Изменения в общественном строе Башкортостана, в органах управления и суда

Революция 1905-1907 г.г.

Политическое оформление национального движения 1905-1907 г.г.

Г.г.

Политическое оформление национального движения

1. Прежде чем приступить к освещению государственно-политических преобразований, дадим краткую характеристику социалъно-экономического развития края в начале XX века. На рубеже Х1Х-ХХ вв элементы империализма получили развитие в нашем крае. Главную роль в экономике играли монополии и банки. Но монополистический капитализм как в целом по России переплетается с остатка ми феодально-крепостнических пережитков.

Из промышленных отраслей ведущей была горная промышленность, представленная чугунолитейным производством и золотыми приисками. Самый крупный принадлежал братьям Рамеевым - татарским капиталистам. Приобщение к общероссийскому рынку способствовало строительство в 1888-1890 г.г. Самаро-Златоустовской железной дороги. Распространенным остается лесной промысел: по рекам лесной и корабельный лес сплавляли в центральные губернии. Кроме изготовления предметов утвари, мебели, телег, саней в данной отрасли получает развитие производство поташа - стекловидных окатышей, сваренных из древесной золы. Поташ пользовался спросом далеко за пределами России. Он составлял основу для производства пocуды, стекла.

Торговля носила главным образом местный характер. Ярмарки проходили не только в городах, но и в сельской местности. Наиболее крупная ярмарка организовалась в Мензелинске. Здесь сосредотачивалось более половины торговых оборотов. Из сельских самой крупной была Буздякская ярмарка.

В сельском хозяйстве было занято около 80% всего населения. Земельная политика царизма продолжалась в сторону отчуждения башкирских земель в пользу сельской местности.

Экономический кризис 1900г. охватил также Башкортостан. В этих условиях обострились классовые противоречия. Массовый характер приобретает стачечное движение 1900-1904г.г. Первое забастовочное движение начинается на Катав-Ивановском заводе.

Большинство крестьянских движений этого времени приходилось на башкир, которые оказывали упорное сопротивление размежеванию их земель.

Стачки рабочих и крестьянские выступления 1900-1904г.г. являлись составной частью общероссийского предреволюционного движения.

Весть о первой буржуазно-демократической революции пришла в Башкортостан 11 января 1905г. Первой ответной реакцией на кровавые события в Петербурге явился митинг демократически настроенной интеллигенции и учащихся в городе Уфе. В большой Сибирской гостинице собралось около 200 человек. Многие курсанты. Несмотря на стужу, держали красные цветы.

В митинге участвовали представители политических партий. Достаточно многочисленных эсеров, кадетов и социал-демократов. Социал-демократическая группа была образована в Уфе из числа ссыльных народовольцев в 1898г. Её члены вели агитационно-пропагандисткую работу среди рабочих. Для активизации их деятельности большую роль сыграли приезды Крупской и Ульянова-Ленина в феврале и июне 1900г.

Как и в целом по стране, революция в крае пережила четыре волны подъёма1905г.: январский подъём, революционное движение весны и лета, всеобщую Октябрьскую политическую стачку, декабрьское вооруженное восстание. Первой серьёзной победой революции явился «Манифест 17 октября». А 21 декабря 1905г. был издан закон, означавший, что дело созыва Государственной Думы приобрело практическую почву. ОтОренбургской губернии в 1-ой Госдуме были представлены:

Шатишариф Матинов - кадет, башкир, ахун Орского уезда, занимался сельским хозяйством и скотоводством.

Выдрин Степан Семенович - казак Троицкого уезда, беспартийный. станичный атаман, старообрядец, имел только первоначальное образование.

Попов Пётр Иванович - крестьянин, земледелец и торговец, волостной старшина, имел низшее образование.

Рамеев Мухаметзакир – кадет, татарин, золотопромышленник, получил заграничное образование, издатель газеты «Вакыт».

Якимовский – кадет.

Рыбаков – рабочий, фракция трудовиков.

От Уфимской губернии:

Ахтямов - кадет, судебный следователь.

Джантюрин Салимгарей – кадет, окончил физико-математический факультет МГУ, земский начальник.

Балахонцев Сергей - кадет, землевладелец.

Сыртланов Шахайдар - кадет, башкир, окончил Оренбургский кадетский корпус, председатель белебеевской земской управы.

Гутоп Григорий Владимирович - беспартийный присяжный поверейный.

Тевкелев Кутлуахмет Батьргареевич - кадет, закончил Пажеский корпус, офицер, член городской Думы г. Белебея.

Граф Толстой Петр Петрович - окончил юридический и физико-математический факультеты МГУ, член Уфимского губернского земства.

Бычков - трудовик, волостной старшина, крестьянин.

Хурамшин - кадет, башкир, мулла из д. Карамово.

Революционное движение рабочих и крестьян в стране активизировало буржуазно-либеральные слои общества. А также в рамках демократических требований порождается национальная борьба.В Башкортостане татарская и башкирская буржуазия объединилась под лозунгом общемусульманского движения Партия «Иттифак-Эль Муслимин», образовалась весной 1905 года. Весной и летом 1905 г. она провела петиционную компанию со следующими требованиями: предоставить право магометанам иметь мулл на выборных началах и содержать в медресе учителей «исключительно из магометан», предоставить расторжение магометанского брака муллам. Партия также вела просветительскую работу, направленную на замену cтарометодной школы (кадимизма) на новомегодную (джадидизм). На­циональная буржуазия также осознавала потребность во владении рус­ским языком в условиях быстрого развития капитализма. Еще в пореформенный период были открыты русско-национальные школы (баш­кирские, татарские, чувашские, мордовские, немецкие и т.д.) В исторической литературе долго занижали уровень грамотности башкирско­го населения - 8 - 9%. Тем самым стремились показать на этом фоне стремительный рост уровня советского образования. Но фактически уровень грамотности населения в крае в начале XX века был таковым: башкир - 18,8%, татар - 20,3%, русских - 16%.Наряду с кораническим светское образование давали джадидисткие медресе, а в начале XX века и мектебы (начальные школы). Ещё в конце 19 века известный этнограф С. Г. Рыбаков писал, что не было ни одной башкирской деревни, где бы не имелось мечети, а, следовательно, школы. По данным 1913-1916 г.г. в Уфимской губернии насчитывалось 1579, в Оренбургской - 436 мектебе. В это время 22% мектебе Уфимской губернии были новометодными. Накануне Октябрьской революции 53% мектебе и медресе Башкортостана работали по-новому.

В начале XX в. особенной популярностью среди башкир пользовались джадидистские (светские) медресе «Галия», «Усмания» в Уфе, «Хусания» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке. В медресе «Галия» студенты изучали математику, русский язык, историю тюркских наро­дов, историю древнего мира, средних веков, новейшую историю, русскую историю, географию, зоологию и ботанику, гигиену, физику, хи­мию, педагогику, методику преподавания. Была богатая библиотека и читальный зал. Эту школу закончили Мажит Гафури, Шайхзада Бабич, Булат Ишемгулов, Хасан Туфан, Сайфи Кудаш, Сагит Рамеев.

Оренбургскую «Хусанию» окончили Сагит Агиш, Муса Джа­лиль, Авзал Тагиров. Они составили первую советскую интеллиген­цию.

Родоначальником джадидизма являлся крымский татарин Из­маил бек Гаспринский. Еще в 1884 г. в Бахчисарае он открыл пер­вую джадидскую школу.

Партия «Иттифак-Эль-Муслимин» имела свою газету «Вакыт». 15 августа 1905 гола она провела свой первый съезд вНижнем Новгороде. Резолюция съезда во-первых, одобрялся созыв законосовещательной Думы, и высказывалось пожелание попасть в Думу. Указывалось на установление такого по­рядка, по которому законы составлялись бы при участии избранных народом представителей. Во-вторых, было выдвинуто требование в уравнении мусульман с русскими в политических, религиозных и имущественных правах. Это требование, столь необходимое для разви­вавшейся мусульманской буржуазии, имело одновременно общедемо­кратический характер.

Второй съезд «Союза мусульман» состоялся в январе 1906 года. Был принят партийный устав. Было заявлено, что на выборах в Думу партия присоединится к кадетам. Действительно, в I и II Думах члены партии примкнули к кадетам в решении аграрного вопроса. После третьиюньского переворота 1907 года «Иттиак-Эль-Муслимин» самораспустилась, но мусульманское движение продолжало существо­вать.

Конституционно-демократическая партия - кадеты. В нашем крае ее организации были созданы либерально настроенными земцами в ходе первой российской революции. До 1918 года они издавали газеты «Уфимский вестник» и «Уфимская жизнь».

Весной 1905 года в Уфе был создан комитет партии эсеров. Де­путатом от эсеров города во 11 Госдуму был избран А. П. Козлов. В 1907-1908 г.г. местные эсеры издавали газеты «Социалист» и «Знамя Урала».

Таким образом, особенностью буржуазно-демократической ре­волюции в Башкортостане является переплетение рабочего и крестьян­ского движения с национальным. Следует назвать некоторые итоги национально-демократической борьбы: в 1907 году в Оренбурге выхо­дит первая газета на национальном языке «Урал», издаваемая легально социал-демократами. Для печатания художественной литературы в 1908 году в Уфе открывается национальная типография «Шарык» («Восток»), в начале века возникает первая национальная театральная труппа под руководством Гизатуллиной-Волжской. К этому времени относятся выступления первого профессионального композитора из башкир Газиза Алимухамедова, выставляются картины первого про­фессионального художника из башкиp К. А. Давлеткильдеева.

2. В конце XIX — начале XX века Россия, как и другие капиталистические страны, вступила в эпоху империализма.

Выросла активность рабочего класса. Вместе с тем обострилась борьба угнетенных народов за националь­ное освобождение. Национальное движение в начале XX века нарастает и в Башкирии.

Малоземельные русские крестьяне края, ограбленные помещиками при проведении реформы 1861 года, борются за землю. Они нападают на помещичьи име­ния, сжигают их, захватывают земли и скот помещиков.

Главной силой в борьбе против гнета и эксплуатации был пролетариат.

Рабочие Башкирии подвергались жестокой эксплуатации. Протестуя против нечеловеческих условий жизни, они устраивают забастовки.

Еще в 1881 году произошла крупная стачка на Миасских золотых приисках. 11 февраля 1891 года забастовали рабочие Уфимских железнодорожных мастерских. Они потребовали выдачи задержанной заводским начальством заработной платы. Рабочие добились успеха.

В 1897 году рабочие Златоустовского завода добились повышения заработной платы и установления в ряде цехов восьмичасового рабочего дня.

Рабочие тогда еще не имели своей партии. Первый марксистский кружок в Башкирии образовался в Уфе в 1895 году. В него входила группа студентов. Они занимались изучением произведений Маркса и Энгельса. С рабочими Уфы им связаться не удалось. Вскоре полиция разгромила эту группу.

В 1897 году в Уфу приехал А. Д. Цюрупа, в то время уже опытный революционер. Вместе с другими ссыльными марксистами Цюрупа установил связь с рабочими Уфы. Появился первый социал-демократический кружок, во главе которого стоял рабочий Уфимских железнодорожных мастерских И. С. Якутов.

В 1900 году Уфу дважды посетил В. И. Ленин. Первый раз в феврале проездом из сибирской ссылки вместе с Н. К. Крупской, которая оставалась в Уфе до марта 1901 года. Второй раз В. И. Ленин приезжал в Уфу в июне 1900 года. Вместе с ним были его мать и сестра Анна Ильинична.

В. И. Ленин неоднократно встречался с местными социал-демократами и помог им практическими советами в организации революционной борьбы. В это время он готовил издание общерусской газеты и договорился с революционерами Уфы о шифрах для тайной переписки, об адресах для пересылки нелегальной литературы и о способах доставки газеты «Искра».

В 1903 году образовался Уфимский комитет РСДРП.

Под руководством социал-демократов развертывается революционная борьба пролетариата в нашем крае. Особенно мощным было выступление рабочих Златоус-товского завода в марте 1903 года. Они объявили забастовку и 18 марта, собравшись на площади, предъяви-, ли свои требования губернатору, приехавшему в Злато­уст по вызову местного начальства. Губернатор потре­бовал разойтись, но рабочие отказались выполнить его приказ. Тогда губернатор приказал стрелять по без­оружным рабочим. Раздалось 4 залпа. Было убито и ранено 200 человек. «Златоустовская бойня», как назва­ли это злодеяние рабочие, вызвала гневный протест ра­бочих по всей России.

Представители Уфимского комитета РСДРП участ­вовали в работе II съезда партии. На съезд были посла­ны В. Н. Крохмаль (Фомин), примкнувший на съезде к меньшевикам, и Г. М. Мишенев (Муравьев), прочно стоявший на ленинских позициях.

После съезда Уфимский комитет РСДРП поддержал по всем вопросам сторонников В. И. Ленина — большевиков.

Во время русско-японской войны социал-демократы Уфы распространяли листовки, в которых разоблачали грабительские цели русской буржуазии и поме­щиков в войне. Листовки призывали рабочих бороться против войны и прогнившего самодержавного строя.

Призывы социал-демократов встречали сочувствие и поддержку среди рабочих.

Рабочий класс готовился к штурму самодержавия. Весть о кровавом злодеянии царского правительства 9 января 1905 года распространилась по всей России. Донеслась она и до нашего края. Уже в первые месяцы 1905 года в знак протеста бастовали рабочие Уфы и уральских заводов. Действуя дружно и настойчиво, они добились увеличения заработной платы. Уфимский комитет РСДРП развернул широкую агитацию среди рабочих — башкир и татар, распространяя листовки на их языке. По призыву большевиков в первомайской стачке участвовали рабочие железнодорожных мастерских, депо и других предприятий Уфы. В Уфе состоялась первомайская массовка.

Летом устраивались массовые собрания рабочих за городом. Ораторы, выступая перед рабочими, разъясняли цели и задачи происходящей революции, призывали их к активной борьбе.

В начале июля 1905 года под руководством социал-демократов в Уфе была организована всеобщая забастовка рабочих. Начали ее железнодорожники. К ним присоединились рабочие меднолитейного и чугунолитейного (ныне завод горного оборудования) и лесопильного заводов, чаеразвесочной фабрики и других предприятий. Рабочих поддержали телеграфисты станции Уфа.

Наряду с выступлениями рабочих происходило массовое движение крестьян. Они активно откликнулись на события в Петербурге. Собираясь на сельские сходы, крестьяне обсуждали события в стране, высказывали свои требования. Во многих местах они принимали решение поделить между собой земли соседних помещиков. Крестьяне села Бердяшлы Стерлитамакского уезда захватили землю помещика Бореля. Повсеместно крестьяне отказались платить выкупные платежи и подати. Недовольство крестьян было всеобщим.

В августе 1905 года произошли волнения в 750-м запасном полку, который состоял главным образом из татар и башкир. Солдаты выступили против русских офицеров, оскорблявших их национальное достоинство.

Своей высшей точки революционное движение достигло в октябре — декабре 1905 года. Во время всеобщей октябрьской стачки рабочие промышленных предприятий Башкирии, железнодорожники и служащие прекратили работу. Рабочие под руководством большевиков освободили политических заключенных. В Уфе и Белорецке создаются отряды рабочей милиции.

Трудящиеся не верили обещаниям царя, данным в «Манифесте 17 октября», и готовились к решающим боям. В ноябре 1905 года борьба разгорается с новой силой. Рабочие железнодорожных мастерских под ру­ководством И. С. Якутова самовольно ввели восьмичасовой рабочий день.

Декабрьское вооруженное восстание сопровождалось всеобщей политической стачкой. Рабочие Уфы за­бастовали одновременно с Москвой — 7 декабря. Были прекращены все перевозки по железной дороге. Пропускались лишь воинские поезда с возвращающимися с фронта солдатами и составы с продовольствием для голодающих районов.

В ходе декабрьской стачечной борьбы в Уфе был образован Совет рабочих депутатов. Председателем Совета избирается большевик И. С. Якутов. Под руководством большевиков готовилось вооруженное восстание в Уфе. Создавались дружины.

Вопрос о начале вооруженного восстания был поставлен на массовом митинге 9 декабря 1905 года. Митинг происходил в сборочном цехе железнодорожных мастерских. Вооруженные дружинники охраняли здание. В качестве заложников были арестованы начальник станции, казачий офицер и жандарм.

Уфимские власти узнали о готовящемся митинге к стянули в район железнодорожных мастерских воинские части. Когда председательствующий И, С. Якутов поставил на голосование вопрос, согласны ли участники собрания дать вооруженный отпор властям, прогремел единодушный ответ: «Согласны, согласны!» В то же время послышались шаги приближающихся казаков, солдат и полиции.

Дружинники заняли оборону около заводской проходной. На них с винтовками наперевес шли солдаты и казаки. Раздались залпы с той и другой стороны. Дружинники бросили несколько самодельных бомб. Им удалось задержать войска. Но вскоре стало ясно, что силы неравны: рабочие были плохо вооружены, патро­нов было мало. Сопротивление поэтому решили прекратить, и рабочие покинули завод. За ними отступили дру­жинники.

Восстание не удалось. Но стачка продолжалась дальше.

Власти переходят в наступление. Контрреволюция захватывает инициативу в свои руки. Железнодорожные мастерские были закрыты, и всех рабочих объявили уволенными. Начались повальные обыски и аресты. Руководителям рабочих, в том числе И. С. Якутову, пришлось скрыться. Якутов уехал в Харьков. Здесь в сентябре 1906 года был арестован и доставлен в уфимскую тюрьму, где просидел до суда в одиночной камере 14 месяцев.

После разгрома властями декабрьского вооруженного восстания в Москве началось отступление революции. Народ еще не сдавался. Он отступал с боями. В 1906 году рабочие снова пытаются поднять вооруженное восстание. В этих целях на Урале создается единая боевая организация, основу которой составляли уфимские боевые дружины. Руководителями боевой организации на Урале были Эразм, Михаил и Иван Кадомцевы.

В июле 1906 года на станции Златоуст взбунтовались солдаты Мокшанского полка, возвращавшиеся с Дальнего Востока. Они захватили здание вокзала и потребовали освобождения товарищей, арестованных за революционную агитацию. Начальство вынуждено было пойти на уступку. Но прибывшие воинские части, верные начальству, разоружили бунтовщиков.

Осенью 1906 года произошло стихийное вооруженное выступление рабочих на Симском заводе. Оно было вызвано тем, что полицейский выстрелил в начальника боевых дружин М. В. Гузакова, который, находясь на нелегальном положении, пришел на похороны своего отца. Это вызвало взрыв возмущения.

Рабочие-дружинники напали на 'полицейских и захватили завод в свои руки. Часть полицейских была перебита, остальные бежали. Удержать завод дружинники не смогли и организованно отступили.

Стачечная борьба продолжалась и в 1907 году, но боевой напор рабочих ослабел. Революция потерпела поражение. Причины этого были общие для всей России,

Уроки первой русской революции были использованы большевиками в революционных боях 1917 года.

3. С развитием капитализма произошли сдвиги и в социальной структуре нашего края.

Основная часть торговли н промышленности была сосредоточена в руках русской буржуазии, зa ними шлататарская буржуазия. Башкирская торгово-промышленная буржуазия была cлaбой и состояла из мелких предпринимателей. Наиболее крупные промышленники из башкир: Давлетшины, Бахтияровы - в лесной промышленности, Ади-гамовы, Галеевы - в золотодобывающей, Утямышевы. Бypгаевы, Усмановы - в фабрично-заводской.

Одновременно рос и рабочий класс. Подавляющее большинство их в Башкортостане составляли горнозаводские крестьяне. Наиболее крупными в начале XX века были Белорецкийзавод (7 тыс. человек), Тирлякский, Златоустовские заводы (3тыс.). Основной костяк рабочих составляли русские, но по мере развития промышленности втягивались и другие народы. Но среди башкир, татар, чувашей кадровых рабо­чих было мало. Они наполовину оставались крестьянами: имели усадьбы, посевы, а в промышленности выполняли вспомогательные работы - занимались подвозом леса, руды. Первые выступления рабо­чих края, как и по всей России, носили экономический характер. Наиболее крупное выступление произошло в 1903 году в Златоусте. Под «Златоустовской бойней» (убито и ранено было 200 человек) выступ­ление нашло освещение в газете «Искре».

На социальную структуру общества и взаимоотношения в башкирском обществе существенное влияние оказала столыпинская аграр­ная реформа. Во-первых, так же, как и русское крестьянство, башкиры-вотчинники имели право выдела из общины и закрепления наделов в личную собственность. Но вотчинное право, закрепленное законода­тельством, сдерживало отчуждение надельных земель. После вмеша­тельства самого Столыпина были устранены все законодательные пре­пятствия по вотчинному праву. Оно юридически сохранялось до Ок­тябрьской революции, но фактически сильно пошатнулось. Поземель­ный банк по угодным ему ценам скупал у разорившихся башкир наде­лы. Во-вторых, наш край стал основным районом притока переселенцев из малоземельных губерний. Царское правительство старалось ре­шать земельную проблему переселенцев за счет коренного населения.

Последствия столыпинской реформы. Она способствовала рас­слоению крестьянства. С другой стороны, местное сельское население также втягивалось в буржуазные отношения.

Столыпинский период (1907-1910г.г.) характеризуется усиленным давлением на национально-религиозную жизнь мусульман. Оправдывалось это тем, что со стороны мусульман исходит опасность для устоев российской империи. В 1910г. правительство созвало Особое совещание по борьбе с мусульманской пропагандой. На нем говорилось: «Население мусульман в России составляет около 18 миллионов человек, что образует солидную массу, которая, сплотившись, представляет грозную кучу для русской государственности». Особенно старались черносотенцы. Для оправдания своей шовинистической политики раздували степень распространенности панисламизма на Урале. Жандармерия пыталась обнаружить несуществующие «крамольные» мусульманские организации. С этой целью устраивались обыски у членов Госдумы, в мусульманских типографиях, учителей. Ряд национальных газет были закрыты («Урал»), подвергался арестам редактор журнала «Шуро» (совет).

Православное духовенство края в этих условиях вело миссионерскую деятельность. Она была организована в рамках Оренбургско-Уфимской епархии. Для миссионеров края в Уфе и Оренбурге издавались «Епархиальные ведомости». Они давали направление, руководящие указания миссионерам в их деятельности. Но и церковь нередко шла на поводу у власти. Они старались расчленить Духовное управление мусульман с целью ослабить его влияние. Предлагали учредить семь муфтиатов - Петербургский, Крымский, Кавказский, Сибирский, Степной, Башкирский. Оренбургский. Эту политику царизма в отношении татар и башкир в своем выступлении с трибуны IV Думы депутат Г.Х. Еникеев охарактеризовал как «систему черносотенно-полицейско-миссионерской опеки».

Судебная система, структура остались прежними. Единственное изменение было внесено законом от 15 июня 1912 года «О преобразовании местного суда». По нему в Уфимской и Оренбургской губерниях вновь был восстановлен институт мировых судей и их съездов.

В административно-территориальном отношении Уфимская губерния состояла из следующих уездов: Мензелинского (в составе 31 волости), Бирского (40 волостей), Белебеевского (34 волости). Стерлитамакского (34 волости), Уфимского (34 волости), Златоустовского (21 волость). По переписи 1912-1913 г.г. в губернии проживало 2.627.430 человек, из них русских - 33,36%, башкир – 32,21%, тептяр – 10%, татар –6,83% и т.д. По архивным источникам 18 века большинство тептярей были из башкир. Потом в их ряды постепенно вливались марийцы, татары и представители других народов. В начале 20 века тептяри находились в стадии перехода к этносу. Процесс формирования тептярей как этноса не завершился и был остановлен революционными событиями 1917 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: