Системный подход. Системный подход предполагает представление реальных объектов в виде совокупности взаимосвязанных и составляющих некоторую целостность частей (элементов)

Системный подход предполагает представление реальных объектов в виде совокупности взаимосвязанных и составляющих некоторую целостность частей (элементов), существующих реально или только мыслимых как отдельные части эмпирически неделимого объекта.

Системный подход в управлении применяется двояко:

- для углубления понимания объекта управления, его строения, функционирования с учетом сложности этого объекта, разнородности его частей и взаимообусловленности происходящих в нем процессов;

- для понимания места и функции управляемого объекта и всей системы управления в более широкой, «объемлющей» системе, например, места и функции предприятия в отрасли, на региональном или мировом рынке и т.п.

Традиционный системный подход, созданный в рамках «общей теории систем» в середине XX века и развитый в кибернетике, предполагает либо наличие некоторых обособленных (например, физически выделенных) элементов, из которых нужно «собрать» систему, либо наличие целого, которое нужно представить в виде совокупности взаимосвязанных элементов – разбить на элементы и потом определенным образом связать их друг с другом. Но эти два подхода, по существу, одинаковы. Если систему предполагается «собирать» из отдельных заранее заданных элементов, ее все равно необходимо сначала мысленно представить как целое и найти в этом целом (или спроектировать) указанные элементы, определить их места и необходимые взаимосвязи. Следовательно, в любом случае системный подход начинается с декомпозиции (разложения) целого на части (элементы), которые затем связываются друг с другом соответственно их местам в структуре целого. Для любого объекта его декомпозицию на элементы можно осуществить множеством разных способов, т.е. один и тот же объект может быть представлен в виде различных систем. Таким образом, «система» – это не есть реальный объект, это определенное представление реального объекта в знании и мышлении человека, когда у него возникает необходимость применить системный подход к изучению объекта, проектированию его или управления им.

Но связанные в структуру элементы еще не есть система. Система возникает тогда, когда эти связанные элементы рассматриваются как целое (рис.1.1.8), и тогда выясняется, что это целое имеет свойства, которыми не обладают использованные элементы в отдельности (синергический эффект). Если рассматривать систему как нечто, собранное из изначально разрозненных элементов, то проявление синергического эффекта не объяснимо. Однако, если исходить из того, что элементы – это полученные путем декомпозиции части изначально существовавшего (хотя бы в мышлении) целого, то становится ясным, что свойства целого также существовали изначально, и при декомпозиции разбиение целого на элементы выполнено так, чтобы при соединении этих элементов восстановить (а не создать заново) свойства целого.

Рис.1.1.8. Формирование традиционного понятия системы [17]

Системный подход, основанный на «общей теории систем» и кибернетике, опирается на два основных принципа:

1. принцип черного ящика [18] – рассматривается функция каждого элемента и взаимосвязь функций элементов, устанавливаемая путем структурного соединения элементов, независимо от материального наполнения каждого элемента;

2. принцип направленного действия [19] – каждый элемент может передавать воздействие только в одном направлении – от «входа» к «выходу». Реакция «входа» на изменения условий, относящихся к «выходу», отсутствует.

«Отрыв» функций от материального наполнения элементов в соответствии с принципом черного ящика был революционным достижением теории систем. Использование этого принципа позволило соединять в рамках одной системы физически разнородные элементы. Например, таким путем удалось осуществить анализ и синтез человеко-машинных комплексов, что и было одной из основных задач «общей теории систем» в годы ее создания.

Принцип направленного действия позволил определить набор типовых соединений элементов: последовательное, параллельное и соединение с обратной связью (рис.1.1.9) – из которых составляются любые структуры. Особое значение имеют системы с обратной связью (замкнутые системы), так как системы управления всегда являются замкнутыми.

Использование в общей теории управления – кибернетике – принципа направленного действия позволило изучить свойства разомкнутых (без обратной связи – рис.1.1.9 а, б, в) и замкнутых (с обратной связью – рис.1.1.9 г) систем, в частности, их поведение в динамике и, соответственно, такие их важнейшие свойства, как устойчивость, колебательность и др. Были получены важнейшие результаты, касающиеся систем с положительной обратной связью – когда обратная связь (элемент 2 на рис.1.1.9 г) усиливает изменения входного воздействия путем передачи дополнительного воздействия с выхода элемента 1 (прямой связи) на вход, и отрицательной обратной связью – когда обратная связь ослабляет входное воздействие, вычитая из него воздействие, переданное с выхода. Отрицательная обратная связь стабилизирует состояние системы, положительная – дестабилизирует его.

Рис. 1.1.9. Представление элементов и их взаимосвязей в «общей теории систем» и
кибернетике.

Однако при использовании традиционной теории систем для изучения социальных организаций принцип черного ящика, по меньшей мере, в одном отношении является помехой – он фиксирует только функциональные связи, соответствующие формальным структурам организации, и не позволяет описать неформальные связи и группы, существенно влияющие на функционирование социальных организаций, но формирующиеся через материал[20], а не функции элементов. Традиционное представление систем, отказывающееся от рассмотрения материала элементов, обладает и другими недостатками. Так, оно не позволяет рассматривать процессы развития, так как результаты каждого шага (этапа) развития фиксируются и в изменениях материала и его организованности[21], а не только структуры функций или связей между элементами. Возникает ряд проблем при проектировании систем. Определенные трудности возникают при описании предприятия как совокупности основной деятельности (производства продукции) и вспомогательных ее видов (инфраструктуры), направленных на материал элементов (служба персонала, ремонта оборудования и др.).

Указанные причины и еще в большей степени – трудности исследования процессов в системах и проектирования систем при использовании традиционного системного подхода – привели к формированию иного понятия системы (Г.П.Щедровицкий), где объект, представляемый в виде системы, «раскладывается» на взаимосвязанные элементы одновременно в нескольких планах – в планах процессов, структурных связей, функций и функциональных связей, материала и его организованности (рис. 1.1.10). Такое «многомерное» представление системы предоставляет существенно большие возможности при анализе и проектировании систем и процессов управления в социальных системах. В частности, оно позволяет решать традиционные задачи анализа и синтеза систем в планах функциональной и организационной структуры, но позволяет решать и новые задачи, относящиеся к взаимодействию процессов и материальному наполнению элементов.

Рис.1.1.10. Образование понятия системы по Г.П.Щедровицкому.

В соответствии с таким представлением систем возникли новые для теории и практики менеджмента понятия: процессная структура, материальная структура организации. Последняя, в частности, существенно влияет на мотивацию работников организации к эффективному труду, на устойчивость организации в критических ситуациях[22]. Процессная структура сегодня становится важнейшей при оптимизации организаций. В традиционных организациях, где осуществляемая деятельность (в частности, управленческая) разделена и сгруппирована по функциям, невозможно возложить на конкретное лицо ответственность за результат какого-либо процесса, так как в осуществлении каждого процесса участвует множество разных функций. Благодаря процессной структуре появляется возможность назначать «хозяина процесса» – лицо, координирующее все функции, имеющие отношение к процессу и отвечающее за результат, а не только за правильное выполнение предписанных процедур. Реинжиниринг (полная реструктуризация) бизнес-процессов стал сегодня ведущей формой оптимизации структуры предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: