double arrow

Вопрос 5. Цена и стоимость товара. Рыночный и производственный (затратный) подходы к формированию цен. Две взаимодействующие части ценового механизма


Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена.

Появление товарных, а затем металлических и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец, и покупатель стали видеть в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.

Первоначально (в частности, в трудах русских ученых конца XIX века, а также в первые послереволюционные годы) немецкое слово "der Wert" обычно переводилось как "ценность". В переводах трудов К. Маркса и Ф. Энгельса вместо этого термина стали использовать "стоимость". Подобное разграничение было обусловлено тем, что стоимость стала увязываться с овеществленным в товаре общественным трудом, а сторона полезности при таком подходе исключалась из рассмотрения.

Как мы уже отмечали, экономическая теория доказала, а жизнь подтвердила, что трудовая теория стоимости - далеко не идеальна. Попытки применить ее на практике в нашей стране доказали, что определение стоимости и цен только по затратам приводит к формированию затратного механизма в народном хозяйстве, и производство превращается в производство ради производства, так как становится выгодным увеличивать затраты на производство товаров. Кроме того, в практике применения этой теории есть еще одна проблема - стоимость нельзя измерить точно, а это делает возможным искажение результатов производства.




В связи с этим целесообразно разделять два подхода к формированию цен: производственный (затратный) и рыночный.

1. При производственном (затратном) подходе - в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара. Этому подходусвойственны иные позиции в отношении сути цены. Этот подход опирается на связь цен с факторами производства в целом и с главным фактором - трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка: Цена есть денежное выражение стоимости товара.

Стоимость - это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда.

В таком определении центр тяжести перенесен на понятие "стоимость". Согласно трудовой теории стоимости, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу.

Практическая связь между стоимостью и ценой была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли (m) приводит к установлению искомой цены.



Использование теории трудовой стоимости для обоснования стоимости продукта, прибавочного труда и рыночных цен является неправомерным. Обоснование цен трудозатратами в условиях абсолютной монопольности производителя ведет к необоснованному увеличению затрат труда, снижению качества товара, росту цен и снижению потребления.

Приходится отмечать, что "стоимостный" подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.

2. При рыночном подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.

В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение:



Цена представляет собой денежное выражение обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

Таким образом, в классической модели средний уровень цен (естественная стоимость) определяется в производстве и задается издержками. Предложение же товара определяется спросом, складывающимся при данной цене. Классической теории были присущи противоречивые и требующие выяснения положения. Во-первых, для любого общества возможность безграничного увеличения производства, из которой исходит "теория издержек", не реальна. Во-вторых, остались не изученными истинные факторы, определяющие спрос на товары. В-третьих, дуализм классической теории стоимости (совершенно разные объяснения для свободно воспроизводимых и невоспроизводимых благ) не давал покоя ученым, стремящимся создать стройную и всеобъемлющую теорию, раскрывающую сущность ценности (стоимости).

Представители новой экономической концепции - теории предельной полезности - в качестве исходного явления при определении полезности стоимости избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ.

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено взаимодействию множества факторов.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой стороны - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.


Тема 11. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ И ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ

Вопросы:

3. Сущность понятия ценности предлагаемых благ и его аспекты;

4. Полезность товара и ее свойства;

5. Предельная полезность и общая полезность потребительной стоимости;

6. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Г. Госсена);

7. Потребительское поведение: потребность, денежный и реальный доход;

8. Кривые безразличия и их свойства;

9. Предельная норма замещения. Эластичность замещения;

10. Эффект дохода и эффект замещения. Излишек потребителя;

11. Сущность теории поведения потребителя. Предпочтение потребительского выбора. Свобода потребительского выбора;

12. Теория потребительского выбора;

13. Концепция субъективной ценности;

14. Объективная меновая ценность. Второй закон Г. Госсена;

16. Мера полезности товара;

17. Качество товара и критерии его определения.







Сейчас читают про: