Для того, чтобы определить стоит ли давать скидки покупателям, следует сопоставить доход от денежных средств, получаемых в результате ускорения платежей с суммой общих потерь от предоставления скидки. Предоставление скидок оправдано:
1. Если оно ведёт к расширению продаж.
2. Если компания испытывает дефицит денежных средств, то скидки можно предоставлять с целью увеличения притока денег, даже, если в отдалённой перспективе общий результат оказывается отрицательным.
3. При прочих равных условиях скидка имеет преимущество перед штрафами и пени.
Задача. Текущий годовой объем продаж в кредит 14000 тыс. руб. Компания продает на условиях нетто/30. Период оборота ДЗ составляет 3 месяца. Минимальная норма прибыли 15%.
Компания разрабатывает предложение 3/10, нетто/30 со скидкой (т.е., если оплата произведена в течение 10 дней. То скидка составит 3%, оплата без скидки в течение 30 дней) Компания прогнозирует, что 25% покупателей воспользуются предоставленной скидкой, в результате чего время сбора платежей сократится с трех до двух месяцев.
|
|
Решение.
1. Средняя сумма ДЗ (в руб):
2. Коэффициент оборачиваемости ДЗ: (или длительность отчетного периода/период одного оборота)
3. Период оборота ДЗ:
1. Определяем среднюю сумму ДЗ
До изменения кредитной политики:
Коэффициент оборачиваемости ДЗ = 12/3=4 оборота
Средняя сумма ДЗ = 14000/4=3500 тыс.руб
После изменения
Коэффициент оборачиваемости ДЗ = 12/2=6 оборотов
Средняя сумма ДЗ = 14000/6=2333 тыс.руб
2. Определяем изменение среднего остатка дебиторской задолженности
3500-2333=1167 тыс.руб
3.При норме прибыли 15% уменьшение среднего остатка может принести
1167*0,15=175 тыс. руб
4.Недостаток скидки (уменьшение выручки на сумму скидки)
14000* 25%*3%=105 тыс. руб
5.Общий итог
175-105=70 тыс.руб
Предоставление скидки себя оправдывает.
Изменение кредитной политики. Для того чтобы решить: следует ли давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с ДЗ.
Если у компании есть резервы производственной мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж. Т.к. постоянные затраты в этом случае не меняются, себестоимость производства снижается. Дополнительные расходы связаны с увеличением безнадёжных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более длительный срок.
Методика расчетов. Предварительно определяем:
§ Текущий объём продаж: (ед.)
§ Прирост объёма продаж: , где mQ – увеличение объёма продаж в долях к Q0.
§ Новый объём продаж:
1. В результате либерализации кредитной политики, изменение маржинальной прибыли: , где d- единичный маржинальный доход.
|
|
2. Увеличение безнадёжного долга в результате либерализации:
3. В результате увеличения объёма производства изменится с/с единицы продукции
§ Текущая с/стоимость:
§ Текущие затраты:
§ Дополнительные затраты:
§ Общая сумма новых издержек:
§ Новая себестоимость:
4. Альтернативная стоимость капитала, помещённого в ДЗ:
o До изменения кредитной политики: , где
o После изменения кредитной политики:
5. Изменение инвестиций в ДЗ:
6. При минимальной рентабельности 16% «упущенная выгода»:
7. Общий результат:
8. Вывод: если «+», то изменять кредитную политику стоит.
ЗАДАЧА. Цена реализации единицы продукции составляет 120 руб, переменные затраты на единицу 80 руб, постоянные затраты 15 руб. Годовой объем продаж в кредит = 600000 руб. Сбор денежных платежей происходит в среднем за 1 месяц, минимальная рентабельность 16 %. Предприятие предполагает либерализовать кредитную политику, т.е. распространить ее на более рискованную группу покупателей.
Прогнозируется, что в результате либерализации кредитной политики объем продаж увеличится на 40%. Период сбора ДС возрастет до 2-х месяцев. Безнадежные долги на увеличенной продаже составят 5%. Стоит ли изменять кредитную политику?
Дано
Р = 120р; Сv = 80р; Сс = 15р; С = Сv + Сс = 95р. V0 = 600000р. . mQ = 40%; = 2 месяца; безнадёжные долги БД∆Q = 5%
Решение:
1.Текущее количество продаж = объем продаж / цена
2. Дополнительная прибыль от увеличения объема продаж = Изменение объема продаж * маржинальный доход на одно изделие. Маржинальный доход на одно изделие = цена – переменные расходы на единицу.
3.В результате изменения кредитной политики вырастут безнадёжные долги:
4.В результате увеличения объёмов производства снижается себестоимость продукции, т.к. постоянные расходы не меняются, а меняются только переменные.
Новая себестоимость единицы составит:
5. Рассчитаем альтернативную стоимость капитала, помещённого в ДЗ:
6. Альтернативная стоимость вложений в ДЗ:
7. Финансовый результат:
ФР = 80000-12000-10599 = 57401р.
ВЫВОД: кредитную политику, при условии, что оправдаются все прогнозы.либерализовать стоит.
.
ЗАДАЧА: Решить, стоит ли предоставлять полный кредит покупателям, пользующимся в настоящее время ограниченным кредитом или покупателям, не пользующимся кредитом. Исходные данные – в таблице:
Категория покупателя | % безнадежного долга | Период сбора денежных платежей, дней | Кредитная политика | Прогноз прироста продаж в результате ослабления кредитной политики, руб |
X | Неограниченный кредит | 80 000 | ||
Y | Ограниченный кредит | 600 000 | ||
Z | Кредит не предоставляется | 850 000 |
Валовая прибыль - 25 % от продаж, минимальный доход от инвестиции – 12 %
Расчеты
Показатели и порядок их расчета | Результат расчета Y, руб | Результат расчета Z, руб |
1. Прирост валовой прибыли = прирост продаж * норму валовой прибыли | 600 000 * 0,25= 150 000 | 850 000 * 0,25= 212 500 |
2. Безнадежные долги = прирост объемов продаж * % безнадежного долга | 600 000 * 0,05= 30 000 | 850 000 * 0,3= 255 000 |
3. Увеличение инвестиции в ДЗ = прирост объемов продаж (DV) / оборачиваемость ДЗ (оборот) * удельный вес себестоимости в цене | 600 000 / (360 / 40) * 0,75 = 50 000 | 850 000 / (360 / 80) * 0,75 =141 667 |
4. Альтернативная стоимость дополнительных вложений в ДЗ = изменение средней инвестиции * минимальный доход от инвестиций в ДЗ | 50 000 * 0,12 = 6 000 | 141 667 * 0,12 = 17 000 |
5. - Результат (чистая прибыль или убыток)= п.1-п.2-п.3 | 114 000 | - 59 500 |
Вывод: Кредит следует распространить только на категорию покупателей Y.