Судебная контрреформа в конце ХIХ века

Органы прокуратуры при общих судах Башкортостана.

Суд присяжных заседателей.

Окружные суды.

Съезд мировых судей.

Мировые суды.

Судебная реформа 1864 года в Башкортостане

(1864-1899 гг.)

5. Введение института присяжных и частных поверенных (адвокатура)

1. Судебная реформа была наиболее последовательной из реформ второй полови­ны XIX века, так как в ее основу были положены принципы буржуаз­ного суда стран Западной Европы. В центральных районах России эта реформа началась в 1864 году. В нашем крае проведение реформы за­тянулось. Началась в 1878 году и закончилась в 1898 году введением института присяжных заседателей. К новым принципам судопроизводства относились: бессословность суда, гласность, идея отделения суда от администрации, установление состязательности, наряду с обвинением осуществлялась защита в лице присяжных поверенных.

В ноябре 1864 года были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Судебная система края приводилась в соответствии с положениями судебных уставов.

Судебная реформа 1864 года проходила поэтапно, постепенно. Судебные уставы от 20 ноября 1864 года значительно упростили судебную систему. Новые суды в различных местностях создавались в разное время и по-разному. Судебные уставы вводились в неполном объёме - создавались только мировые суды и съезды мировых судей округа.

О введение в крае суда присяжных заседателей в это время не могло быть и речи, так как действующие в других местах России суды присяжных подвергались уже всевозможным ограничениям, и был поставлен вопрос об их ликвидации. В отличие от центральных губерний России в губерниях края были введены не две, а три категории мировых судей: участковые, почётные и добавочные. Основной фигурой мировой юстиции в России был участковый мировой судья. Они избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывал доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почётного мирового судьи, которая не была оплачиваемая, могли позволить себе только состоятельные люди. Кандидаты в мировые судьи должны иметь стаж судебной практики не менее трёх лет, возраст не моложе 25 лет, движимое или недвижимое имущество. В Уфимской губернии все мировые судьи, кроме двух, были дворяне. Очень незна­чительно было представлено нерусское население: из башкир только полковник Тевкелев и дворянин Кутлубаев соответственно из Белебеевского и Бирского уездов. В помощь мировым судьям назначались судебные приставы. Судебные расследования проводились мировыми судьями 2 раза в неделю.

Судебные участки состояли из нескольких волостей и располагались в уездных и губернских городах. Мировые судебные участки одного или нескольких уездов были объединены в мировой судебный округ. Территория Оренбургской губернии была поделена на пять, Уфимской на шесть судебных округов (Стерлитамакский, Уфимский, Бирский, Белебеевский, Мензелинский, Златоустовский). Каждый округ состоял из нескольких мировых судебных участков. Например, Стерлитамакский из четырёх участков. На каждом из участков мировой юстиции полагался определённый штат мирового суда.

Закон определял сферу юрисдикции мировых судей следующим образом: им были подсудны дела “о менее важных преступлениях и проступков”, за которые предусматривались также санкции, как и кратковременный арест (до трёх месяцев), заключения в работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше трёхсот рублей.

В сфере гражданско-правовой на мировых судей возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до трёхсот рублей), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше пятисот рублей, иском за оскорбления и обиду, дел об установление прав на владения. Споры о праве собственности на недвижимое имущества были у мировых судей изъяты. Некоторые из этих дел мировые суды разрешали окончательно. Дела, решенные мировыми судами окончательно, могли быть пересмотрены только в кассационном порядке, только Сенатом по жалобам потерпевшего и его родственников.

Разбирательство дел в мировом суде носило устный, гласный и состязательный характер. Мировой судья должен был стремится к примирения сторон и принятию мирного соглашения. Также в мировом суде применялись доказательства. Дела, которые рассматривались в мировых судах, были освобождены от пошлин. В Уфимской губернии он открылся 28 февраля 1879 года в Уфе.

В качестве апелляционной инстанции по пе­ресмотру приговоров участковых судей был создан съезд мирового округа. На него ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями. Съезд мировых судей состоял из всех судей округа. В его состав входили: председатель, который избирался из мировых судей на 3 года и ут­верждался министром юстиции, секретари съезда и их помощники. К мировым съездам был прикреплён один из товарищей губернского прокурора. Сюда также относится введение срочных съездов мировых судей. Они создавались как постоянный орган для рассмотрения дел в экстренных случаях при наличии любого числа количества членов съезда. Судопроизводство в съездах мировых судей носило устный, гласный и состязательный характер.

Общие суды в Башкирии создавались из двух инстанций: окружного суда и судебной палаты. Окружные суды учреждались на несколько уездов и подразделялись на уголовные и гражданский отделения. Они состояли из председателя, его товарищей и членов окружного суда, которые в свою очередь назначались императором по представления министерства юстиции. Членами окружных судов были также судебные следователи и могли быть мировые судьи, если наличных членов окружного суда было недостаточно для рассмотрения и решения какого-либо дела. В соответствии с указом 9 марта 1892 года в Уфе учреждается окружной суд, состоящий из председателя, его товарищей, 11 членов суда, 2 секретарей по гражданским и уголовным делам, 5 по­мощников, 11 судебных приставов.

Новым институтом, введённым реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов) были присяжные заседатели. Этот институт в Башкортостане был введён в 1898 году. После судебной контрреформы, введение суда присяжных, которого настойчиво требовали торгово-промышленные круги Башкортостана, уже не представляло опасности для царизма. Суд присяжных в крае был открыт указом 1898 года, но он создавался на иных началах, чем в центральных губерниях России: во-первых, ограничивалась самостоятельность суда присяжных – некоторые преступления были изъяты из их подсудности, введены ограничения для присяжных (стремились вовлечь только русское дворянство и купечество). Башкиры не были допущены в судебные места ни в качестве судей, ни в качестве судебных заседателей. В частности, в присяжные заседатели не могли быть избраны лица, не владеющие русским языком. В целом, суд присяжных был введён в нашем крае через 33 года с начала судебной реформы в России.

На суд присяжных предлагались дела “ о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказание, соединённые с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ”. Избранная континентальная модель института присяжных заседателей (они отвечали на вопрос “Виновен ли подсудимый?”) определила организацию и порядок их работы.

Присяжным заседателем могло быть лицо в возрасте от двадцати пяти до семидесяти лет, обладающий цензом осёдлости два года, имеющий недвижимое имущество, либо земельный надел. Поэтому рабочие были лишены возможности попасть в их число. Для выборов присяжных составлялись общие списки, в которых включались: почётные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные должностные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица, располагающие недвижимостью пли доходом. Не могли включаться в списки священники, военные, учителя, прислуга и наёмные рабочие.

Общие списки служили основой для составления списков очередных и запасных заседателей на год. За три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал тридцать очередных и шесть запасных заседателей. В заседании оставалось двенадцать присяжных. Присяжные заседатели могли быть отведены как подсудимым (двенадцать присяжных), так и прокурором (шесть человек). Из числа неотведённых избирались двенадцать присяжных, из них – один старший.

После рассмотрения дела по существу и окончания прений председатель суда разъяснял присяжным правила о силе приведённых доказательств, “законы о свойствах рассматриваемого преступления” и предупреждал их против “всякого влечения в обвинении или оправдании подсудимого”. Для судьи профессионала это был способ влияния на неискушенных в судейских делах присяжных заседателей.

Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и о вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными по большинству голосов. Отмена вердикта была возможна лишь в случаях, если суд единогласно признал, что “решениям присяжных осуждён невиновный”. В этом случае он выносил постановление о передачи дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Закон подчёркивал, что “приговор, постановленный судом с участием присяжных заседателей, считается окончательным”.

Формирование принципов состязательности в судебном процессе потребовало создания нового специального института – адвокатуры (присяжных заседателей). Кандидаты в присяжные поверенные должны были владеть высоким имущественным цензом (не менее 500десятин земли), выплатить в казну залог 40 рублей ежемесячно, поручительство уездного суда земских участковых начальников, высокий образовательный ценз. Женщины по всей России были лишены звания поверенного по судебным делам.

Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах, в процессе (по разрешения суда и по договорённости одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных.

В ходе проведения реформы и в связи с созданием «Троицкого», Уфимского и Оренбургского окружных судов и прикрепление первых двух к Саратовской, а Уфимского – к Казанской судебным палатам, возникла необходимость в учреждении прокуратуры при каждом из окружных судов. Органы прокуратуры были созданы в конце 1892 года, которые имели в своём штате значительное количество прокурорских работников. Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах – должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором по представлению министра юстиции.

В результате введения окружных судов и прокуратуры при них, судебная система края в значительной степени была приведена в соответствии с положениями судебных уставов.

Непоследовательность реформы состояла в том что, в Уфимской и Оренбургской губерниях так и не были введены Судебные палаты - апелляционные инстанции по пересмотру дел, решенных в окружных судах без уча­стия присяжных заседателей. Применительно к Уфимской губернии ее роль исполняет Казанская судебная палата, Оренбургской - Саратов­ская палата.

На возникновение судебной контрреформы непосредственное влияние оказали политические процессы 70-х годов ХIХ века. Анализируя реакцию на оправдательный приговор по делу Веры Засулич, А.Ф. Кони пришёл к выводу этот процесс имел роковое значение для дальнейшего развития судебных органов. В результате судебной контрреформы были созданы учреждения, которые полностью отвечали видам правительства, стали безотказными судебными инструментами в руках царизма и господствующих классов в России.

Следует отметить, что большая часть реакционных законов о суде не коснулась Башкортостана, поскольку к этому времени судебная реформа 1864 года здесь не была завершена и некоторые институты, предусмотренные судебными уставами, в крае ещё не были созданы.

По контрреформе были ликвидированы мировые суды и введены земские участковые начальники, в подчинении которых находились все чины и должностные лица волостей, а также волостные суды.

Шариатные и народные суды были сохранены и в период проведения в крае контрреформы, но они никакой серьёзной роли в жизни мусульман не играли, поскольку полностью зависели от земских участковых начальников и подчинялись им по всем вопросам.

Особенность реформы в крае: сохранились волостные суды для башкир. В соответствии с "Положением о башкирах" от 14 мая 1863 года для башкир и припущенников были созданы волостные суды и волостные правления во главе со старшиной волости. Суд был выбор­ным и состоял из 4-15 судей. Они избирались ежегодно на волостном сходе. Суд разбирал споры и тяжбы между башкирами одной волости с ценой волости до 100 рублей. Другие дела передавались общим судам. Наказание - общественные работы до 6 дней, штраф до 3-х рублей, арест до 7 дней, телесные наказания от которых освобождались пожи­лые мужчины, женщины и должностные лица (старшина, его помощники, сельский староста, судьи волостных судов). Приговоры были окончательными и обжалованию не подлежали. При вынесении реше­ния волостной суд мог руководствоваться как нормами гражданских законов, так и обычным правом, шариатом. Волостной суд заседал не реже одного раза в две недели, в случае необходимости чаще.

Административно-полицейская и судебная власть на местах снова была слита и сосредоточена в руках назначаемых должностных лиц. Полномочия земских участковых начальников были чрезвычайно обширны. Указом от 12 июля 1889 года им было представлено право решать гражданские дела по искам на сумму свыше 500 рублей, по найму, земельные споры. Правилами 6 июня 1894 года были наделены правами упразднённых мировых судей по уголовным делам. Кроме того, земские участковые начальники осуществляли надзор за действиями юртовых и сельских должностных лиц (старшин, старост, председателей волостных и шариатных судов), определяли круг вопросов, рассматриваемых на сельских сходах башкир, утверждали волостных старшин и сельских старост. Они же следили за передачей башкирами земель припущенникам.

Главный этап контрреформы 80-90 годов ХIХ века административно-судебная, приведшая к слиянию административной, судебной, отчасти полицейской власти и сосредоточению ее в руках назначаемых правительством земских участковых начальников.

Таким образом, судебно-административная реформа вполне со­ответствовала требованиям капитализма. Но практическое их претво­рение, по мнению Ф.А.Ишкулова, отразило особенности колониальной политики в крае. Характерно, что царизм к земским, охранительным, судебным должностям стремился не допускать выходцев из коренного населения.

Сложившаяся во второй половине ХIХ века судебная система без изменения просуществовала до советской судебной реформы. Только в 1912 году в соответствии с законом «О преобразовании местного суда» в крае был восстановлен институт мировой юстиции в лице мировых судей и их съездов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: