Вопрос 3. Сущность понятия ценности предлагаемых благ и его аспекты

При рассмотрении цен спроса возникает необходимость определения ценности предлагаемых благ для покупателей. Категория «ценность» во всех научных концепциях, в которых она используется для анализа, играет роль критерия полезности, нужности для общества произведенного блага и затраченных на него ресурсов, ибо оценка товаров или услуг осуществляется, во-первых, через обмен, во-вторых, посредством доходов (денег) различных социальных групп населения. Наконец, в-третьих, категория «ценность» выступает связующим звеном в системе рыночных отношений между вещами как таковыми и общественной, социальной формой их реализации, которая находит самое непосредственное проявление в акте купли-продажи необходимых обществу благ. Следовательно, цена спроса - это весьма сложное явление, характеризующее множеством составляющих технико-природного, экономического, социально-психологического характера. Категории «общественная полезность», «ценность» позволяет поставить в центр всей системы рыночных отношений потребителя-покупателя, без которого, собственно теряет всякий смысл само производство благ.

Здесь следует остановиться на оценке полезности с точки зрения общества. Если отдельный индивид выражает субъективную оценку полезности, то вся совокупность субъектов, претендующая на покупку данного блага, выступает как общественная покупательная сила, которая и формирует социально-объективную ценность того или иного блага для общества.

В современной экономической литературе по отношению к благам формулируется понятие ценности, имеющее два аспекта:

1. Оценку благ с точки зрения их полезности, способности удовлетворять определенные потребности человека;

2. Оценку благ с точки зрения того, что стоит (во что обходится) их получение, т.е. с позиции вклада человека в процесс производства.

Таким образом, ценность (стоимость) представляет собой синтез результатов и затрат, где первые (результаты) определяются как единство конкретной и абстрактной полезности, а вторые (затраты) - как единство конкретного и абстрактного труда (шире: всех воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов, имеющих альтернативные возможности применения).

Вопрос 4. Полезность товара и ее свойства

Термин «полезность» в качестве общей основы сопоставления потребительских благ был введен в конце XIX в. по предложению английского ученого Джереми Бентама. Под принципом пользы здесь понимаются те или иные действия, отражающие стремление увеличить или уменьшить удовольствие потребителя.

Согласно Бентаму, максимизация полезности является главным руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и достичь благополучия в жизни (Шумпетер Й. История экономического анализа. СПб., 2001. -1204 с.).

Экономисты неоднократно пытались избавиться от термина "полезность", имеющего некоторый оценочный характер, найти ему подходящую замену. Так, известный русский экономист Н.X. Бунге предлагал использовать термин "годность" (Nutze - нем). Итало-швейцарский экономист и социолог В. Парето предлагал заменить термин "полезность" неологизмом ophelimite, означавшим соответствие между вещью и желанием. Французский экономист Ш. Жид предлагал использовать термин "желаемость" (desirabilite – фр.), считая, что он "не предполагает у желания нравственных или безнравственных черт, разумных или безрассудных". Тем не менее, термин "полезность" пережил своих критиков и используется поныне.

В теории полезности вводится понятие об условных единицах полезности - т. н. ютилях, выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага.

Если говорить коротко, тополезность для человека - это удовольствие, которое он получает. Более полное определение гласит, что п олезность – это характеристика товаров и услуг, которая отражает удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами.

На языке экономики любой товар, удовлетворяющий потребности, является полезным. Поскольку полезность - это субъективное понятие, товар может иметь большую ценность для одного человека и небольшую или совсем ее не иметь для другого человека. Так, для курящих людей сигареты являются полезными, потому что они получают от них удовольствие, а для некурящих они совершенно бесполезны.

Таким образом, полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего.

Полезность товараэто его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами. В этом смысле деньги для покупателя выступают первой количественной мерой полезности покупаемых товаров.

Другой, не менее существенной и достаточно определенной мерой выступает количество товаров по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности. Если покупатель убежден, что полезность товара соразмерна с его ценой, то покупка его первой единицы приносит наибольшее удовлетворение. Естественно, что потребитель осуществляет вторую, третью и последующие покупки столь полезного для себя товара.

Поскольку будет возрастать и суммарный объем этой полезности, то покупатель, возможно, продолжит закупки этого товара. Но будет ли он это делать до бесконечности, наращивая потребление только одного вида товара?

Вопрос 5. Предельная полезность и общая полезность потребительной стоимости

Очевидно, вопрос о предельной полезности покупок этого товара возникнет достаточно скоро и не только по причине физиологических пределов его ежедневного потребления. Интуитивно или в силу здравого смысла покупатель установит для себя некий предел, где каждая дополнительная единица затраченных денег на один и тот же товар приносит относительно меньшую полезность, чем предыдущая.

Для того чтобы понять сущность предельной (дополнительной) полезности, необходимо различать абстрактную и конкретную полезность. Попробуем рассмотреть это на примере. Мы все знаем, что одним из самых необходимых продуктов для человека является вода, знаем ее полезность, какие потребности она удовлетворяет. Это ее абстрактная полезность. Но может быть и конкретная полезность. В этом смысле показателен классический пример утоления жажды путником, оказавшимся в пустыне: удовлетворение от первого стакана воды большее, чем от второго, третьего и т.д.; наконец, в дальнейшем в потреблении воды просто нет необходимости.

Если первое ведро воды нужно для того, чтобы человек не умер от жажды, то второе можно использовать для приготовления пищи, третье - для умывания, четвертое - для стирки, пятое - чтобы напоить животных, шестое - для поливки огорода, седьмое - для поливки цветов и т.д. Какое из них наиболее ценно для человека? Вероятно, первое, а вот ценность последующих постепенно убывает.

Австрийский экономист Э. Бем-Баверк приводит такой пример понятия предельной полезности. У Робинзона было 5 мешков зерна: первый — для пищи, второй — для улучшения пищи (на корм домашней птице, которая служила мясом для Робинзона), третий — для производства водки, четвертый — запас, пятый — для попугая. Если первый мешок исчезнет, то Робинзон отнимет зерно (5-й мешок) у попугая. Значит, величина ценности зерна определяется наименьшей его пользой, т. е. той, которую приносит последний (в этом примере) мешок.

Еще понятнее это положение на примере яблок. Если первое яблоко самое вкусное, то второе доставляет меньше удовольствия, еще меньше - третье, четвертое, а на десятое, вероятно, и не захочется смотреть. Естественно, что наибольшую ценность, наибольшую полезность имеет первое яблоко, а каждое последующее обладает меньшей полезностью.

Качественно все потребительные стоимости отличаются друг от друга, так как удовлетворяют разные потребности людей (хлеб, масло и станок). Вместе с тем потребительные стоимости выступают в известной количественной определенности — тонна железа, 15 кг сахара, 5 платьев. Количественная определенность той или иной потребительной стоимости показывает ее связь с потребностью. Первые количества определенной потребительной стоимости будут иметь наибольшую полезность для ее обладателя, а последние - наименьшую. Как уже говорилось выше, для путника, оказавшегося в пустыне без воды, наибольшую полезность имеет первый стакан воды, меньшую - второй, наименьшую - третий.

Величина полезного эффекта от последнего стакана воды может быть ничтожно мала, но ее наличие увеличивает общую (суммарную) полезность покупок данного блага.

Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

Предельная полезность — MU (от англ. Marginal utility) - это приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу. Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

где U — функция полезности, а Q — количество потребляемого блага.

Другими словами, предельная полезность – это потребительский эффект, получаемый покупателем от денежных затрат на приобретение каждой последующей, дополнительной единицы одноименного товара.

Предельной полезностью можно назвать полезность последнего (дополнительного) количества используемой потребительной стоимости называется, а сумму полезностей всего количества данной потребительной стоимости — общей полезностью. Отсюда, общая полезность потребительной стоимости равна предельной полезности, умноженной на количество данного товара. Поэтому и общая экономическая ценность блага равна предельной полезности этого блага, помноженной на имеющееся количество его равновеликих частей.

Предельная полезность не является исключительным свойством какой-то определенной части блага (пятого ведра воды или шестого яблока), любая его часть может быть предельной. Все зависит от того, каким количеством равновеликих частей блага располагает потребитель.

Термин "предельная полезность" был введен в экономическую науку Фридрихом фон Визером (1851-1926). Принцип предельной полезности был изложен почти одновременно тремя учёными-экономистами Стенли Джевонсом, Карлом Менгером и Леоном Вальрасом. Хотя Джевонс изложил свои идеи в лекции, опубликованной в 1866, Менгер в «Основаниях политической экономии» в 1871, а Леон Вальрас в 1874, все трое писали независимо друг от друга.

Сторонники теории предельной полезности претендуют на всеобщность этой теории как на уровне микроэкономики, так и на уровне макроэкономики. Но хотя теория предельной полезности успешно объясняет процесс формирования равновесных цен под воздействием спроса и предложения на отдельные виды потребительских и инвестиционных благ на уровне отдельных рынков и на основе результатов деятельности этих рынков складывается совокупная стоимость произведенных и реализованных всех благ, на уровне макроэкономики все же эта теория не в состоянии объяснить закономерности экономического роста, такие макроэкономические явления, как инфляция, дефляция, изменение уровня процентных ставок.

Теория предельной полезности опирается на закон убывающей предельной полезности.

Вопрос 6. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)

Потребитель приобретает товар ради его полезности. Во-первых, потребности человека насыщаются постепенно, т.е. удовлетворяются по мере того, как используется благо. Общая полезность при этом возрастает. Как мы уже выяснили, о бщая полезность экономического блага - это суммарная полезность всех составных частей потребляемого блага. Во-вторых, интенсивность или напряженность потребности по мере потребления уменьшается. Следовательно, полезность каждой дополнительной части блага для потребителя должна также убывать.

Приращение покупателем полезности выражается в дополнительных покупках экономических благ, которые удовлетворяют запросы и потребности, а следовательно, приносят соответствующий полезный эффект. Ведь суммарный полезный эффект от потребления двух, или трех, или четырех и последующих единиц товара выше, чем от одной единицы товара, имеющего необходимые покупателю потребительские свойства. Однако при возрастании суммарного эффекта полезности одновременно происходит и неуклонное убывание предельной полезности каждой последующей дополнительной единицы одноименного блага.

Как видим, между количеством благ, имеющихся в наличии, и их полезностью существует определенная взаимосвязь: какой бы товар мы ни взяли, при увеличении его запасов он начинает удовлетворять все менее важные потребности или, по-другому, с увеличением количества блага, имеющегося в распоряжении потребителя, полезность каждой последующей единицы этого блага становится меньше, чем полезность предшествующей единицы. Это всеобщий закон развития - закон убывающей предельной полезности.

Тенденция сокращения предельной полезности, по мере увеличения количества потребляемого блага называется законом убывающей предельной полезности.

Суть экономического закона убывающей предельной полезности состоит в том, что по мере приращения суммарного полезного эффекта от потребления блага неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого приращения, т.е. в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться.

Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму, и предельная полезность становится отрицательной.

Стремление покупателя к приращению дополнительных покупок чаще всего вызвано снижением цен закупаемых товаров. Увеличивая количество покупаемого товара по более низкой цене, потребитель получает возросшую суммарную полезность от осуществляемых денежных затрат. Другими словами, по мере приращения денежных затрат на каждую дополнительную покупку, начинает действовать закон убывания предельной полезности приобретаемого товара, даже если его цена снижается.

Закон убывающей предельной полезности можно представить в виде таблицы с условным числовым примером.

Таблица 1 - Числовой пример убывающей предельной полезности товара

Количество товара (шт.) Суммарный полезный эффект Предельная полезность:
     
    первой единицы товара - 4
    второй единицы товара - 3
    третьей единицы товара - 2
    четвертой единицы товара - 1
    пятой единицы товара - 0

Предельная полезность определяется как разность значений последующей и предыдущих числовых величин в колонке «Суммарный полезный эффект». Приращение покупок товара (см. первую колонку) до определенного момента – 4 единицы товара – сопровождалось увеличением суммарного полезного эффекта. Однако значения величин предельной полезности на каждую дополнительную закупку неуклонно снижаются и в момент закупки 5 единиц товара равняются нулю.

Вопрос 7. Потребительское поведение: потребность, денежный и реальный доход

Приняв доктрину полезности, экономисты получили возможность создать теорию потребительского поведения, основанную на гипотезе о сопоставимости разнообразных благ по их полезности. Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение (полезность) от их потребления. При этом он руководствуется личными вкусами и представлениями, или иначе, полезность имеет сугубо личностный, субъективный характер.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов.

Известно, что денежные доходы оказывают прямое влияние на спрос, а цены – на количество покупаемых товаров (цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена). Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которые учитывает предприниматель в ценовой политике.

Предприниматель должен достаточно определенно знать, насколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или, наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается.

Ограниченность личного бюджета и стремление более рационально его распределить вынуждают покупателя делать выбор: одни товары покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетания товаров, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями личного бюджета.

Можно сгруппировать потребительские предпочтения в виде ассортиментных товарных наборов, покупаемых практически всеми группами населения в сравнительно короткие периоды времени (неделю, месяц, квартал, год), куда входят наиболее употребляемые товары. Представим себе несколько таких вариантов, включающих товарный набор х (одежда) и набор у (продовольствие).

Они различаются лишь сочетанием, т.е. комбинацией одних и тех же товаров, делающих эти наборы во всех вариантах равноценными по предпочтениям.

Таблица 2 - Товарные наборы одежды и продуктов

Варианты Набор Х (одежда, шт.) Набор У (продукты, шт.) Итого товарных наборов, шт. Доход (единиц)
А        
В        
С        
Д        

Однако и в этом случае варианты и наборы товаров должны быть приведены к «общему знаменателю», делающему их реально покупаемыми по текущим ценам.

Очевидно, что таким «знаменателем» выступает доход потребителей в рассматриваемый текущий период. Доход (предположим он равен 10 денежным единицам) выступает как фактор спроса вообще и распределения потребительских предпочтений, в частности по таким группам товаров, как одежда и продукты.

С точки зрения процесса формирования спроса и определения цен предлагаемых к продаже товаров, уровень дохода потребителей выступает одним из наиболее реальных, поддающихся более или менее точному учету факторов.

Однако это еще не означает, что покупатель распределит собственный доход именно так, как показано в таблице или как хотел бы предприниматель, устанавливая рыночные цены товаров. Равнозначную сумму денежного дохода одни покупатели могут распределить между питанием и одеждой, предавая меньшее или большее значение каждому виду товаров (варианты В и С). Другие — покупают одежду и услуги так, чтобы какую-то часть дохода сэкономить (вариант А), сократив до минимума расходы. Третья группа покупателей (вариант В) «не укладывается» в рамки своего дохода и, видимо, будет обращаться к займу денег для оплаты своих покупок.

Анализ потребительского выбора связан с такими базисным понятием, как доход.

Денежный доход - это те поступления, которые доступны человеку в данный период времени. Если, например, он зарабатывает 2000 ден. ед. в месяц и является владельцем квартиры, за которую получает в качестве арендной платы 800 ден. ед., то его ежемесячный доход составит 2800 ден. ед. На этот номинальный доход человек приобретает товары и услуги. Количество товаров и услуг, которые можно приобрести на этот денежный доход, называется реальным доходом, поскольку он зависит не только от денежного дохода, но и от цен.

Вопрос 8. Кривые безразличия и их свойства

Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров может быть представлена с помощью кривых безразличия. Кривая безразличия показывает, что потребитель готов отказаться от нескольких единиц одного товара (например, одежды) во имя одной единицы другого товара (продукта питания).

Каждая кривая безразличия – это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы «безразлично», какой из них выбрать. Например, покупатель имеет выбор из четырех вариантов, составленных двумя группами товаров: продовольствием и одеждой.

Предпочтения субъективны и некоторые неравенства в одних вариантах для кого-либо из покупателей окажутся удовлетворительны, так как они уравновешены иным количественным набором в других вариантах. Меньшее количество одного продукта вполне компенсируется большим количеством другого, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков.

Следовательно, все четыре варианта – это наборы безразличия, приносящие покупателю одинаковый уровень удовлетворения.

Таблица 3 - Ранжирование товарных наборов (продукты и одежда)

Варианты Продукты, шт. Одежда, шт. Итого товарных наборов, шт.
А      
В      
С      
Д      

Свойства кривых безразличия:

1. Кривые безразличия покупателей имеют отрицательный наклон, поскольку характерно соотношение равноценных и взаимозамещаемых товаров. Различные точки на одной и той же кривой безразличия – это товарные наборы одинаковой полезности и потребительских эффектов.

2. Наклон кривой безразличия достаточно определенно показывает соотношение предельной полезности ассортимента набора, из которого одни товары отмечены на горизонтальной, а другие на вертикальной оси. Например, на нашем графике между точками С и Д наклон кривой равен примерно 2. Это означает, что предельная полезность товара на горизонтальной оси примерно в 2 раза выше предельной полезности товара, отмеченного на вертикальной оси. Но суммарный объем полезности не выходит за пределы сопоставимых вариантов С и Д. Следовательно, потребитель ничего не теряет и не выигрывает. Меньшее количество одного товара компенсируется большим количеством другого товара, уравновешивая общую полезность и потребительский эффект.

3. Наклон кривой безразличия в разных точках неодинаков. Каждая точка на кривой – это соотношение предельной полезности товаров в каждом варианте потребительских предпочтений. Соответственно предельная норма замещения одного товара другим определяет крутизну кривой безразличия на различных ее участках. Более пологий вид кривой по мере движения ее вниз и вправо означает ее выпуклость. Процесс замещения одного товара другим идет по убывающей.

4. Каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах товарных наборов. Любая другая кривая безразличия может быть построена только в соответствии с каким-то другим уровнем потребления, хотя его можно ранжировать в сколько угодно многочисленных вариантах товарных наборов. Каждый вариант может представлять различную комбинацию товаров в наборе, но все они принадлежат одной кривой безразличия. Так что потребители, переместившись на иной уровень потребления, будут находиться на новой кривой безразличия, ранжируя различные варианты иного уровня.

Рис. 1. Свойства кривых безразличия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: