Мотивация в предпринимательстве с точки зрения содержательных теорий мотивации

Одна из основных содержательных теорий мотивации – это иерархия потребностей А. Маслоу. Эта теория охватывает максимальное количество человеческих потребностей. Рассмотрим потребности предпринимателя, опираясь на эту теорию.

Иерархию потребностей Маслоу обычно изображают в виде пирамиды или лестницы. В основании ее лежат физиологические потребности (в еде, питье), которые применительно к мотивации труда мы можем назвать материальными потребностями.

Материальные – это, прежде всего, потребности получения денежных средств, удовлетворения различных нужд, в том числе и физиологических.

Происходит некий экономический круговорот получаемой предпринимателем от своей деятельности денежной массы. Чем большую часть денег он направляет на выплату заработной платы, мотивирую их тем самым на хорошую и качественную работу, тем большую прибыль он может получить в следующем периоде.

Второй ступенью пирамиды Маслоу являются потребности в безопасности и социальной защищенности.

Для сохранения бизнеса предприниматель вынужден тратить большую долю своей выручки на налоги, взносы, пени и другие обязательные платежи, платить за аренду и т.д. Предпринимателя, как руководителя коллектива наемных работников, должна беспокоить потребность в безопасности самих работников, которая выражается в их уверенности в своей занятости на этом предприятии.

Третья ступень пирамиды – потребность в социальных привязанностях.

Это такие потребности, как многолетняя привычка работы на одном предприятии, отношения с сослуживцами, возможность дружеского общения с коллегами по работе, возможности карьерного роста. Эта потребность беспокоит предпринимателя (как руководителя по отношению к своим работникам) заинтересованного в высоком социальном и и нравственном климате в коллективе, который не последним образом влияет на получаемую предпринимателем прибыль. В то же время ощущение своей нужности людям может восприниматься предпринимателем не только как руководителем своих работников, обеспечивающим их работой и зарплатой, но и как личностью, выпускающей для людей нужную. качественную продукцию.

Следующая ступень – потребность в самоуважении.

К этой группе потребностей относятся профессиональная компетентность, самостоятельность в принятии решений, потребность в получении признания от окружающих за свою деятельность и ощущении полезности своей деятельности в коллективе или в обществе.

Самоуважение = успех / притязания.

Потребность в получении признания от окружающих и полезности предприниматель ощущает и как личность и как руководитель коллектива.

Вершину пирамиды Маслоу составляет потребность в самоактуализации или самовыражении. Факторы мотивации, составляющие эту потребность, свойственны предпринимателю, как личности, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Это же относится и к максимальной вовлеченности в процесс труда. Само же получение желаемых благ и является самовыражением через труд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: