Понятие процесса. Процессы и механизмы

В существующей теории и практике управления, например, в стандартных методах анализа бизнес-процессов, понятия процесс и деятельность обычно не различаются[45]: «Бизнес-процесс – последовательность логически связанных процедур...», при этом «Процедура (функция) бизнес-процесса –...целенаправленная последовательность операций», «Операция бизнес-процесса – целенаправленная совокупность действий...» – откуда следует, что бизнес-процесс есть совокупность действий, т.е. элемент деятельности. Смешение понятий процесс и деятельность порождает нежелательные ситуации, описанные ниже.

Под процессом понимается изменение состояния некоторого объекта во времени. Для осуществления процесса нужен комплекс причин и условий, определяющих изменение объекта и составляющих в совокупности механизм процесса. Для процессов, происходящих при участии человека, этот комплекс причин и условий образуется человеческой деятельностью. В предыдущем разделе мы видели, что акт деятельности порождает процесс превращения исходного материала в продукт.

Процесс должен рассматриваться бессубъектно. Для осуществления токарной обработки деталей, ректификации нефти или продажи товаров безразлично, кто это осуществляет, если продукт деятельности имеет заданные характеристики (соответствует цели). При проектировании организаций зачастую одновременно решают вопросы, что необходимо получить в результате некоторого процесса, как это получить и кто это будет делать. Составление и оптимизация схемы всех процессов в организации впоследствии может показать, что данный процесс желательно объединить с другим или разбить на отдельные этапы, но такое изменение оказывается осуществить уже невозможно, так как все процессы «расписаны» за исполнителями. Бессубъектное рассмотрение процессов позволяет исключить такие ситуации: сначала рассматривают всю совокупность продуктов (что нужно получить), затем – пути получения их из исходных материалов (осуществления процессов), затем взаимосвязи процессов между собой (например, продукт одного является материалом другого, или два процесса должны осуществляться в одно и то же время, или в одном и том же месте и поэтому должны быть разделены во времени и т.д.) и, наконец, по отношению ко всей схеме процессов определяют кто и как (задачи, методы, средства, императивные нормы и нормы культуры деятельности) их должен осуществлять – но последнее уже относится не к анализу и проектированию процессов, а к созданию их механизмов.

Еще более нежелательная ситуация создается в действующих системах управления, когда, согласно существующим в системе нормативным документам и установившимся традициям, управленцы разрабатывают, издают и рассылают исполнителям распорядительные документы, обязывающие исполнителей к каким-либо действиям, контролируют исполнение и т.д. – но никто не может сказать, какие процессы должны осуществляться вследствие действий исполнителей, каковы критерии качества этих процессов и их результатов (а не действий) и достигается ли нужное качество продуктов. Получается, что такая система управления работает не на обеспечение результата, а на обеспечение последовательности действий, непонятно кому и зачем нужных. Подобные ситуации можно часто наблюдать как в аппаратах управления крупных компаний, так и в органах государственного и муниципального управления.

Таким образом, отождествление процессов и их механизмов отнюдь не безобидно для управленческой практики.

Бессубъектность процесса позволяет сначала рассматривать что нужно получить (необходимый продукт процесса и одновременно – цель акта деятельности, порождающего процесс), далее – из чего должен быть получен продукт (исходный материал процесса), затем на основании сопоставления продукта и материала можно определять задачи акта деятельности, выбирать методы и средства его осуществления и, наконец, определять требования к субъекту деятельности, необходимость императивного и культурного нормирования его деятельности, после чего становится полностью определенной функционально-деятельностная позиция субъекта. Дальнейшая задача заключается в подборе конкретного субъекта для этой позиции.

Итак, акт деятельности предполагает наличие субъекта, осуществляющего этот акт. Таким субъектом может быть индивид или организация. В то же время превращение материала акта деятельности в продукт есть не что иное как процесс. Тем самым именно акт деятельности связывает процесс с конкретным субъектом.

Объект описывается некоторыми параметрами, совокупность значений параметров для выбранного момента времени определяет состояние объекта в этот момент, соответственно, изменения значений параметров характеризуют изменения состояния.

Можно выделить несколько типов объектов, изменения которых могут быть описаны как процессы. Объекты каждого типа могут быть подразделены на виды, представлены в различных формах и описаны различными параметрами. Типы объектов, их виды, формы представления и описывающие их состояние параметры выборочно представлены в табл.1.1.1.

Таблица 1.1.1.

Объекты процессов

Типы объектов Виды и формы представления объектов Параметры, описывающие состояние
Материальные объекты Вещественные объекты, поля (электростатическое, магнитное и др.) Геометрическая форма и размеры, физические, химические и пр. параметры
Энергия Механическая (кинетическая, потенциальная), тепловая, электрическая и др. Количество энергии
Информация Символы, знаки (имена объектов), данные (числа, таблицы), тексты (документы), схемы (структуры) Содержание информации, количество информации, применяемая система кодирования, языки, способы защиты и др.
Институциональные объекты Организации, социальные группы Численность, структура (орга­низаций), профессиональный, национальный состав и др.
Позиции Функции, роли, статусные позиции Структура позиций, их функциональные, социологические, психологические и пр. характеристики
Отношения Субъект-субъектные, субъект-объектные отношения. К первым относятся социальные (межличностные, личностно-групповые, межгрупповые), функциональные, правоотношения и др., в частности, права, обязанности, власть - подчинение, партнерство, конкуренция и т.д. Субъект-объектные отношения включают, например, полезность объекта для субъекта, доступность объекта, привлекательность, а также право собственности субъекта на объект*) и др. В соответствии с типом позиций, между которыми рассматриваются отношения, и типом отношений
Деятельность Производственная, проектная, инженерная, управленческая, образовательная и др. Тип; структура; осуществляемые процессы; субъекты, цели, задачи, средства, методы, действия отдельных актов и др.
Нормы Императивные нормы: законы, стандарты, стандартизованные образцы, инструкции, правила, методики, алгоритмы; социокультурные нормы: умения, традиции, обычаи и др. Содержание, способы фиксации и трансляции

Типы объектов Виды и формы представления объектов Параметры, описывающие состояние
Ценности (ценностные ориентации) Экономические интересы (выгода), социальные запросы (социальная роль, статус, престиж), представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом (эстетические ценности), этические ценности, представления о правильном (правосознание) и должном (идеология) Содержание, способы фиксации и трансляции
Критерии **) Качественные и количественные; строгие и нестрогие (по виду неравенств в количественных критериях); критерии удовлетворительности и оптимальности Применяемые шкалы, эталоны, отношения, определяемые по шкалам и эталонам и др.; числовые, логические и иные значения; области допустимых и недопустимых значений
Деньги ***) Наличность, обязательства Количество, вид валюты, способ хранения (банковские счета, депозиты и пр.), виды обязательств, организованность (фонды, бюджеты и пр.)

*) Субъект-объектное отношение, определяющее право собственности субъект на объект, всегда порождает субъект-субъектное отношение собственности (отношение между людьми по поводу собственности). Таким же свойством обладают и иные субъект-объектные отношения. Тем не менее два указанных типа отношений на практике приходится рассматривать отдельно.

**) Критерии представляют собой объекты особого рода, они связывают отношения и ценности.

***) Деньги можно представить как особую форму информации, подтверждающей определенные права их обладателя, но в связи с особыми способами получения, хранения, преобразования и использования такой информации они выделены в отдельный вид объектов.

Неотъемлемый атрибут любого процесса – время, и для всякого процесса можно указать начальный и конечный моменты его осуществления[46]. Важное значение для описания процессов имеют пространственные параметры. Любой процесс осуществляется в пространстве и времени и характеризуется, соответственно, местом и временем его осуществления. Характеристика места осуществления (пространственная характеристика процесса) определяется, прежде всего, начальной точкой, где объект находится в начальный момент, и конечной точкой, где он находится в момент окончания процесса[47]. Если эти точки не совпадают, можно описывать пространственную траекторию (или маршрут) процесса. В числе процессов можно выделить те, которые связаны только с изменением пространственных характеристик объекта – процессы перемещения. Помимо пространственных, объект описывается параметрами, задающими его качественную и количественную определенность. Изменения таких параметров определяют процессы преобразования объекта.

Например, процесс обточки детали на токарном станке приводит к изменению ее размеров (количественных характеристик), термическая обработка поверхности – к качественным изменениям. До обработки на токарном станке заготовка должна быть перемещена из места ее хранения в патрон шпинделя станка, а после обработки готовая деталь – из патрона в место хранения продукции. В данном примере (как и при термической обработке, и во многих других случаях) процессы перемещения и преобразования чередуются. Можно указать множество других примеров, где эти процессы происходят одновременно, более того – один из них определяет другой. Так, при разделении нефти на фракции (бензин, керосин, мазут и др.) методом ректификации сначала происходит нагрев сырья в нижней точке аппарата (ректификационной колонны) и там же – преобразование его в пар, затем этот пар перемещается вверх по ректификационной колонне, благодаря перемещению постепенно охлаждается, а охлаждение вызывает поочередную конденсацию фракций. Образовавшиеся при этом жидкие фракции (продукты разделения) удаляются из колонны. Дальнейшее перемещение вверх по колонне из любой ее точки возможно только для фракций, не перешедших к данному моменту из газообразной фазы в жидкую. Несмотря на то, что в данном случае процессы преобразования и перемещения технологически неразделимы и взаимно обусловлены, теоретически возможно (и часто практически необходимо) рассматривать их отдельно.

Аналогичное разделение процессов на процессы преобразования и перемещения справедливо не только для производственной, но и для других видов деятельности. Так, в розничной торговле процессы преобразования – это, в частности, фасовка и упаковка товара – чередуются с перемещениями товара со склада в торговый зал и далее к покупателю. В образовательной деятельности перемещение учащихся, например, из класса в класс чередуется с изменением (преобразованием) их знаний в каждом классе и т.д.

Помимо преобразования и перемещения важную роль играют процессы создания объекта и его устранения из данной деятельности (продажа, уничтожение и т.п.). Последние в общей методологии получили название захоронение. Процессы создания и захоронения в практике также бывают неразрывно связаны с процессами перемещения и преобразования; так, в рассмотренном выше примере конденсация фракций нефти приводит к созданию новых объектов: бензина, керосина, мазута, ранее существовавших лишь в качестве смешанных друг с другом компонентов сырья – а перемещение сконденсированных фракций за пределы колонны эквивалентно их захоронению по отношению к данной технологической процедуре. Тем не менее, как и ранее, следует подчеркнуть целесообразность, а иногда и необходимость выделения процессов создания и захоронения объектов как отдельных типов процессов при теоретическом анализе, проектировании и управлении.

Сказанное позволяет построить классификацию процессов, представленную в табл. 1.1.2.

Таблица 1.1.2.

Классификация процессов по типам изменений параметров объекта

Тип процесса Характеристика изменений объекта при осуществлении процесса Пространственные характеристики процесса
Создание В начальный момент процесса объект не существует, в конечный – существует Процесс осуществляется в одном месте (начальная и конечная точки в пространстве совпадают)
Преобразование В начальный момент времени параметры объекта (кроме пространственных) имеют одни значения, в конечный – другие; пространственные координаты объекта не изменяются Процесс осуществляется в одном месте (начальная и конечная точки в пространстве совпадают)
Перемещение В начальный момент времени пространственные координаты объекта имеет одни значения, в конечный момент – другие; прочие параметры объекта не изменяются Процесс начинается в одной точке пространства, а завершается в другой (начальная и конечная точки не совпадают)
Захоронение В начальный момент процесса объект существует, в конечный – не существует Процесс осуществляется в одном месте (начальная и конечная точки в пространстве совпадают)

Раздельное рассмотрение процессов разных типов, как уже отмечалось, важно не только теоретически, но и практически. Например, купля-продажа товара связана с его перемещением от производителя (или посредника) к покупателю. Акт купли-продажи совершается, когда товар находится в определенном месте, ответственность за его транспортировку до этого места несет продавец, а от этого места и далее – покупатель. Условия договора купли-продажи могут предусматривать иное распределение ответственности за транспортировку товара, но в любом случае процесс преобразования отношений собственности (в данном случае – перехода права собственности на товар от продавца к покупателю) должен быть юридически отделен от процесса перемещения, и ответственность за осуществление каждого из них описана отдельно.

Важнейшим способом классификации процессов является выделение в их числе процессов естественных и искусственных.

Каждый процесс протекает под влиянием большого числа различных факторов, действующих одновременно и часто независимо друг от друга. Среди этих факторов можно выделить те, которые зависят от конкретного субъекта – такие факторы мы назовем искусственными по отношению к данному субъекту; очевидно, что эти факторы как-то зависят от норм осуществляемой этим субъектом деятельности. Другие факторы не зависят от данного субъекта – для него это естественные факторы, порождаемые различными причинно-следственными связями, например, факторы природного происхождения или порожденные деятельностью других субъектов, на которую данный субъект влиять не может. Среди естественных выделяется группа оестествленных факторов, когда-то порожденных данным субъектом, но в дальнейшем существующих без его участия.

Процессы, порождаемые исключительно естественными (в том числе, оестествленными) факторами, будем называть естественными процессами. Процессы, порождаемые при участии искусственных факторов, будем называть искусственными.

Так, принятые ранее руководством компании, но соблюдаемые в настоящий момент уже без принуждения нормативные акты представляют собой оестествленные факторы. К оестествленным факторам относятся и те правила, традиции, нормы деятельности, которые сложились благодаря разработанным некогда образцам, вошедшим в человеческую культуру, и были освоены субъектами деятельности. Естественными факторами следует считать и акты, осуществляемые другими субъектами, на которые данный субъект влиять не может (например, законы, принятые вышестоящей властью, акты независимых партнеров и т.д.). Соответственно, любой процесс, осуществляемый в соответствии с социокультурными нормами и принятыми ранее нормативными актами, а также императивными нормами других, независимых субъектов следует относить к естественным процессам.

К искусственным факторам, согласно указанному принципу деления, следует отнести императивные нормы, принимаемые властью данного субъекта в данный момент. Соответственно, процессы, порождаемые этими новыми императивными нормами, по рассматриваемой классификации являются искусственными.

Разделение процессов на искусственные и естественные принципиально отличается от известного разделения их на управляемые и неуправляемые. Процесс управляем, если существует хотя бы один субъект, который может управлять этим процессом, и неуправляем, если такого субъекта вообще не существует. Процесс считается искусственным, если его течение нормируется данным субъектом, и естественным – если данный субъект воздействовать на него не может.

Выделение искусственных и естественных процессов важно при анализе кооперированной деятельности нескольких субъектов. Никакое дело не делается человеком в одиночку, использование в деятельности кем-то созданных материалов, средств, в том числе, знаний, передача продукта потребителю означает фактическое наличие кооперации (co-operation – совместная деятельность) данного субъекта с другими субъектами. В кооперированной деятельности каждый субъект контролирует определенные процессы и их продукты и не может контролировать другие процессы и их продукты. Первые в приведенной классификации будут рассматриваться как искусственные, вторые – как естественные.

Один из ведущих принципов методологии управления утверждает, что искусственные процессы могут быть реализованы только на основе естественных. Смысл этого утверждения состоит в том, что в любой системе может происходить только то, что обусловлено ее сущностью, ее внутренней структурой, естественными и оестествленными факторами. По воле деятеля можно выбирать из возможных естественных процессов, строить на базе имеющихся естественных процессов новые искусственные, используя естественные в качестве «несущих», но не создавать процесс, противоречащий естественным факторам. То, чего не может произойти, происходить не будет.

Из этого утверждения вытекает, что императивные нормы, принимаемые руководством компании, будут исполняться только в том случае, если они не противоречат ассимилированным персоналом нормам культуры, ценностным ориентациям и тем старым нормативным актам, выполнение которых «оестествилось» для работников.

Для государственного и муниципального управления это, соответственно, означает, что императивные нормы, принимаемые властью, будут исполняться только в том случае, если они не противоречат нормам культуры, ассимилированным обществом, его ценностным ориентациям и тем старым нормативным актам, выполнение которых «оестествилось» для населения.

В правовом отношении описанное различие естественных и искусственных факторов может трактоваться как различие между правосознанием и официальным правом. При правовом регулировании деятельности правосознание будет иметь преобладающее значение по сравнению с официальными актами. Если официальное право не фиксирует нормы, сложившиеся в правосознании, а пытается «переломить» их, то субъекты деятельности будут искать пути не выполнить такой нормативный акт, а «обойти» его.

Если принятые силой власти новые императивные нормы предписывают новое назначение деятельности, то различие естественных и искусственных факторов породит различие целей, которые ставят для себя субъекты деятельности, и предписываемого назначения. Последствие расхождения цели деятельности и извне заданного назначения – невыполнение назначения.

В целом следует сделать вывод, что основной из обычно рассматриваемых инструментов власти – принуждение – имеет ограниченную эффективность. Более эффективными для изменения протекающих в социальных системах процессов, для осуществления их развития оказываются те инструменты: стимулирование, убеждение и авторитет – которые направлены на сознание человека, на формирование новых социокультурных норм и ценностных ориентаций.

Помимо выделения искусственных и естественных процессов, для управленческой практики желательно построить такую систему базовых процессов, которая охватила бы все возможные процессы; изучив свойства этих базовых процессов, можно было бы в дальнейшем эффективно строить любые процессы и управлять ими. Так как такая система должна охватить все возможные процессы (универсум процессов), указанные базовые процессы получили название универсумальных.

Структура системы универсумальных процессов прежде всего опирается на различение процессов и механизмов. Так как механизмом процессов является деятельность, но деятельность может быть и объектом процессов (а именно, процессов создания, преобразования и захоронения деятельности), то процессы, изменяющие деятельность, очевидно, играют особую роль в числе прочих процессов: они позволяют, воздействуя на механизм, изменять любой процесс. Поэтому в системе универсумальных процессов, прежде всего, выделяются процессы с произвольным объектом и процессы, объектом которых является деятельность.

Процессы с произвольным объектом порождаются актами деятельности, преобразующими некоторый материал в некоторый продукт, и независимо от материала, продукта и вида преобразования именуются процессами производства. Помимо преобразования производство может включать и перемещение, создание или захоронение объекта.

Процессы, объектом которых являются деятельность, подразделяются, прежде всего, на процессы, создающие деятельность – процесс организации, сохраняющие деятельность – процесс воспроизводства, и процессы, изменяющие деятельность. При этом (в отличие от экономики, где рассматривается «простое» и «расширенное» воспроизводство) в методологии управления под воспроизводством понимается процесс, при котором акты деятельности точно повторяются от цикла к циклу.

Процесс организации состоит в том, чтобы из разрозненных элементов создать целое (систему), обладающее возможностью осуществлять деятельность. Как рассматривалось выше (раздел 1.1.2), «сборке» системы должны предшествовать ее представление как целого и дальнейшая декомпозиция в мышлении. Это осуществляется в процессе проектирования (разновидность процесса производства), предваряющего организацию.

Элементы, из которых создается деятельность, включают субъектов, обладающих необходимыми социокультурными нормами (в том числе, профессиональной квалификацией), средства деятельности и императивные нормы. Кроме того, в процессе организации должны быть установлены внешние связи создаваемой деятельности с другими видами деятельности для получения материала, обслуживания субъектов и средств, изменения норм.

Что касается воспроизводства деятельности, то как отмечалось в предыдущем разделе, воспроизводство деятельности не предполагает неизменности ее конкретного субъекта, наоборот, смена субъекта (рассматриваемого не как функционально-деятельностная позиция, а как конкретная социальная организованность – индивид или организация) со временем является неизбежной. Следовательно, воспроизводство деятельности требует выполнения определенных условий. Это условие, сформулированное школой системомыследеятельностной методологии, состоит в неизменности норм культуры, определяющих деятельность. Воспроизводство деятельности определяется схемой, приведенной на рис. 1.1.15.

Рис.1.1.15. Воспроизводство деятельности через трансляцию культуры
(по Г.П.Щедровицкому)

Схема воспроизводства предполагает мысленное разделение пространства социально-производственных ситуаций, в котором действуют люди, и пространства культуры, в котором передаются во времени (транслируются) образцы и нормы культуры. В каждом цикле воспроизводства эти образцы и нормы должны «проникать» в пространство социально-производственных ситуаций и определять деятельность тех конкретных индивидов и организаций, которые в данном цикле будут выполнять роль субъектов деятельности.

Можно задать вопрос: если деятельность, как было показано в предыдущей теме, регулируется не только нормами культуры, но и императивными нормами, то почему в данную схему включены только нормы культуры? На этот вопрос может быть дано два ответа: один – методологический, а второй – утилитарный.

Методологический ответ состоит в том, что императивные нормы не появляются «сами собой», это тоже продукт человеческой деятельности, хотя и специфический (как, впрочем, и все другие продукты), а поэтому воспроизводство деятельности обеспечит воспроизводство в качестве одного из продуктов и императивных норм деятельности. Точно так же, в отличие от экономики, методология управления не рассматривает «воспроизводства основных фондов», «воспроизводства оборотного капитала» и т.п., так как все эти «воспроизводимые» объекты являются продуктами соответствующих процессов производства и воспроизводство деятельности обеспечивает «воспроизводство» соответствующих объектов.

Итак, с методологической точки зрения, процесс воспроизводства рассматривается только по отношению к деятельности, и условием осуществления этого процесса является трансляция норм культуры и их проникновение в слой социально-производственных ситуаций. Все остальные объекты любого рода: императивные нормы, капитал и т.д. – являются продуктами процессов производства и их воспроизводство «автоматически» обеспечивается при воспроизводстве деятельности.

Утилитарный ответ на поставленный выше вопрос заключается в том, что нормативное обеспечение деятельности (императивные нормы) во времени сохраняется само собой, как бы «перетекая» из одного временного периода в другой, а для сохранения социокультурного нормирования необходимо, во-первых, обеспечить трансляцию норм культуры и их проникновение в социум с помощью специальных систем образования и воспитания (социализации), во-вторых, обеспечить отбор кадров, способности которых позволяют усвоить и освоить эти нормы и реализовать их в деятельности.

Из рассматриваемой схемы вытекает еще один важнейший вывод: любое изменение деятельности, т.е. нарушение процесса воспроизводства, требует прежде всего, изменения норм культуры.

Процесс производства, рассматриваемый вместе с процессом воспроизводства деятельности, являющейся механизмом производства, образует процесс функционирования. Процесс функционирования имеет многомерную природу: его продуктами являются одновременно продукт производства и все ресурсы, необходимые для повторения производства в следующем цикле воспроизводства, в том числе, и кадры, обладающие всеми необходимыми нормами и способностями. Соответственно, акт деятельности, продуцирующий этот процесс, должен включать задачи, средства и методы, действия по созданию как продукта производства, так и ресурсов для следующего акта.

Прекращение деятельности называется ее захоронением и означает прекращение процесса производства.

Наряду с воспроизводством и захоронением в число универсумальных процессов входят изменения деятельности.

Изменения могут быть количественными или качественными, основанными на естественных или искусственных процессах. По этим основаниям можно выделить 4 типа процессов изменений деятельности.

1-й типрост, количественные изменения без качественных трансформаций. Рост может быть как положительным, так и отрицательным (сокращение). Структура связей и функции актов изменяемой деятельности сохраняются, остаются неизменными методы и средства деятельности, основные императивные и социокультурные нормы, определяющие ее, но осуществляются изменения, позволяющие увеличить или уменьшить количество производимого продукта.

В отличие от роста, остальные типы процессов предполагают качественные изменения. Изменяемая деятельность рассматривается всегда как система. Качественное изменение – это изменение структуры связей либо функций элементов – отдельных актов деятельности; оно может быть выражено в изменении средств и методов, используемых в этих актах, в любом случае изменяются процессы, порождаемые выполнением элементами их функций. Однако главное, что необходимо для качественного изменения деятельности – фиксация структурных и функциональных изменений в социокультурных нормах деятельности. Без изменения этих норм субъекты деятельности не будут готовы к исполнению своих функций в новых структурах, в том числе, к освоению новых императивных норм, если это будет необходимо. Способ изменения социокультурных норм и лежит в основе различения трех типов качественного изменения деятельности, описанных ниже.

2-й типэволюция, качественные изменения, основанные исключительно на естественных процессах, т.е. происходящие без активного вмешательства менеджмента, под влиянием социокультурных норм и ценностных ориентаций, присущих данной организации.

Эволюция, как правило, бывает продуктивной только в небольших организациях на первых стадиях их существования, когда члены коллектива «заряжены» новыми идеями, реализуют их в собственной активности без прилагаемых извне усилий. Как только в организации нарабатываются определенные стереотипы деятельности, творческое стремление к новому уступает место консервации стереотипов. Коллектив вступает в стадию зрелости, и если на пути дальнейших эволюционных изменений не поставлена преграда активными управленческими действиями, стадия зрелости переходит в стадию упадка, поскольку наработанные и консервируемые стереотипы приходят в несоответствие с изменившейся внешней средой. Большие организации, имеющие, с одной стороны, более жестко нормированную деятельность, а с другой стороны – большее число социальных групп, обладающих разными и конфликтующими субкультурами, а зачастую имеющих и конфликтующие интересы, могут не проявлять продуктивных эволюционных изменений даже на ранних стадиях. В этом случае, в силу действия известного в кибернетике закона возрастания энтропии, эволюционные изменения будут стремиться разрушить существующие формальные структуры путем создания не совпадающих с ними и не предназначенных «для дела» неформальных структур; при отсутствии энергичного управленческого вмешательства такая эволюция быстро переходит в захоронение деятельности.

В числе причин, порождающих эволюционные процессы, можно также назвать физический и моральный износ основных фондов, инфляцию, изменения рыночной конъюнктуры и другие. Эти факторы будут изменять нормы деятельности, существующие в организации, в силу необходимости приспосабливаться к указанным явлениям; большинство их них порождает деструктивные изменения.

В отличие от употребления термина «эволюция» в политологии и других науках, где эволюцией именуются медленные качественные изменения, как естественные, так и искусственные, методология управления акцентирует внимание на механизме изменений (только естественные факторы!), но не на их темпах. Иначе говоря, возможна медленная или быстрая эволюция, но она должна происходить под влиянием внутренних, имманентных данной организации причин, а не в результате запланированного управленческого воздействия.

3-й типпродуцированные изменения [48]. Этот тип изменений, в противоположность предыдущему, основан на искусственных качественных изменениях, не имеющих под собой базы естественных процессов. Для преодоления изложенного выше принципа, согласно которому искусственные процессы могут быть реализованы только на основе естественных и, как следствие, императивные нормы, принимаемые руководством, будут исполняться только в том случае, если они не противоречат ассимилированным персоналом нормам культуры, ценностным ориентациям и тем старым нормативным актам, выполнение которых «оестествилось» для работников, в случае продуцирования изменений применяется сильное давление на персонал, заставляющее его отказаться от привычных способов поведения. Выживание в такой среде становится большей и более трудно реализуемой ценностью, чем все другие ценности, а те люди, которые не готовы принять диктат руководства, устраняются из организации. В результате действий руководства, фактически представляющих собой насилие, работники отказываются от стереотипов, приобретают новые умения и включаются в новые виды деятельности.

При продуцировании изменений создаются новые структуры, перепрофилируется деятельность, закладываются новые нормативные основы и новые стереотипы (в частности, путем интенсивного обучения персонала) – тем самым запускается новый процесс функционирования, эффективный в тех условиях, в которых он был спроектирован и запущен, и до тех пор, пока эти условия сохраняются. После изменения условий необходимо продуцирование новых изменений, т.е. вновь перепроектирование деятельности, переобучение персонала и запуск нового функционирования на очередной период квази-стабильности.

Продуцирование изменений связано с сильными социальными конфликтами, не создает мотивации персонала к работе по новым правилам, и поэтому не обеспечивает высокой эффективности деятельности.

4-й типразвитие, качественные изменения, происходящие в форме искусственных процессов, основанных на естественных.

Тот факт, что развитие основано на естественных процессах, означает, что движущим механизмом развития являются определенные ценностные ориентации и культурные нормы работников организации. С другой стороны, то, что развитие является искусственным процессом, означает, что этот процесс проектируется, планируется и реализуется согласно принимаемым управленческим решениям. Совмещение этих условий требует, чтобы управленческие решения, относящиеся к развитию, формировались внутри организации, в той социокультурной среде, которая характерна для нее в начальный момент развития.

Существует точка зрения, встречающаяся как у российских, так и у американских авторов, что развитие возникает в ситуации нехватки ресурсов и преодолевает эту ситуацию. «Ограниченные ресурсы ставят нам пределы только тогда, когда мы хотим делать что-то такое, для чего требуется больше, чем доступно, именно этих ресурсов и нет в достаточном количестве подходящих заменителей. Ограниченный ресурс перестает быть таковым, если наша потребность в нем уменьшается или мы научаемся использовать его все более и более эффективно, т.е. если мы развиваемся. Чем более развиты личность или система, тем меньше они ограничены ресурсами»[49]. «...ресурсы – это отнюдь не природный материал (которым так богата Россия), а материал, для которого разработаны различные способы употребления в деятельности (условно говоря, технологии). Сто лет назад нефть и уран не были ресурсами, хотя были теми же минералами, которыми являются сегодня. Ресурсы – не естественные, а искусственные образования. Развитие при этом предполагает не привычное нам деление ресурсов, а их умножение посредством выработки новых способов употребления наличного материала в деятельности. Богатство и благосостояние, короче говоря, являются не начальным условием, а побочным продуктом, очередной превращенной формой развития.»[50] «... в условиях ничем не ограничиваемого и не сдерживаемого роста (производства, потребления, качества жизни) нет и не может быть никакого развития. Если у нас есть все необходимое или мы можем без проблем все это произвести, то надобности в развитии просто не возникает. И наоборот, пределы роста, дефицит ресурсов вынуждают нас именно к развитию».

Процесс развития обычно представляется в виде последовательной совокупности шагов, каждый из которых ведет из прошлого в будущее параллельно двумя путями: с помощью естественных и искусственных процессов (рис.1.1.16). Каждый шаг развития будет изменять структуры деятельности, назначение отдельных ее актов и внутреннюю структуру самих актов (например, структуру задач, действий и т.д.). Эти изменения определенным образом зафиксируются в социокультурных нормах субъектов деятельности. Изменение социокультурных норм на каждом шаге подготавливает следующий шаг, задавая новые естественные процессы в системе, а следующий шаг приводит к очередной перестройке структур и норм и, тем самым, подготавливает очередной шаг.

Рис. 1.1.16. Схема шага развития.

Е – естественный процесс; И – искусственный процесс.

Однако, в отличие от эволюции, это не происходит «само собой». На каждом шаге в структуре организации выделяется субъект, осуществляющий «рефлексивный выход», т.е. мысленно рассматривающий организацию и осуществляемую в ней деятельность «извне», выполняющий на этой основе анализ ситуации и подготавливающий управленческое решение относительно очередного шага развития, т.е. выполняющий по отношению к искусственной составляющей процесса развития функции организации, управления и руководства.

Необходимость основывать изменения на естественных процессах, а следовательно, на культуре организации, приводит к тому, что процессы развития «запускаются» только изнутри, но не извне организации. Инициаторы и проектировщики таких процессов должны сами принадлежать к той же культуре, что и остальные исполнители.

В силу этого «ядро», инициирующее развитие, создается на добровольных началах внутри развивающейся организации и состоит из управленцев – не только руководителей, но управленцев в самом широком смысле – людей, желающих, умеющих и имеющих возможность влиять на ситуацию в организации любым способом: убеждением, в том числе убеждением руководителей, авторитетом и т.д. Это «ядро» разрабатывает и реализует воздействия на осуществляемые деятельности, исходя из анализа ситуаций, наличия ресурсов и других факторов реализуемости принимаемых решений. Организация процессов развития – наиболее сложный путь проведения изменений, требующий особого сочетания формальных и неформальных структур в системе управления и привлечения консультантов особого рода – так называемых консультантов по процессу, но приводящий к созданию организации наиболее динамичной, приспосабливающейся к изменчивой ситуации и экономной по использованию ресурсов.

Группа развития может включать в себя представителей любых должностных уровней. Включение в нее «по должности» недопустимо, за единственным исключением – в группу должен входить первый руководитель. Работа группы осуществляется в «клубном» режиме, когда проводится свободное обсуждение любых вопросов, поднимаемых членами группы. Соблюдается принцип равенства всех членов, независимо от должностей, возраста и иных характеристик. Первый руководитель должен входить в группу не для руководства, не для «продавливания» своей позиции, а для «подхватывания» и реализации уже силами формальных структур всего ценного, что нарабатывает группа; в группе он является рядовым членом.

В составе группы должны быть люди, выполняющие особые роли, не совпадающие с их профессиональной направленностью: генератор идей, разработчик идей, выдвинутых генератором, методолог, аналитик, критик и др. Что касается профессионального состава, то желательно присутствие специалистов по основным аспектам деятельности организации, например, для производственной организации это специалисты по маркетингу, экономике, финансовому менеджменту, технологии производства. По вопросам, требующим профессиональной проработки, руководитель дает соответствующие поручения специальным службам или заказы сторонним организациям.

Особого рода риск создается тем обстоятельством, что процесс развития, охватывая всю организацию, трансформирует и инициирующее его «ядро»; в результате такой трансформации сам процесс непрерывно изменяется – и в случае недостаточности управленческого профессионализма членов «ядра» этот процесс может разрушить сам себя. Поэтому необходимо специальное обучение членов «ядра» управленческим технологиям. Если исследования ситуации и проектирование в финансовой, маркетинговой, технологической и других специальных областях выполняют специалисты, то такие процедуры, как формулирование проблем, поиск решений, определение критериев, стратегических ориентиров и т.п., члены группы выполняют самостоятельно, для чего им нужна достаточно высокая управленческая квалификация.

«Ядро» развития не должно быть штатным формированием, частью оргструктуры, но должно объединять на добровольных началах тех сотрудников (и, возможно, сторонних лиц, например, консультантов), кому небезразлично состояние организации и кто способен реально осуществлять управленческие разработки и организовывать их внедрение. Будучи введена в оргструктуру, группа развития мгновенно «обюрокрачивается», перестает заниматься развитием и, имитируя эту деятельность, делает все возможное для самосохранения и, следовательно, для консервации деятельности в организации.

Производство, воспроизводство, объединяющее их функционирование, захоронение и изменения деятельности в совокупности составляют управляемые процессы. Механизм любого управляемого процесса – деятельность, субъектом которой является персонал – совокупность индивидов, занимающих взаимосвязанные функционально-деятельностные позиции, а в социальном плане образующих организацию, в которой позиции, роли всех видов и их взаимосвязи формируются в соответствии со структурой функционально-деятельностных позиций.

Для анализа рассматриваемой системы целесообразно использовать системный подход того типа (см. рис. 1.1.10), который предполагает многомерную декомпозицию в планах процессов (теперь каждый процесс в системе можно отнести к определенному типу универсумальных процессов), функций (механизмы всех процессов), «организационной структуры», материала системы (люди, средства производства) и организованности материала (как материал распределен по структурным подразделениям; здесь будут, в частности представлены все неформальные отношения между работниками разных подразделений, инфраструктурные процессы, направленные на обеспечение материала: людей, машин и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: