Сулейманова Л. Ш. «История государства и права Республики Башкортостан», Уфа, 1998г.
Валеев Д. Ж. «История башкирской философской и общественно-политической мысли», Уфа, 2001г.
Шумилов М.М. Местное управление и центральная власть в России в 50-х-начале 80-х гг. ХIХ в.-М., 1991.
Ишкулов Ф.А. Судебно-административная реформа в Башкортостане._Уфа, 1994
Леонов Н.И. Буржуазные реформы 60-70-х гг. ХIХ в. В Башкирии,Уфа,1993
Личный состав губернской администрации.
Органы губернского управления.
Во II половине XIX – начале ХХ вв.
Управление Уфимской губернией
Литература:
Основная:
1. Башкортостан с древнейших времен до наших дней. В 2-х т. – Уфа: Китап, 2004.
2. Еникеев З.И., Еникеев А.З. История государства и права Башкортостана. – Уфа: Китап, 2007.
Дополнительная:
1. Кантимирова Р.И. «Управление Уфимской губернии»
1. Управление губернией строилось и осуществлялось на основе «Общего учреждения губернского». Большинство местных органов государственного управления находилось в ведении министерства внутренних дел которое имело сложную и громоздкую структуру.
Во главе местного, управления стоял губернатор, являвшийся главой местной администрации, официально признаваемый законами как «хозяин губернии». Он именовался «начальником губернии», «правителем», «представителем высшей правительственной, власти в губернии» и т.п. Во второй половине XIX в. компетенция, основные права и обязанности губернаторов определялись «Общим наказом гражданским губернаторам», утверждённым 3 июля 1837 г., вошедшим позднее в неизменном виде в статьи 357 - 706 второго тома свода законов Российской империи 1857 г.
Согласно законам, служебные обязанности и права губернатора подразделялись на 14 обширных разделов: 1) обязанности по губернии вообще, 2) по делам общего управления, 3) по, охране благочиния, 4),по народному продовольствию и общественному хозяйству, 5) по делам о повинностях, 6) по охране народного здравия, 7) по опекам и общественному призрению, 8) по делам казенного управления, 9) по делам судебным, 10) по отношению к военному ведомству, 11) по приему и сдаче управления губернией, 12) по обозрению губернии, 13) по отчетности и ответственности, 14) о взаимоотношениях с другими органами и учреждениями.
Основными функциями губернатора были охранительные. «Общий наказ гражданским губернаторам» подчёркивал их руководящую роль в подавлении «открытого неповиновения властям», выражавшегося в образовании тайных обществ, в распространении нелегальной литературы, в открытии неразрешённых властями типографий.
В разделе «Охрана законных прав, общественного благоустройства и благочиния» указывалось, что, с одной стороны, губернатор обязан подавлять малейшее проявление открытого недовольства режимом, а с другой - принимать меры к «уменьшению нищенства, улучшению внешнего благоустройства» в городах и сёлах. Он обязан был так же «предупреждать преступления, выступать против мотовства, распутства, запрещенных игр и вообще всяких «порочных наклонностей и привычек».
Важнейшей обязанностью губернатора являлось обеспечение «народного продовольствия» и развития хозяйства. В соответствии с законом вся продовольственная часть в губернии находилась в его руках. Губернатор осуществлял контроль за продажей продовольствия, уровнем цен на хлеб, принимал меры по созданию его запасов и распределению их среди местного населения в случае неурожая.
Весьма многочисленными были обязанности губернатора по делам о повинностях. «Общий наказ гражданским губернаторам» обязывал их следить за тем, чтобы население не подвергалось незаконным поборам. Вместе с тем, они отвечали за «своевременное» и недоимочное поступление государственных податей и «точное исправление всех прочих повинностей». В «Наказе гражданским губернаторам» подчеркивалось, что местное начальство не имеет права собственной властью вводить какие-либо новые повинности, включая и натуральные. Задача губернатора состояла в том, чтобы определённые законом натуральные повинности исполнялись «со всею возможною уравнительностью и наибольшим для обывателей удобством».
Раздел «По охранению народного здравия» Общего наказа возлагал на губернатора контроль за действиями медицинских чиновников, за функциями аптек и других больничных заведений. Кроме того, ему предписывалось постоянно наблюдать за исполнением содержавшихся во «Врачебном уставе» правил. Эти правила требовали сохранения в городах и сёлах чистого воздуха, хорошего качества продуктов, оказания больным скорой помощи, погребения мёртвых на кладбищах по установленному порядку. Губернатор должен был принимать необходимые меры против появления эпидемических заболеваний. В случае их возникновения он обязывался «лично распоряжаться на месте болезни» и временно вводить карантин.
Начальник губернии осуществлял «общий высший надзор» за благотворительными заведениями - богадельнями и приютами. Он утверждал планы застройки городов, основные постановления городских дум, включая сметы доходов и расходов в размере более 30 тыс. рублей, контролировал исполнение правил пожарного, строительного уставов и устава о промышленных и фабричных заведениях. По утверждению К.Ф. Головина, «русский губернатор был самым занятым лицом в мире, если количество занятий можно измерять числом официальных бумаг, проходящих через губернаторские руки». В начале XX в. через руки губернаторов проходило до 100 тыс. документов в год или 270 ежедневно.
Наряду с «Общим наказом» деятельность губернаторов регламентировали: «Устав о земских повинностях», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о предупреждении и пресечении преступлений», «Свод военных постановлений». Министерство внутренних дел издавало и направляло губернаторам множество циркуляров и инструкций. В них губернаторы обязывались «тщательно», «старательно», «бдительно», «немедленно» исполнять указы правительствующего сената или министерства внутренних дел.
По мнению М.М.Шумилова, в период буржуазных реформ губернатор не получил всеобъемлющей власти. Он потерял право «ревизии» судебных дел и ряд областей управления оказался фактически вне зависимости от него. В то же время губернаторы получили большие права на пути к установлению всеобъемлющего губернского контроля.
Буржуазные реформы 60 - 70-х гг. XIX в. видоизменили компетенцию губернатора. Из «Общего учреждения губернского» исчезает выражение «хозяин губернии». В новом «Наказе гражданским губернаторам» 1876 г. обязанности губернатора по разделу «Народное продовольствие и общественное хозяйство» были изложены в 11 статьях вместо 55, содержавшихся в своде законов Российской империи 1857 г.
В пореформенный период ведению губернатора не подлежали вновь созданные учреждения (губернская контрольная палата, акцизное управление), было ограничено его влияние на деятельность судебных органов. В то же время он оставался представителем «высшей правительственной власти, в лице которого по закону сосредотачивался местный надзор за всеми находившимися в губернии административными учреждениями и должностными лицами гражданского ведомства».
В условиях ухудшения политической обстановки в стране и роста межклассовых противоречий правительство шло по пути усиления авторитарной власти губернаторов на местах, стремясь таким путём повысить эффективность борьбы администрации с революционным движением. Начало этой политики относится к первым десятилетиям пореформенного периода. Закон от 22 июня 1866 г. об усилении губернаторской власти в России превращал губернатора в полного хозяина губернии, так как его власть распространялась на учреждения всех ведомств, находившихся в ней. В связи с этим 28 октября 1866 г. уфимский губернатор Г.С.Аксаков издал указ о пространстве и пределах власти губернатора. Ему предоставлялось право «производить во всякое время общую и внезапную ревизию» в учреждениях всех ведомств, находившихся на территории губернии. Лишь таможни, отделения Государственного банка и горные учреждения губернатор не мог «ревизировать». Он получал право определять политическую неблагонадёжность чиновников и закрывать частные общества, собрания, клубы, в случае «обнаружения в их деятельности чего-либо противного государственному порядку, общественной безопасности и нравственности». Действие закона 22 июля 1866 г. не распространялось на мировых судей, земские и городские органы самоуправления.
13 июня 1867 г. уфимским губернатором С. П.Ушаковым был введён закон «О порядке печатания постановлений, отчетов о заседаниях, а так же суждений, прений и речей, составлявшихся в земских, дворянских и городских общественных и сословных собраниях». Закон запрещал впредь печатание журналов земских собраний, отчётов, управ и других материалов без предварительной губернаторской цензуры.
В соответствии с законом 13 июня 1867 г. «О порядке производства дел в земских, дворянских и городских общественных и сословных собраниях», всякого рода постановления местных земств «О сношении или соглашении» с земскими органами других губерний вступали в силу и могли исполняться лишь после одобрения губернатором.
В 1876 г. комитет министров предпринял шаг к усилению власти губернаторов, предоставив им право издавать обязательные постановления для местных жителей губерний, «направленные к охранению порядка» и имевшие силу закона.
3 августа 1879 г. в комитет министров была внесена записка «О предоставлении губернаторам права утверждать в должностях всех лиц, служащих по земским и городским учреждениям», получившую силу указа 19 августа. В ней органы земского и городского самоуправления обязывались представлять на утверждение губернатора списки лиц, принимаемых на постоянную службу. Таким образом, закон давал право губернаторам требовать от земских и городских управ удаления от должностей всех тех лиц, которые будут признаны неблагонадёжными. Указ от 8 августа 1880 г. предоставлял губернаторам особые права при замещении постоянных должностей по земским и городским учреждениям одиннадцати учреждений, управляющий государственным имуществом - семи, председатель губернской земской управы и городской голова — девяти и т.д. Члены смешанных присутствий, обыкновенно, не имели вознаграждения за свою деятельность, получая содержание за службу в самостоятельных учреждениях, не относившихся к типу смешанных присутствий.
Во второй половине XIX - начале XX вв. в Уфимской губернии действовали губернские административные учреждения. Это губернские присутствия - по крестьянским делам, по земским и городским делам, по воинской повинности, по фабричным делам, по податным делам, по питейным делам, а также губернские комитеты - распорядительный, статистический, попечительства о народной трезвости, попечительного общества о тюрьмах, комиссия народного продовольствия и другие.[2]
Уфимское губернское по крестьянским делам присутствие было образовано в 1865 г. Председателем присутствия был губернатор, в его состав входили губернский предводитель дворянства, управляющий государственным имуществом, губернский прокурор, четыре дворянина-помещика и секретарь. Здесь рассматривались жалобы на действия мировых посредников, составлялись сметы расходов для найма частных землемеров, утверждались проекты распределения селений по волостям, рассматривались дела по увеличению или уменьшению повинностей и др.
На основании закона от 12 июля 1889 г. «О введении института земских начальников» уфимское губернское по крестьянским делам присутствие было преобразовано 1 октября 1894 г. в губернское присутствие. В состав уфимского губернского присутствия под председательством губернатора входил вице-губернатор, председатель уфимского окружного суда, прокурор окружного суда, управляющий казенной палатой, начальник управления земледелия и государственного имущества, председатель губернской земской управы, управляющий отделением крестьянского поземельного банка, окружной инженер, непременные члены присутствия и секретарь. Губернское присутствие заслушивало отчеты земских начальников, разбирало их служебные проступки, руководило деятельностью комиссии по размежеванию башкирских дач и т.п.
С помощью комитетов и комиссий администрация губернии осуществляла некоторые хозяйственно-административные функции. Так, по положению от 26 декабря 1860 г. были созданы губернские статистические комитеты. Уфимский губернский статистический комитет был образован в мае 1865 г. на основе Оренбургского губернского статистического комитета. Он работал под председательством губернатора и состоял из вице-губернатора, губернского предводителя дворянства, управляющего казенной палатой, управляющего государственным имуществом, губернского врачебного инспектора, уфимского городского головы, прокурора окружного суда, действительных членов и других. В задачу комитета входили сбор, обработка и издание статистических сведений о населении, о сельском хозяйстве, промышленности, народном образовании.
Уфимский губернский статистический комитет выпускал сборники справочного характера: «Уфимский календарь», «Адрес-календарь Уфимской губернии», «Справочную книжку Уфимской губернии» и другие. Эти сборники, наряду с разнообразными статистическими сведениями, содержали статьи по метеорологии, топографии, геологии, этнографии и истории края. В 1864 г. статистический комитет основал музей, который первоначально служил складом для коллекций, в 1866 г. был открыт для посетителей.
Особое место среди местных органов государственного управления, находившихся в ведении министерства внутренних дел, занимали городские и земские органы «самоуправления».
Городские органы «самоуправления» были созданы на основе «Городового положения», утвержденного Александром II 16 июня 1870 г. 28 июня того же года открылось Уфимское губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора. В него входили вице-губернатор, управляющий казенной палатой, исполняющий обязанности городского головы, губернский прокурор и другие. Основной задачей губернского по городским делам присутствия являлось составление списков лиц, имеющих право голоса на городских выборах, и распределение избирателей по разрядам в зависимости от разрядов уплачиваемого городу налога.
Городские органы «самоуправления» выбирались налогоплательщиками на четыре года. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным собраниям, избиравшим по равному числу гласных. Городская дума, являвшаяся распорядительным «органом, избирала из своего состава исполнительный орган - городскую управу в составе головы и членов управы. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координировал их работу. Городская управа имела постоянную канцелярию, состоявшую из ряда отделов, соответствующих функциям городского «самоуправления».
Думы и, управы были открыты в Уфе в 1870 г., в Стерлитамаке и Мензелинске - в 1872г., в Белебее и Златоусте - в 1874 г.
На городские органы «самоуправления» возлагались административно-хозяйственные задачи. Они отвечали за благоустройство и санитарное состояние города, устройство рынков, содержание мостов и переправ, заведовали торговлей и кредитом. В компетенцию городского управления частично входили также вопросы здравоохранения, городского хозяйства и призрения2. Для ведения городского хозяйства управа собирала налоги с горожан.
Органы городского «самоуправления» подчинялись губернатору. Губернское по городским делам присутствие принимало жалобы на городские органы «самоуправления», занималось надзором и опекой их хозяйственной деятельности. С введением «Городового положения» произошло сокращение управленческих функций губернатора. На него была возложена только контрольная функция по отношению к городским думам и управам. Основная обязанность губернатора состояла в том, чтобы предотвратить нарушения «Городового положения», которые могли совершить городские органы «самоуправления».
11 июня 1892 г., в соответствии с высочайшим указом Правительствующему Сенату, было принято новое «Городовое положение», вошедшее в историю как городская контрреформа.
Данное положение являлось составной частью реакционного курса министра внутренних дел Д.А.Толстого, направленного на ограничение действия принципов самоуправления в общественных учреждениях, провозглашённых в пореформенном законодательстве. Оно исходило из основополагающих установок нового правительственного курса: ослабить выборное начало в организации общественных учреждений, ограничить их самостоятельность и независимость от административной власти, укрепить положение дворянства в органах общественного управления.
«Городовое положение» 11 июня 1892 г. заменило налоговый ценз для избирателей имущественным. Избирательные права получили только те жители города, которые имели недвижимое имущество, оцененное специальной комиссией. Поскольку число лиц, наделенных активным и пассивным избирательным правом сократилось, отпала необходимость деления избирателей на разряды. Новое «Городовое положение» установило вместо трех избирательных собраний одно.
Подготовкой списков избирателей по-прежнему занималось губернское по городским делам присутствие. 9 декабря 1892 г. уфимский городской голова представил список избирателей губернатору. Избирательным правом на основе имущественного ценза было наделено 320 человек. Им предстояло избрать 34 гласных в уфимскую городскую думу. Введение городового положения 1892 г. в уездных городах Уфимской губернии стало осуществляться с 1893 г.
В соответствии с «Городовым положением» от 11 июня 1892 г. губернаторы получили право утверждать городских голов и членов управ, право надзора за законностью и целесообразностью действий городского «самоуправления». Любое нецелесообразное с точки зрения губернатора постановление городской думы можно было приостановить в исполнении на неопределённое законом время. Таким образом, «Городовое положение» 1892 г. урезало самостоятельность органов городского самоуправления, превратив их в часть государственного аппарата.
Положением от 25 мая 1874 г. на училищные советы было возложено «попечение об удовлетворении потребностей населения в начальном образовании и о надлежащем нравственном направлении оного»2. Руководство в них было передано предводителям дворянства. Этим же законом для заведования учебной частью народных училищ в каждой губернии была создана дирекция народных училищ, состоящая из директора и двух, подчиненных ему, инспекторов. В 1874 - 1875 гг. в Оренбургском учебном округе была образована Уфимская дирекция народных училищ.
Таким образом, в Уфимской губернии система 'местного управления строилась на основе общих принципов, разработанных для губерний европейской части России. Управление губернией включало многообразные органы государственной власти, выполнявшие административные и судебно-полицейские функции.
Центральным звеном в структуре местных органов управления был губернатор, который являлся председателем всех важнейших присутствий и комитетов с различными задачами и уровнем полномочий. Чиновниками многочисленных «присутственных мест» были одни и те же лица, стоявшие во главе правительственных учреждений.
2. Анализ системы государственного управления в Уфимской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. показывает, что в это время появляется целый ряд новых административных, судебных, полицейских учреждений и должностных лиц, созданных в результате буржуазных реформ 60 - 70-х гг. Это было связано с перестройкой местного управления и дальнейшей бюрократизацией общества, неизменно вызывающей рост численности управленческого персонала. По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 г., общая численность аппарата государственного управления в Уфимской губернии составляла 3 226 человек. В это число не входили сельские старосты, низшие чины полиции - сотские и десятские и некоторые другие должностные лица крестьянского сословного управления, которые были учтены в числе крестьян. В конце XIX в. в губернии насчитывалось 177 волостных старшин и 1909 сельских старост. Десятский обычно избирался на 10 дворов. Сотский выбирался от 100 дворов. Среди лиц, занятых в органах администрации, суда, полиции, общественной и сословной службы губернии, насчитывалось всего 16 женщин, что свидетельствовало о неравноправном положении людей в обществе.
Центрами управления в губернии были города. Данные переписи свидетельствуют, что численность местного губернского управленческого персонала Уфимской губернии составляла 1 750 человек. Все они проживали в городах. Из них в Уфе -1 016 человек, Златоусте - 215, Стерлитамаке - 148, Бирске -140, Менэелинске - 135 и Белебее - 96. Таким образом, города играли значительную роль, прежде всего, как административные центры.[3]
В состав губернской администрации входили лица, обладавшие разными полномочиями, привилегиями, функциями и обязанностями. В более выгодном положении в системе местного государственного управления находились чиновники, занимавшие штатные должности в различных губернских учреждениях. Именно штатные чиновники непосредственно управляли губернией и обладали целым рядом привилегий. Всего на штатных должностях в системе губернского и уездного управления в Уфимской губернии в 1897 г. состояло 2 581 человек.
Самый многочисленный штат работников находился в распоряжении губернатора. В 1897 г. в канцелярии уфимского губернатора насчитывалось 20 человек. К концу XIX в. практически в полном подчинении губернатора находился аппарат губернского правления. Общая численность членов губернского правления, включая губернатора и вице-губернатора, в 1897 г. составляла 76 человек. Численность органов управления по губерниям была различной. Например, в 1892 г. в губернском правлении Казанской губернии насчитывалось не менее 126 человек.
Достаточно многочисленными были и другие губернские органы управления, хотя в ряде присутствий заседали одни и те же лица: губернатор, вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, председатель казенной палаты, управляющий государственным имуществом и т.д. Так, в конце XIX в. в губернском присутствии числилось 18 человек, в губернском распорядительном комитете - 11, в губернском статистическом комитете - 109, в казенной палате - 23, в губернском казначействе - 9 работников.
В подчинении губернатора находились также полицейские органы. Во второй половине XIX - начале XX вв. они постоянно расширялись. По штатному расписанию 1906 г. уфимское городское полицейское управление насчитывало 120 служащих лиц. В этом же году городские полицейские команды Уфимской губернии насчитывали 217 человек.
Большой численностью служащих отличались судебные органы. По данным 1892 г. только в состав уфимского окружного суда входило 86 человек. Высокой численностью отличались судебные органы Казанской губернии.
В 1893 г. в состав должностных лиц казанского окружного суда входило 206 человек.
Организация государственной службы в местных органах управления, принцип и порядок подбора, замещения государственных должностей были строго регламентированы. По законодательству Российской империи, при определении на государственную службу принимались во внимание сословное происхождение, возраст и уровень образования кандидата. Право поступления на гражданскую службу в административно-судебные органы имели дворяне, сыновья личных дворян, лиц находившихся на государственной службе, купцов первой гильдии, ученых и художников. Запрещалось принимать на службу в административно-судебные органы лиц податных и других низших сословных групп без окончания учебного заведения, дававшего право на эту службу.
Согласно действовавшему законодательству, всех поступавших на службу, за исключением окончивших высшие учебные заведения, принимали канцеляристами. Длительность пребывания в этой должности зависела от сословной принадлежности. Канцелярские служащие по происхождению подразделялись на три разряда. К первому разряду относились потомственные дворяне, ко второму - сыновья личных дворян (включая других чиновников, находившихся на государственной службе), служителей духовенства, купцов первой гильдии, к третьему - сыновья не классных художников, ученых, самих канцелярских служителей и других лиц, стоявших на самых низших ступенях государственной службы.
Служащие со средним образованием, отнесенные к первому разряду, получали первый классный чин через один год, ко второму - через два года, к третьему - через четыре года службы. Имевшие образование ниже среднего, относившиеся к первому разряду, получали этот чин через два года после сдачи соответствующего экзамена, ко второму разряду - через четыре года и к третьему разряду, причисленные к почетному гражданству - через восемь лет, не причисленные же - через десять лег.
При поступлении на государственную службу особыми привилегиями пользовались представители дворянского сословия. Представителям податных сословий для поступления на государственную службу необходимо было окончить учебное заведение. От лиц, причисленных к имеющим право поступления в местные органы управления, требовалась просто элементарная грамотность, но уже при производстве в первый классный чин необходимо было сдать экзамен за курс уездного училища.
В то же время для нерусских народов губернии - башкир, татар, чувашей и других - существовали национальные ограничения, которые становились преградой при зачислении на службу и получении классных чинов.
В конце XIX в. в Уфимской губернии грамотных среди всего населения было 16,7 %. Среди башкир грамотные составляли 18,5 %, татар - 19,1 %, русских - 16,2 %. В то же время для поступления на государственную службу в местные органы управления необходимо было знание русской грамоты, так как все делопроизводство велось на русском языке. Башкиры и татары учились, как правило, в мусульманских школах, поэтому не многие из них умели читать и писать по-русски. К концу XIX в. только 0,6 % лиц башкирской и 2,7 % татарской национальности губернии владели русской грамотой. Но не все грамотные имели образование даже в размере уездного училища и могли претендовать на службу в местных государственных органах управления.
В целом, представители нерусских народов Уфимской губернии имели мало шансов поступить на государственную службу, хотя в пятой статье «Устава о службе по определению от правительства» указывалось, что «различие вероисповедания или племени не препятствует определению на службу». В действительности же этот устав не исполнялся. Обратимся к таблице 10.
Таблица10. Национальный состав аппарата местного государственного управления в Уфимской губернии в 1897 г.
Национальность | Количество чиновников | |||
В городах | В уездах | Всего | ||
Вабс. цифрах | В% | |||
Башкиры | 6,92 | |||
Татары | 5,22 | |||
Русские | 84,18 | |||
Мари | 0,7 | |||
Чуваши | 0,67 | |||
Удмурты | 0,23 | |||
Мордва | 0,3 | |||
Прочие | 1,78 | |||
Итого | - 3426 |