Структура социологического знания. Социальное это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе их совместной

Социальное это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Современная социология представляет собой разветвлен­ную систему знаний разных уровней и включает в себя:

1) общесоциологические теории - теории наиболее высокого уров­ня обобщения, объясняющие явления и процессы, важные для всех областей общественных отношений.

2) специальные (частные) социологические теории (или те­ории среднего уровня) - они обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей жизни общества (семья, образо­вание, политика, экономика, армия и т. д.).

Специальные социологические теории можно разделить на различные группы:

· теории социальных институтов (социология религии, об­разования, семьи);

· теории социальных общностей (этносоцилогия, социоло­гия электората, социология молодежи);

· теории специализированных сфер деятельности (труда,
спорта, досуга, управления);

· теории социальных процессов (теория социального обме­на, интеракций, социология социальных изменений);

· теории социальных явлений (социология общественного
мнения, тендерная социология).

3) отраслевые социологические теории (такие как экономи­ческая, политическая, юридическая и т. д. социологии) направ­лены на социологическое осмысление соответствующих прояв­лений существования общества. Они применяют концептуаль­ный, категориальный и методологический аппарат социологи­ческой науки, направляя его в междисциплинарное русло. Тем
самым не только осуществляется взаимодействие со смежными
социогуманитарными дисциплинами, но и создается многомер­ное видение общества как целостного явления. Выступая как
специализированное использование «оптики» социологической
науки, отраслевые социологии опосредуют взаимосвязь общих
и социальных теорий с эмпирической социологией;

4) эмпирическая социология.

Наряду с четырьмя указанными уровнями выделяют макро-и микросоциологию. Исследователи, работающие в области макросоциологии, акцентируют внимание на взаимоотношени­ях между основными элементами общественной системы. Они работают с понятиями культуры, социальных институтов, со­циальных систем, структур, общества. Микросоциологические концепции фокусируют внимание на индивидах, поведенчес­ких актах. Микросоциологи используют понятия социального поведения, интеракций, мотивов и т. п.

3. Основные функции и задачи социологии.

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет:

1. познавательная ф-я состоит в том, что социология на всех своих уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах соц. жизни, раскрывает закономерности и перспективы соц. развития общества.

2. прикладная ф-я социологии состоит в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.
3. ф-я социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе.

4. прогностическая ф-я состоит в том, что социология призвана вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;

2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

5. ф-я социального планирования – использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Соц. планирование охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

6. Идеологическая ф-я состоит в том, что результаты исследований могут использоваться в интересах каких либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений.

7. Гуманистическая ф-я состоит в том, что социология может служить улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в итоге способствует совершенствованию общественных отношений.

Задачи социологии:

1. Решает научные проблемы, связанные с формированием знания о соц. действительности, описанием, объяснением процессов соц. развития, разработки методологии и методов социологического исследования.

2. Изучает проблемы, связанные с преобразованием соц. действительности, анализом путей воздействия на соц. процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: