Основные положения Конституции 1993 года

Подготовка и принятие Конституции Республики Башкортостан 1993 года.

Конституция Республики Башкортостан 1993 года

Изменения в органах государственной власти.

После принятия в 1990 году Декларации о государственном суверенитете в политическом развитии Республики Башкортостан произошли существенные изменения.

В Башкортостане к осени 1991 г. прекратила свою деятельность КПСС. Члены Рескома партии во главе с И. Горбуновым были вынуждены оставить свои посты. Однако подавляющее большинство бывших первых секретарей райкомов и горкомов, возглавив районные и городские Советы, осталось у власти.

Распад СССР и конец всевластия коммунистической партии способствовали дальнейшему развитию борьбы за суверенные права Республики Башкортостан. Значительным шагом в этом направлении было подписание 31 марта 1992 года между руководством России и Республики Башкортостан Федеративного Договора и Приложения к нему. Федеративный Договор укреплял договорные отношения республики с Российской Федерацией. В Приложении к нему было зафиксировано обоюдное зафиксированное право республики иметь самостоятельную систему законодательства, суда и прокуратуры.

К 1993 году был подготовлен Верховным Советом республики проект новой Конституции РБ. 24 декабря 1993 года она была принята на очередной сессии Верховного Совета РБ. Она зафиксировала достигнутый уровень самостоятельности республики, создала надежную правовую базу для демократизации всех сторон жизни Республики Башкортостан.

В соответствии со статьей 7 новой Конституции РБ 1993 года,государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.

  1. Подготовка и принятие конституции Республики Башкортостан 1993 года.
  2. Основные положения Конституции 1993 года.
  3. Соотношение конституции Республики Башкортостан и Российской Федерации
  4. Органы власти и управления по Конституции 1993 года.

1. После принятия Декларации о государственном суверенитете уже 13 октября 1990 года Верховный Совет Башкирской ССР образовал Конституционную комиссию. В состав Комиссии входили народные депутаты Башкирской ССР, руководители республики и уче­ные-юристы. Председателем Конституционной комиссии был избран Председатель Верховного Совета М.Г. Рахимов. Им же в октябре 1990 года было издано распоряжение «О мерах по обеспечению работы над проектом Конституции Башкирской ССР». Согласно распоряжению для работы по проекту Конституции и выработки концепций были сформированы рабочие группы по следующим направлениям: «Общие положения Конституционного строя Башкирской ССР», «Права человека и их гарантии», «Государственное устройство Башкирской ССР, ее место в системе социа­листических республик», «Высшие и центральные органы Башкирской ССР», «Экономическая система», «Избирательная система. Народный де­путат», «Органы местного самоуправления Башкирской ССР», «Судебно-правовая система Башкирской ССР», «Государственные символы и столица Башкирской ССР». Для непосредственной работы над текстом Конституции в целом была образована общая рабочая группа Конституционной комиссии в составе 6 человек из числа юристов.

Для работы по учету предложений, замечаний и дополнений по проекту Конституции, обеспечению деятельности Конституционной комиссии Секретариату Верховного Совета Башкирской ССР было поручено образовать организационно-аналитическую группу по следующей структуре:

а) организационного обеспечения - 3 человека;

б) первичной обработки поступающих предложений - 3 человека.

Секретариату с участием Министерства юстиции республики было поручено создать группу юридической и стилистической обработки проекта Конституции Башкирской ССР. Однако названные группы не были созданы и работу над текстом Конституции провели члены Общей рабочей группы Конституционной комиссии, а также специалисты Отдела по вопросам законодательства и правопорядка Секретариата Верховного Совета Башкирской ССР.

28 ноября 1990 года состоялось организационное заседание Конституционной комиссии, на котором были утверждены концепция, структура проекта Конституции, план работы Конституционной комиссии и ее рабочих групп. Был избран Ответственный секретарь Конституционной комиссии Республики Башкортостан, который был наделен правом ведения заседаний Конституционной комиссии Башкирской ССР в период отсутствия Председателя.

Работу над текстом проекта Конституции условно можно разделить на следующие этапы.

Первый этап - подготовка так называемого «нулевого варианта» или же предмета для обсуждения. Он был разработан к августу 1991 года. В данном проекте частности, был предусмотрен, неоправдавший себя институт, Съезд народных депутатов Республики Башкортостан, который избирал Президента и являлся высшим органом государственной власти республики.

В октябре 1991 года были получены отзывы на проект от субъектов законодательной инициативы. Министерства и ведомства представили свои замечания и пожелания. Министерство юстиции Республики Башкортостан представило подробный сравнительный анализ проекта Конституции Республики Башкортостан с проектом Конституции Российской Федерации.

На втором этапе подготовки Конституции производились доработки с учетом замечаний и пожеланий. Распад союзного государства в результате реализации Беловежских соглашений существенно повлиял на Концепцию проекта Конституции.

В марте 1992 года переработанный вариант был одобрен Конституционной комиссией и внесен на рассмотрение Верховного Совета Республики Башкортостан

Верховный Совет Республики Башкортостан 3 апреля 1992 года принял к сведению, что Конституционной комиссией подготовлен проект Конституции Республики Башкортостан. Конституционной комиссии было предложено доработать проект Конституции, после чего опубликовать его в республиканской печати для всенародного обсуждения. В мае 1992 года на заседаниях Конституционной комиссии народные депутаты Республики Башкортостан обсудили проект с учетом замечаний и предложений, после чего 9 июня 1992 года его опубликовали на страницах республиканской печати. 15 июня 1992 года проект Конституции был принят в первом чтении.

Проект состоял из следующих разделов и глав:

Преамбула

I. Основы конституционного строя Республики Башкортостан

II. Основные права» свободы и обязанности человека и гражданина:

1. Общие положения

2. Гражданство

3. Гражданские и политические права граждан

4. Экономические, социальные и культурные права и свободы

5. Гарантии прав и свобод

6. Обязанности.

Ill. Структуры гражданского общества в Республике Башкортостан:

7. Собственность, труд, предпринимательство

8. Общественные объединения

9. Религия и религиозные объединения

10. Воспитание, образование, наука, культура

11. Семья

12. Средства массовой информации.

IV. Предмет ведения Республики Башкортостан

V. Система государственной власти и местного самоуправления:

13. Верховный Совет.

14. Депутат Верховного Совета Республики Башкортостан

15. Президент Республики Башкортостан

16. Система республиканской исполнительной власти

17. Судебная власть

18. Прокуратура, адвокатура, нотариат

19. Основы и пределы местного самоуправления

20. Финансы и бюджет

21. Оборона и безопасность

22. Государственная служба

23. Чрезвычайное положение.

VI. Административно-территориальное устройство Республики Башкор­тостан

VII. Заключительные положения:

24. Атрибуты государственного суверенитета в Республике Башкор­тостан;

25. Вступление в силу и порядок изменения Конституции Республи­ки Башкортостан.

В последующей работе над проектом раздел третий «Структура гра­жданского общества» был существенно переработан. Эти вопросы нашли свое отражение во втором разделе принятой Конституции, где речь идет о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. Раздел четвертый - о предметах ведения Республики Башкортостан был трансформирован в отдельную главу под названием «Республика Башкортостан - суверенное государство». Вместо однопалатного Верховного Совета, который являлся высшим представительным и единственным законодательным органом, действующим на профессиональной основе, было предусмотрено в качестве Парламента двухпалатное Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан. Полномочия Государственного Собрания определены исходя из принципа разделения властей. В ча­стности, уточнены контрольные функции Парламента. Для этих целей предусмотрено создание института Комитета парламентского контроля. Если в первоначальном проекте институт омбудсмена был представлен под названием «народного правозащитника», то в новом проекте - «Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека». Институт вице-президентов был исключен из проекта.

Существенно была переработана глава о системе республиканской исполнительной власти. В частности, исключили статью, где речь шла об учреждении Государственного Совета Республики Башкортостан. Государственный Совет был призван вырабатывать рекомендации для Прези­дента Республики Башкортостан по основным направлениям внутренней и внешней политики Республики Башкортостан, обеспечивать взаимодействие Президента Республики Башкортостан с государственными органами и учреждениями, общественными объединениями, Российской Федерацией, другими республиками и государствами.

Главы «Оборона и безопасность», «Государственная служба», «Чрезвычайное положение» были исключены из проекта Конституции.

В целом проект Конституции подвергся существенной переработке с учетом положений Федеративного договора и Приложения к нему от Республики Башкортостан.

Интересная дискуссия велась на страницах республиканских газет, было опубликовано более 300 различных статей. Эта тема звучала в программах телевидения и радио. Для выявления общественного мнения о проекте новой Конституции Республики Башкортостан научные сотрудники Академии наук Республики Башкортостан провели социологические исследования.

Наряду с конкретными письмами, заявлениями и обращениями частных лиц и коллективов, отзывами экспертов-юристов в Конституционную комиссию поступили также альтернативные проекты Конституции республики, подготовленные Татарским общественным центром, Союзом башкирской молодежи Республики Башкортостан, творческой группой ученых юристов.

22-24 марта 1992 года в Уфе состоялась республиканская научно-практическая конференция «Проблемы конституционного развития суверенной республики». Идеи, высказанные на этой конференции учеными и практиками, оказали существенное влияние на выработку теоретических основ нашей Конституци.

На заседаниях Конституционной комиссии, ее рабочих групп наибо­лее острые дискуссии вызвали положения об основах конституционного строя; правах, свободах и обязанностях граждан; высшем законодательном органе власти республики; о статусе Президента республики; о местном самоуправлении.

В процессе работы была сделана попытка увязать Конституцию с международно-правовыми нормами, четко закрепить международные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина. При этом Конституционная комиссия, ее рабочая группа руководствовалась Всеобщей Декларацией прав человека и гражданина.

Много предложений было высказано по разделу, касающемуся прав человека. В частности, они относились к гарантируемым Конституцией правам на труд, образование и охрану здоровья. Учитывая поступившие предложения, статьи Конституции, закрепляющие право граждан на бесплатное пользование широкой сетью государственных учреждений здравоохранения и бесплатное школьное и профессиональное образование, были существенно доработаны.

При рассмотрении проекта Конституции во втором чтении депутатами и другими субъектами законодательной инициативы было внесено 59 поправок. 31 из них была отклонена, 24 приняты.

24 декабря 1993 года на XXII сессии Верховного Совета Республики Башкортостан двенадцатого созыва Конституция Республики Башкортостан была принята. За нее проголосовали 206 депутатов, против - два, воздержались - три. Основной текст Конституции Башкортостана состоял из преамбулы, 164 статей, сведенных в 12 глав и 6 разделов. С этого момента можно говорить о начале нового этапа в истории республики, уже постсоветского.

Выступая на сессии с докладом о проекте Конституции, М. Г. Рахимов подчеркнул, что ее принятие позволит не только осуществить реформирование органов государственной власти, но и обеспечить суверенное развитие республики. Роль Конституции должна заключаться в том, что она предназначена явиться основой создания полноценной государственности Башкортостана, уже не декоративной, а реальной. М. Г. Рахимов видел в ней основу для создания в республике собственной нормативной базы, а также полноценной системы органов государственной власти. Он неоднократно подчеркивал в своих статьях и выступлениях, что Конституция Башкортостана ни в коей мере не нарушает государственного суверенитета Российской Федерации, не посягает на федеральные внутриполитические и внешнеполитические приоритеты. Вместе с тем, основное значение ее принятия заключается в том, что она способствует укреплению государственного суверенитета республики, создает благоприятный конституционно-правовой режим для развития ее государственности в правовых рамках российского федерализма.

Конституция создала благоприятные условия для дальнейшего развития договорных отношений с Россией. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий от 3 августа 1994 года стал важным шагом в деле дальнейшего укрепления и развития Российской Федерации, увеличения позитивного потенциала, заложенного в федеративных отношениях, зафиксировал в правовом плане факт взаимного признания Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан.

Таков путь подготовки Конституции Республики Башкортостан, принятой 24 декабря 1993 года.

2. Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993г. на очередной сессии Верховного Совета РБ, закрепила то новое, что было наработано за последние годы в государственно-правовом развитии республики. Она зафиксировала уровень самостоятельности республики, создала надежную правовую базу для демократизации всех сторон жизни РБ. Новая Конституция гласила: "Республик Башкортостан образована в результате реализации права башкирской нации на самоопределение и защищает интересы всего многонационального народа республики".

Конституция РБ состояла из 6 разделов, 12 глав и 164 статей, в которых зафиксированы основы конституционного строя РБ, права, свободы, обязанности человека и гражданина, государственное устройство РБ, узаконены государственные символы и столица республики. В статье 1 записано, что "Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики". Так же указывается, что Башкортостан является самостоятельным субъектом обновленной Российской Федерации и что она входит в состав РФ на добровольной и равноправной основе. Отношения между РБ и РФ по новой Конституции должны определяться Договором об основах межгосударственных отношений, другими двусторонними договорами и соглашениями.

Важным является и то, что по новому Основному закону государственная власть в республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция Республики Башкортостан признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общеприня­тым принципам и нормам международного права.

В соответствии с новой Конституцией РБ в республике был создан двухпалатный парламент - Государственное Собрание - Курултай.

Одним из ключевых нововведений в Конституции явилось учреждение в республике поста Президента. Это было продиктовано стремлением укрепить не только исполнительную власть, но и всю систему государственной власти. В результате этого и благодаря политической взвешенности идей и принципов Конституции Республики Башкортостан удалось повернуть в конструктивное и плодотворное русло развитие двусто­ронних отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан как одной из самых развитых в социально-экономи­ческом, общественно-политическом, государственно-правовом и куль­турно-духовном отношении республик.

Впервые в Башкирской Конституции 1993 года было конституционно закреплено - республика имеет самостоятельную систему законодательства, обеспечивающую правовое регулирование всех общественных отношений, кроме тех, которые добровольно переданы по Договору в ведение Российской Федерации.

Статья 3 Конституции Республики Башкортостан 1993 года дублировала положение статьи федеративной конституции и провозглашала многонациональный народ республики носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан.

По мнению исследователей, положения Конституции республики, особенно ее второй раздел, посвященный институту прав и свобод человека и гражданина, основаны на известных парадигмах современного гуманитарного права. В Основном законе республики закреплены принципы взаимоотношений человека и государства, признанные международным сообществом и являющиеся основными началами гуманитарного права. Важнейшими из них являются следующие положения.

1. Права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми (статья 20 Конституции Республики Башкортостан).

2. Права человека универсальны, основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией Башкортостана (статьи 20, 22 Конституции Республики Башкортостан).

3. Права человека регулируются законом (статьи 1, 2, 15, 117 Конституции Республики Башкортостан).

Республиканские законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Республики Башкортостан. Международные и межреспубликанские договоры, ратифицируемые Государственным Собранием республики, также подлежат официальной публикации, причем одновременно с законами Республики Башкортостан об их ратификации.

Официальным опубликованием законов и иных законодательных актов Республики Башкортостан считается первая публикация полного текста акта в газетах «Республика Башкортостан», «Башкортостан», «Кызыл Тан» или в «Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан».

4. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 21 Конституции Республики Башкортостан).

Права и свободы человека и гражданина, их непосредственное действие обеспечиваются правосудием.

5. Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку (статьи 20, 22 Конституции Республики Башкортостан).

Раздел пятый Конституции закрепляет государственные символы и столицу республики.

Государственный герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю "Башкортостан" (ст.157 Конституции РБ).

Республика Башкортостан имеет свой флаг, герб и гимн. Авторы флага Масалимов и Асабина. Флаг утвержден 25 февраля 1992 года Верховным Сове­том Республики. Композиционно он ориентирован на флаг, принятый Башкирским правительством 20 августа 1918г. Государственный флаг РБ представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из полос синего, белого и зеленого цветов. В центре белой полосы золотым цветом изображена эмблема: круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков (ст.158 Конституции РБ).

Государственным гимном Республики Башкортостан является торжественная мелодия "Республика" на музыку Фарита Идрисова (ст.159 Конституции РБ).

Глава II Конституции посвящена вопросам гражданства. Республика Башкортостан имеет свое гражданство. Основания, порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Башкортостан, а также другие вопросы, связанные с гражданством, определяются законом о гражданстве Республики Башкортостан. Граждане Республики Башкортостан имеют гражданство и Российской Федерации (ст.22 Конституции РБ).

Земля, недра, природные богатства Республики являются достоянием ее много­национального народа. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными богатствами, другими ресурсами регулируются законодательством Республики Башкортостан (ст.10 Конституции РБ).

В Республике Башкортостан признается идеологическое многообразие и многопартийность. Башкортостан - светское государство (ст.13 Конституции РБ).

Конституция Республики Башкортостан создала правовые предпосылки для развития договорных отношений с Российской Федера­цией. Логичным шагом на этом пути стало подписание Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: