Органы власти и управления по Конституции 1993 года

Соотношение Конституции Республики Башкортостан и Конституции Российской Федерации

3. С заключением Федеративного договора и принятием новой Конституции РФ приоритетными становятся вопросы вертикального построения системы конституционного законодательства России с учетом ее федеративного устройства.

Для двухуровневой системы конституционного законодательства РФ особое значение имеют положения Конституции РФ о ее юридическом верховенстве. Эта проблема в Конституции Республики Башкортостан была решена по-новому. И Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Башкортостан признают в определенных пределах верховенство законов России и верховенство законов республики. Конституция Российской Федерации, исходя из принципа конституционной законности, не допускает юридической противоречивости законодательства ни на одном из его уровней. В случае же фактического противоречия между федеральным законом и иным нормативным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В Конституции Республики Башкортостан отмечалось, что она принята на основе Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан (преамбула), что Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, которое обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории (статья 1); носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан является ее многонациональный народ (часть первая статьи 3); государственный суверенитет Республики Башкортостан есть ее неотъемлемое качественное состояние и распространяется на всю ее территорию в пределах существующих границ (часть вторая статьи 69); отношения Республики Башкортостан с Российской Федерацией являются договорными; входя в состав Российской Федерации на договорной и равноправной основе, Республика Башкортостан сохраняет за собой всю полноту государственной власти на всей территории республики вне пределов прав, добровольно переданных ею Российской Федерации (статья 70).

Основной Закон Российской Феде­рации не признает государственного суверенитета республик, впервые в Конституцию РФ включена норма о равноправии субъектов Федерации, поэтому указанные положения Конституции Республики Башкортостан стали предметом проверки их соответствия Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации 27 июля 2000 года и признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Одним из наиболее крупных изменений в государственно-правовом статусе Республики Башкортостан в связи с принятием Конституции явилось становление ее самостоятельной сис­темы законодательства. В республике произошел серьезный прорыв в законодательном регулировании общественных отношений. Республиканское законодательство было разработано с учетом специфики нашей республики, оно органично дополнило систему федерального законодательства. Мно­гие актуальные, жизненно важные республиканские законы были приняты еще до появления аналогичных федеральных законов.

В Конституции Республики Башкортостан 1993 года был реализован исторический опыт демократического развития государственности. Основополагающие принципы демократических преобразований, заложенные в Конституции Российской Федерации, нашли свое отражение в статье 6 Конституции РБ, которая четко определила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при условии их самостоятельности и единства. При этом в Конституции по-новому были решены проблемы соотношения судебной системы Республики Башкортостан в составе федеральной судебной системы. Для осуществления данного конституционного положения необходимо было в договорном порядке разрешить возникшиепрактические вопросы.

Конституция Республики Башкортостан закрепила положения, посвященные правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, уже зафиксированные в международных актах и Конституции России. В отличие от Конституции Российской Федерации, раздел Конституции РБ, в котором размещены права, свободы и обязанности граждан, имеет четко обозначен­ную структуру: общие положения (статьи 18-21), гражданство (статьи 22-25), гражданские и политические права граждан (статьи 26-41), экономические, социальные и культурные права и свободы (статьи 42-53), гарантии прав и свобод (статьи 54-62), обязанности (статьи 63-68), что согласуется со Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах.

4. Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Новая Конституция Башкортостана установила в республике президентскую форму власти, во многом напоминавшую ту, что возникла в России после принятия Конституции РФ. Много вопросов вызывали статьи Основного Закона, касающиеся, в первую очередь, структуры и компетенции органов государственной власти, определения отношений республики с Российской Федерацией.

На первый взгляд, структура башкирских органов государственной власти и управления напоминала российскую: Президент являлся главой исполнительной власти (но избирался он, в отличие от главы России, сроком на 5 лет), ему подчинялось правительство (Кабинет Министров) во главе с Премьер-министром. «Президентом Республики Башкортостан может быть избран гражданин Республики Башкортостан не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет, обладающий избирательным правом, проживающий на территории Республики Башкортостан не менее десяти лет и владеющий башкирским и русским языками» (ст. 92 Конституции РБ).

Президент Республики Башкортостан представляет Республику Башкортостан в отношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Президент Республики Башкортостан гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защищает экономические и политические интересы Республики Башкортостан, обеспечивает законность и правопорядок на ее территории.

Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту - Государственное Собрание – Курултай, избираемому на четыре года. Указы Президента не должны были противоречить республиканскому законодательству, на законы, принимаемые Госсобранием, Президент мог наложить вето. Госсобрание могло преодолеть президентское вето 2/3 голосов обеих Палат. Курултай имел право инициировать процедуру импичмента главы РБ, если Конституционный Суд республики усмотрит на то существенные основания.

Конституцией предусматривалось, что Законодательная Палата работает на профессиональной постоянной основе, а «депутаты Палаты Представителей освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности».

Для назначения и отставки Премьер-министра Президенту требовалось согласие парламента. Члены правительства назначались Президентом по предложению Премьера без уведомления парламента. Назначениями и отставками глав городских и районных администраций ведал только Президент. Кроме того, он имел право вносить на рассмотрение парламента кандидатуры должностных лиц для назначения их на все ключевые посты в республике, включая председателя Конституционного Суда, прокурора и главу Национального банка РБ. Наконец, новая Конституция дала Президенту право отстранять от должности представителей исполнительной власти, если те нарушили законы республики, не определяя, однако, кто должен устанавливать их вину.

По новой Конституции РБ парламент имел отнюдь не декоративные функции. Он мог ограничивать законодательные полномочия Президента, давал Президенту согласие на назначение Премьер-министра, ставил вопрос о доверии Кабинету Министров, избирал Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РБ, назначал Прокурора республики и Уполномоченного по правам человека.

Две важные статьи отличали Основной Закон РБ от российского: башкирский парламент мог отправить в отставку правительство в случае вынесения последнему вотума недоверия, и Президент был обязан в течение двух недель сформировать новый Кабинет Министров; кроме того, глава республики не мог по своей воле распустить Госсобрание. Московские события сентября – октября 1993 года побудили башкирских законодателей ввести в свою Конституцию статью, запрещающую Президенту распускать любой законно избранный государственный орган или препятствовать его работе.

Высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан, подотчетное Государственному Собранию Республики Башкортостан и Президенту Республики Башкортостан.

Правительство Республики Башкортостан формируется Президентом Республики Башкортостан в составе Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан.

Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют также местные представительные и исполнительные органы государственной власти. Местные исполнительные органы государственной власти входят в систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

Происходит становление и укрепление судебной власти, чья эф­фективная деятельность предопределяет успех и результат становле­ния гражданского общества и рыночной экономики, а также итоги реализации на практике принципов и идей демократии.

Судебную систему Республики Башкортостан составляют: Конституционный Суд Республики Башкортостан - высший судебный орган защиты конституционного строя, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства; Верховный Суд Республики Башкортостан - высший орган судебной власти, осуществляемой в форме гражданского, административного, уголовного судопроизводства; Высший арбитражный суд Республики Башкортостан - высший экономический судебный орган; местные суды.

В Республике Башкортостан признается и гарантируется местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Конституция 1993 года предоставила Президенту республики право назначать и отзывать глав городских и районных администраций, а также признала наличие «местного государственного управления» на городском и районном уровне и «местного самоуправления».

Первоначально функции «местного государственного управления» и «местного самоуправления» не были подробно оговорены. Ситуацию прояснили два закона, принятые в октябре – декабре 1994 года Согласно им, местное государственное управление предусматривало наличие на уровне городов и сельских районов, наряду с главой администрации, назначаемым Президентом, местного Совета, избираемого населением и возглавляемого руководителем района. Хотя глава администрации содержался на средства Совета, он подчинялся в первую очередь Президенту. Это позволяло последнему влиять на все решения, принимаемые Советом.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года, была первым Основным Законом обновляющегося Башкортостана, позволившим на начальном этапе осуществлять формирование республиканской государственности, создание собственной системы государственных органов, развитие качественно новой правовой базы. Мы должны с уважением относиться к нашей истории, видеть в ней не только ошибки и просчеты, но и все хорошее, сохраняя и приумножая рациональное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: