Управление и руководство

Помимо управляемых процессов в число универсумальных нужно включить управленческие процессы, а именно, управление и руководство. Механизмом этих процессов являются акты управленческой деятельности, а субъектом этих актов – менеджер. Термин «менеджер» здесь обозначает функционально-деятельностную позицию, занимать которую может индивид, организация (аппарат управления) или другие объединения людей, создаваемые в целях управления (кружки качества и пр.).

Управленческие процессы могут иметь объектами либо управляемые процессы, либо их механизмы (акты деятельности), либо субъектов этих актов.

Процесс управления имеет объектом управляемый процесс. Благодаря управлению осуществляется выбор одного из возможных вариантов управляемого процесса. Для того, чтобы управление стало актуальным, управляемый процесс должен остановиться[51], после чего предполагаются возможными различные варианты его продолжения. Очевидно, что выбор варианта и последующее за ним изменение нарушает воспроизводство деятельности, являющейся механизмом управляемого процесса, в силу чего процессы воспроизводства и функционирования не могут быть объектами управления.

«Одной из характерных особенностей управляемой системы является способность изменять свое движение, переходить в различные состояния под влиянием различных управляющих воздействий... Всегда существует некоторое множество движений, из которого производится выбор предпочтительного движения, если речь идет об управляемой системе. Где нет выбора, там нет и не может быть управления»[52].

Хотя процессы воспроизводства и функционирования не являются объектами управления, вмешательство менеджера в их осуществление может быть необходимым. При самой наилучшей организации механизма процесса функционирования он все же испытывает множество незапланированных воздействий, дестабилизирующих его и приводящих к изменению деятельности вместо ее воспроизводства. Такие воздействия, часто имеющие случайный характер, называют возмущениями. Вмешательство менеджера в данном случае необходимо для сохранения воспроизводства, и такое вмешательство называется регулированием. Помимо поддержания воспроизводства деятельности регулирование применяется как одна из функций при управлении изменениями деятельности; его необходимость вызывается тем, что в процессе изменений объект управления также будет испытывать возмущения. Сущность регулирования состоит в том, что на механизм управляемого процесса оказывают регулирующие воздействия, компенсирующие действие возмущений. Регулирование можно считать частным случаем управления, преследующим всегда одну и ту же цель: поддержание заданного хода управляемого процесса. В этом смысле в процессе регулирования не осуществляется определение цели.

Итак, процессы воспроизводства деятельности и функционирования являются объектами регулирования, но не управления в общем смысле этого термина, а процессы изменения являются объектами управления и, в том числе, регулирования.

Управление можно рассматривать как процесс или как деятельность. Наиболее общее представление об управлении как процессе дает кибернетика, представление об управлении как деятельности разрабатывалось различными школами «научного менеджмента»[53] и системомыследеятельностной методологией[54].

С позиций кибернетики, управление есть совокупность процессов получения, передачи, переработки, хранения и использования информации[55](рис.1.1.17).

Рис.1.1.17. Структура процесса управления.

Из информационных процессов, составляющих процесс управления, наибольший интерес в ракурсе настоящего курса представляет процесс переработки информации, завершающийся принятием управленческого решения. Получение, передачу и хранение информации можно рассматривать как процессы, обслуживающие процесс принятия решения. Хотя механизмы этих обслуживающих процессов могут быть весьма сложными, а ошибки в их осуществлении приводят к принятию неэффективных и/или нереализуемых решений, но правила осуществления этих процессов обычно достаточно стабильны и опираются на некоторые зафиксированные нормы. Исполнение этих вспомогательных процессов обычно является делом не менеджера, а его обслуживающего аппарата. Зафиксированные нормы получения, передачи и хранения информации должны быть «вложены» в знания и умения работников этого аппарата.

Если кибернетика рассматривает управление как процесс, то различные школы «научного менеджмента» рассматривают управление, прежде всего, как деятельность. Структура управления как деятельности обычно представляется в виде совокупности функций управления. Перечни функций управления как подсистем деятельности управления разрабатывались на эмпирической основе многими авторами с самого зарождения научного менеджмента, достаточно полный обзор работ, содержащих такие перечни, приведен в книге Д.М.Гвишиани[56].

Процессный и деятельностный подходы к управлению связаны друг с другом представлением о деятельности как механизме процесса[57]. Однако структура процессов в кибернетике, выстроенная на рациональной основе, и эмпирически найденные структуры деятельностей (функций) в «научном менеджменте» не позволяют однозначно сопоставить их друг с другом как пары «процесс-механизм». Применительно к процессу принятия управленческого решения можно лишь утверждать, что этому процессу соответствует в качестве механизма акт управленческой деятельности, включающий свои средства и методы. Эти средства в определенных ситуациях могут опираться на знание, а в других ситуациях требовать проблематизации и создания нового знания.

Именно эта слабость «научного менеджмента» требует разработки вопросов менеджмента на основе системомыследеятельностной методологии, позволяющей связать процессное и деятельностное представления об управлении в единое логически завершенное целое.

Управленческая деятельность включает процедуры исследования объекта (построения его модели), анализа ситуации (поиск противоречий в объекте и его внешней среде, препятствующих функционированию), проектирования (формирования цели и задач управления), планирования, контроля и другие. Соответственно, объект управления выступает в управленческой деятельности как объект исследования, анализа и проектирования. Процедуры планирования имеют своим объектом не объект управления, а действия, совершаемые над этим объектом и в этом объекте; процедуры контроля относятся как к объекту, так и к совершаемым действиям, средствам и методам их осуществления.

Исследование объекта управления и его анализ фиксируют модель объекта в настоящем, проект (цель) задает ее для будущего времени. Таким образом, управленческие процедуры определяют управляемые процессы – процессы создания, преобразования, перемещения и захоронения объекта управления. С другой стороны, процедура планирования определяет управляемую деятельность. Таким образом, управленческая деятельность имеет своим объектом как процессы, объектом которых является объект управления, так и деятельность, являющуюся механизмом этих процессов. Очевидно, что воздействие на процесс может быть осуществлено только через воздействие на его механизм – в силу этого при любой структуре управленческих процедур завершающей и непосредственно «выводящей» управленческое воздействие на объект является процедура планирования.

Цели управления ставятся как в отношении управляемых процессов (как выбор возможных продуктов этих процессов), так и в отношении их механизмов – актов деятельности, применяемых материалов, средств и методов. Так обеспечиваются, например, наименее затратные способы производства продукта или способы осуществления процессов, обеспечивающие иные преимущества. Формулирование и использование критериев оценки и выбора по отношению к параметрам механизма открывает дорогу для оптимального управления, когда обеспечиваются не только необходимый продукт, но и некоторый наилучший способ его производства.

Менеджер воздействует на управляемые процессы путем воздействия на их механизмы – акты деятельности, осуществляемые персоналом. Управление реализуется путем изменения норм деятельности, выполняемой отдельными субъектами, а также путем изменения соорганизации деятельностей разных субъектов, осуществляющих различные акты деятельности. Изменение норм требует воздействия на субъектов деятельности. Это воздействие составляет сущность процесса руководства. Назначение руководства – императивное нормирование деятельностей персонала в соответствии с задачами управления. Таким образом, процесс руководства подчинен процессу управления и является средством реализации управления.

Таким образом, перечисленные управленческие процессы направлены на разные объекты, а именно, менеджер управляет процессами и руководит людьми (как субъектами деятельности – механизма управляемых процессов).

Западные управленческие школы обычно разделяют руководство и влияние: руководство использует власть принуждения, влияние – власть убеждения, стимулирования и авторитета. Такое разделение, безусловно, целесообразно при рассмотрении управленческой деятельности на уровне процедур, однако не имеет смысла при рассмотрении на уровне базовых понятий: как руководство, так и влияние осуществляются с использованием инструментов власти и отличаются лишь выбором используемых инструментов.

Может показаться, что воздействия необходимы не только на субъекта управляемой деятельности, но также на средства, методы и условия работы этого субъекта – но такое возражение будет несостоятельным, так как средства, методы и условия, для того, чтобы их создавать или изменять, должны быть представлены как результаты чьей-то деятельности, а их создание или изменение, в свою очередь, есть процесс, требующий управления. Таким образом, управленческое воздействие в конечном счете направляется на совокупность субъектов, осуществляющих и обслуживающих управляемую деятельность – иначе говоря, осуществляющих кооперированную управляемую деятельность. Эти субъекты должны осуществлять действия в рамках имеющихся средств, методов и условий (поскольку их создание или изменение является уже результатом какого-то действия) – следовательно, чтобы реализовать управляемую деятельность в соответствии с планом эти субъекты должны знать, что надо делать, уметь это делать и хотеть это сделать.

Таким образом, управленческое воздействие на субъекта деятельности, обеспечивающее реализацию управляемой деятельности (и, как следствие, управляемого процесса) в соответствии с планом, включает три компонента: информирование, обучение, мотивацию.

В ранее использованных нами терминах эти компоненты означают создание императивных (задание), социокультурных (умение) норм деятельности и мотивации к этой деятельности. Мотивация опирается на социокультурную и ценностную сферы субъекта деятельности.

В любом случае средством воздействия на деятельность через воздействие на субъекта деятельности являются социальные отношения, важнейшее значение из которых для менеджмента имеет власть. Принципиально важно выделение трех типов отношений: межфункциональных, межличностных и функционально-личностных [58]. Не менее важно различать личность субъекта деятельности, его функциональную позицию, социальный статус и социальную роль. Реально руководит организацией тот, чей социальный статус и социальная роль, определяемые как формальными, так и неформальными признаками, позволяют выражать свою волю в деятельности других людей; реально управляет тот, кто способен анализировать ситуации, вырабатывать решения и путем убеждения или манипулирования навязывать их руководителю. Хотя манипулирование запрещено этическими кодексами управленцев большинства цивилизованных стран, во всем мире существует огромное число организаций, где руководитель, обладающий властью формально, является лишь орудием в руках человека, статус и роль которого незаметны, но который владеет искусством заставлять других проводить его решения – не используя при этом принуждение как «видимый» инструмент власти. Тот факт, что субъект, реально управляющий процессами, может занимать любую должностную позицию, а не обязательно быть руководителем, обычно обозначают как «принцип управления из любой точки».

Субъект управления – это не должность, это функционально-деятельностная позиция, которую любой из индивидов, являющихся субъектами деятельности, занимает по самоопределению. Субъекты управления могут не входить в формальные организационные структуры управления. Они осуществляют управленческие функции в силу наличия способностей к рефлексии, коммуникации и мышлению, ценностных установок на управление всей системой и умения осуществлять управленческие воздействия (информирование, обучение, мотивацию). Те управленцы, которые входят в формальные управленческие структуры (руководители), добавляют в свой арсенал лишь принуждение к исполнению их решений, впрочем, реальная эффективность принуждения заслуживает отдельного обсуждения. В то же время при отсутствии каких-либо из перечисленных интеллектуальных способностей формальный руководитель может не быть реальным управленцем.

На основании изложенного возникает возможность построить схему, отображающую менеджмент в системе категорий «процесс – механизм» (рис.1.1.18).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: