Принятие Конституции 1993г.: изменения в органах гос. власти

Система высших органов государственной власти

· Верховный Совет БАССР

· Президиум Верховного Совета БАССР

· Совет Министров БАССР

2. Местные органы государственной власти и управления БАССР.

· Районные Советы

· Городские Советы

· Поселковые и сельские Советы

· Исполкомы

  1. Система высших органов государственной власти

Башкирской Автономной Советской Социалистической Республике как государству была присуща определенная система высших органов власти и управления, которая определялась Конституцией СССР 1977г., Конституцией РСФСР 1978г. и Конституцией БАССР 1978г.

· Верховный Совет

Согласно ст.143 Конституции СССР, ст. 131 Конституции РСФСР, ст. 92 Конституции БАССР высшим органом государственной власти республики является Верховный Совет. Верховный Совет БАССР – однопалатный орган, состоящий из 280 депутатов. В Верховный Совет БАССР выбирались подлинные представители народа: рабочие, колхозники, люди разнообразных профессий.

Верховный Совет БАССР как представительный орган был наделен большими правами. Народные избранники были вправе рассматривать и решать любой вопрос, отнесенный к компетенции автономной республики. Верховный Совет БАССР руководил государственным, культурным строительством на всей территории республики. В частности, к ведению ВС БАССР подлежали: принятие Конституции, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития республики; утверждение государственного бюджета и отчета об его исполнении; избрание Президиума Верховного Совета БАССР, постоянных комиссий ВС, образование Совета Министров – правительства республики, избрание Верховного Суда БАССР.

Верховный Совет БАССР располагал неограниченным правом контроля за деятельностью всего государственного аппарата должностных лиц республики. Все это свидетельствует о том, что ВС выступает как полноправный высший орган государственной власти, решающий внутренние государственные дела и осуществляющий контроль за другими органами республики.

Верховный Совет БАССР осуществляет свою деятельность прежде всего путем периодического созыва сессий. На сессиях Верховного Совета рассматриваются наиболее важные государственные вопросы. Сессия созывается Президиумом Верховного Совета два раза в год. В соответствии с Конституцией БАССР могли созываться и внеочередные сессии, когда это находит нужным Президиум Верховного Совета или по требованию не менее 1/3 депутатов ВС БАССР. Первое заседание открывал старейший по возрасту депутат, который проводит выборы Председателя ВС и его заместителей. После этого утверждался регламент работы и повестка дня.

Верховный Совет являлся единственным законодательным органом автономной республики.

· Президиум Верховного Совета БАССР

В период между сессиями Верховного Совета БАССР его функции выполнял Президиум – постоянно действующий орган Верховного Совета. Президиум полностью ответственен перед Верховным Советом БАССР и ему подотчетен. ВС имеет право проверять работу Президиума и потребовать отчета о его деятельности, в любой момент он может переизбрать Президиум частично или полностью.

Президиум Верховного Совета БАССР обладал широким кругом прав, затрагивающих все сферы государственного руководства. Так, в области государственного строительства Президиум ВС БАССР осуществлял контроль за соблюдением Конституции республики; давал толкование законов; решал вопросы, связанные с формированием органов АССР. Президиум ВС БАССР также решал вопросы административно – территориального устройства республики. Так, он имел право устанавливать районное деление, издавать указы об образовании городов и районов в городах, изменяет подчиненность городов, дает наименование и переименовывает районы, города. Указы, касающиеся административно – территориального устройства республики, подлежат последующему утверждению Президиумом ВС РСФСР.

В компетенцию Президиума Верховного Совета БАССР входит также присвоение почетных званий республики.

Одна из функций Президиума ВС БАССР - работа по обеспечению организации и деятельности местных Советов народных депутатов республики. Он назначал выборы в местные Советы, руководил их деятельностью: проверял работу с помощью своего аппарата и депутатов ВС АССР, заслушивал отчеты руководителей исполкомов местных Советов, организует обучение руководящих советских кадров, принимает ряд других мер по обеспечению деятельности местных Советов.

Президиум ВС БАССР осуществлял свою компетенцию путем издания указов, постановлений. По особо важным вопросам Президиум издавал совместные акты с Советом министров АССР, а также партийными организациями республики. Указы Президиума ВС БАССР относились к актам высшей государственной силы республики и служили источником деятельности государственных органов АССР. Указы Президиума были обязательны для исполнения всеми нижестоящими органами власти и управления. Никакой орган управления или власти, кроме ВС АССР и самого Президиума, не мо изменять, приостанавливать или отменять Указ Президиума Верховного совета.

В систему органов государственного управления БАССР также входили: Совет Министров, министерства, государственные комитеты республики.

· Совет Министров

Совет Министров согласно ст. 110 Конституции БАССР 1978 года – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти.

Совет Министров БАССР во всей своей деятельности был ответственен и подотчетен перед Верховным Советом, а в период между сессиями Верховного Совета – перед президиумом Верховного Совета АССР.

Совет Министров БАССР обладал широкими полномочиями. Так, согласно ст. 113 Конституции БАССР Совет Министров БАССР:

1. обеспечивает руководство народным хозяйством и социально – культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными и иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;

2. разрабатывает и вносит в Верховный Совет БАССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития БАССР, государственный бюджет БАССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному совету БАССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;

3. обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие автономной республики, районов и городов, координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относящимся к ведению БАССР;

4. осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

5. принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;

6. образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Совете Министров БАССР по делам хозяйственного и социально – культурного строительства;

7. осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.

Кроме того, Совет Министров обладает правом законодательной инициативы в Верховном Совете БАССР.

Акты Советов Министров БАССР были подзаконны. Их подзаконность заключалась в подчинении всей исполнительно – распорядительской деятельности Совета Министров воле народа республики, возведенной в государственный закон.

Центральными отраслевым и межотраслевыми органами государственного управления БАССР являлись Министерства, государственные комитеты и другие органы, подведомственные Совету Министров.

Согласно ст. 23 Закона БАССР «О Совете Министров БАССР» в республике имелись следующие министерства: бытового обслуживания населения, внутренних дел, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, лесного хозяйства, мелиорации и водного хозяйства, пищевой промышленности, просвещения, социального обеспечения, топливной промышленности, торговли, финансов, юстиции.

Специфической чертой было их двойное подчинение. Министерства БАССР подчинялись Совету Министров БАССР и одноименным отраслевым органам управления РСФСР. Министры БАССР издавали в пределах своей компетенции приказы и инструкции на основе и во исполнение законов и указов СССР и РСФСР, БАССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР и Башкирской АССР, приказов и инструкций министров РСФСР, и проверяют их исполнение.

  1. Местные органы государственной власти и управления Башкирской АССР

В системе органов Башкирской АССР была велика роль местных органов государственной власти и управления. В соответствии с административно – территориальным делением республики на ее территории действовало 54 районных Совета, 14 – городских республиканского подчинения, 3 – городских с районным подчинением, 7 – районных в городе с районным делением, 870 – сельских, 42 – поселковых Совета. Всего было избрано 990 Советов народных депутатов.

Каждый местный Совет осуществляет государственное руководство на определенной территории. Совет выступал представителем всего населения объединяемой им территории. В его ведении находились определенные природные ресурсы, имущественные фонды, сферы производства, распределения, обслуживания. У всех местных Советов сферы и области осуществления полномочий, а также основные функции и полномочия были едины. Различались они по объему предоставленных им полномочий.

· Районный Совет.

Возглавлял систему местных Советов республики Районный Совет. Роль районных Советов народных депутатов обусловливалась значением района в экономической, политической жизни республики. В БАССР существовало 54 района. Каждый из них представлял собой определенный хозяйственный организм, состоящий из колхозов, совхозов, промышленных предприятий, коммунально-бытовых, торговых и социально – культурных учреждений и предприятий. Районный Совет – это узловое звено государственных органов республики, которое обеспечивало практическое осуществление на местах политики партии и государства. Составляя высшее звено системы местных Советов республики районные Советы осуществляли непосредственно оперативные, управленческие функции в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций и руководящие функции в отношении нижестоящих Советов.

Для районов республики ведущей отраслью экономики являлось сельское хозяйство, поэтому в деятельности района оно занимало первое место. Сельским хозяйством руководил именно районный Совет. Также в его компетенцию входило руководство местной промышленностью, бытовым обслуживанием населения на территории района, государственной и кооперативной торговлей и общественным питанием. Он обладал обширными правами в области народного образования, здравоохранения и социального обеспечения.

· Городской Совет

Городской Совет был призван в пределах прав, предоставленных ему законодательством, решать все вопросы местного значения руководить хозяйственным и социально – культурным строительством, координировать и контролировать деятельность предприятий, учреждений и организаций по жилищно-коммунальному строительству, производству товаров народного потребления и т.д. На бюджете Городских Советов находились почти все школы, больницы, поликлиники, большинство клубных учреждений и библиотек в городе.

· Поселковые и сельские Советы

Поселковые и сельские Советы занимали в системе Советов автономной республики особое место. Это были самые многочисленные и массовые органы государственной власти. Их число составляло 870. Поселковые и сельские Советы – это низовые или первичные звенья системы органов государственной власти. Их характеризует ряд общих признаков: они формировались на сравнительно небольшой территории со средним минимумом жителей и определенным комплексом обслуживания.

Поселковые и сельские Советы – это полноправные органы государственной власти на своей территории. Поселковые Советы образуются на территории таких поселений, которые называются поселками городского типа.

Сельские Советы тесно связаны с сельскохозяйственным производством, в котором занята большая часть населения, проживающего на их территории. На территории каждого сельсовета находился, как правило, как минимум один колхоз.

Поселковому и сельскому Совета предоставлялось право осуществление полного контроля за работой совхозов, колхозов и иных кооперативных организаций, за соблюдением на предприятиях предписаний советского законодательства.

Акты поселковых и сельских Советов, принятые в пределах предоставленных им прав, имели юридическую силу только для подчиненных органов.

Поселковый и сельский Совет, а также его исполком был вправе в случае невыполнения их решений руководителями предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения обращаться с представлениями о наложении на таких руководителей дисциплинарных взысканий вплоть до освобождения от занимаемой должности.

· Исполкомы

Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов республики являлись их исполнительные комитеты, которые избирались из числа депутатов совета на первой сессии очередного созыва. Исполком – это звено, которое непосредственно организовывало выполнение решений Совета и вышестоящих инстанций.

Исполком имел право решать те вопросы, которые были отнесены к ведению Совета, за исключением тех, которые должно, согласно законам о местных Советах, решаться только на сессиях.

Исполкомы осуществляли подбор и расстановку руководящих кадров в аппарате Совета, отделах и управлениях, назначали и освобождали от должности руководителей подведомственных Совету предприятий, учреждений и организаций.

Исполкомы характеризовались двойным подчинением: они подчинялись не только своему Совету, но и вышестоящему исполкому или соответственно Совету Министров автономной республики. В обязанности исполкомов входило предоставление отчета избравшему его Совету не реже одного раза в год.

При выполнении своих полномочий исполкомы издавали решения и распоряжения. Решения принимались на заседании исполкома и подписывались председателем и секретарем. Особым видом решений исполкомов являлись решения, предусматривающие административную ответственность за их невыполнение.

Такое расположение органов государственной власти в БАССР сохранялось до принятия новой Конституции, теперь уже Российской Федерации.

3. Принятие Конституции 1993г.:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: