolet Volt, способный проезжать в в режиме электромобиля 65 км.
В 2007 начались поставки скоростных Tesla Roadster. Этот спортивный электромобиль способен разгоняться до 100 км/час за 4 сек. Заряда батарей хватает на 200 миль. Минимальная цена 98 000 долл. Первые 570 изготовленных электромобилей были тут же проданы, на все электромобили, которые планируется произвести в 2008 году уже имеется очередь покупателей.
Говоря о масштабах воздействия человека на природу, нельзя не назвать проблему радиоактивного загрязнения окружающей среды, связанную с атомной энергетикой и испытаниями ядерного оружия.
После аварии на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 года), высказываются прямо противоположные мнения: одни – за дальнейшее развитие, другие – за ликвидацию всех имеющихся АЭС и прекращение строительства новых.
По сообщению МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергетике), в настоящее время электроэнергия вырабатывается на АЭС в 25 странах мира.
Первое место по абсолютной мощности АЭС занимают США, второе - Франция, третье – Япония. Удельный вес атомной энергетики в энергобалансе нашей страны составлял в 1991 году 18 % (для сравнения: в Японии – 28 %,ФРГ – 34 %, Швеции – 45 %, во Франции – 75 %).
Во Франции атомная энергетика существует уже 40 лет. На обеспечение безопасности АЭС здесь расходуют средств в 4 раза больше, чем у нас, и в 2 раза больше, чем в США.
В Японии находится крупнейшая в мире АЭС «Фукусима» (10 блоков общей мощностью 8 миллионов киловатт).
Можно по-разному относиться к атомным станциям, однако их существование в ближайшие годы – объективная реальность.