Мотивация труда в советский период

Тема 15. Развитие методов и подходов к мотивации работников в рыночных условиях.

Мотивация в предпринимательстве с точки зрения процессуальных теорий мотивации.

Процессуальные теории мотивации исследуют выбранный тип поведения человека в процессе достижения поставленных перед ним целей.

Рассмотрим мотивацию предпринимателя. Опираясь на две процессуальные теории: предпочтения и ожидания Врума и справедливости Адамса.

Первая из них базируется на том, что наличие активной потребности не является единственным и необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Для предпринимателя желаемое благо – это успешная деятельность его фирмы и максимальная прибыль.

Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Теория ожидания выделяет три важные взаимосвязи: затраты труда – результаты; результаты - вознаграждение и валентности (удовлетворение этим вознаграждением).

Ожидание в отношении первой связки (з-р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученным результатом.

Ожидание в отношении результатов – вознаграждений (р-в) – это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутые результаты труда, т.е то что в настоящий момент наиболее ценно для предпринимателя (максимальная прибыль или внутреннее удовлетворение от полученных результатов деятельности).

Третий фактор – валентность (ценность поощрения или вознаграждения) – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения.

1. Мотивация труда в советский период.

2. Изменение мотивации труда в рыночных условиях.

3. Региональные аспекты мотивации труда.

Исходным условием культуры труда в Росси можно считать модель организации труда в бывшем СССР. Эта модель, построенная на принципах научной организации труда, создана советскими учеными А.К. Гастевым, А.Ф. Журавским и др. Модель вобрала в себя методы «школы научного управления Ф.У. Тейлора и другие достижения зарубежного менеджмента.

В основе советской модели организации труда, направленного на достижение макроцелей, лежали принципы стимулирования труда, опирающиеся на тарифные ставки и разряды. Эта модель обеспечила социальную защищенность работников, однако, с учетом существовавшей в стране скрытой инфляции с присущим ей замораживанием цен, а следовательно. Отсутствием конкурентоспособности предприятий, дефицитом на товары социального спроса, материальные потребности людей были принижены. Самоуважение и самовыражение также не могли иметь большого значения, так как при полном огосударствлении экономики творческая инициатива и самостоятельность в принятии решений, имели крайне малое значение. Основной потребностью людей, которая удовлетворялась практически полностью, была потребность в безопасности и защищенности. работники были уверены в том, что у них всегда будет работа, так как Конституция и КЗОТ гарантировали право на труд, однако в то же время такая уверенность людей в отсутствии безработицы не способствовала интенсивному труду. Работники имели полную гарантию пенсионного обеспечения и гарантии социального характера. отпуск, оплату временной нетрудоспособности, значительные социальные льготы. Предприятия направляли своих работников на различные курсы повышения квалификации и на учебу в институты, выплачивая стипендии за весь период обучения, средств на эти цели направлялись из специальных фондов развития и потребления предприятий, так как прибыль полностью отдавалась государству и вкладывать ее в различные инвестиции, в том числе и в «человеческий капитал» не было возможным.

Социальные потребности удовлетворялись на довольно высоком уровне, однако, это осуществлялось не по инициативе и желаниям работников, а организовывалось сверху. Комсомольские, партийные и профсоюзные организации на местах проводили различные собрания, на которых присутствовали все члены трудового коллектива, на повестке дня стояли различные вопросы, как общественно-политического так и внутрипроизводственного характера. Ответы на вопросы были заранее известны. Тем не менее такая деятельность имитировала участие работников в руководстве предприятием и способствовала повышению самоуважения.

Среди других социальных мероприятий имели место коммунистические субботники, еженедельные политинформации, помощь подшефным колхозам и совхозам в уборке урожая, походы на овощные базы с отрывом от производства, участие в народных дружинах. Несмотря на государственную направленность этих мероприятий, они тем не менее, действительно сплачивали работников в единый трудовой коллектив, имели место дружеские и товарищеские отношения между коллегами по работе.

Активных участников трудового процесса и общественной деятельности руководство выделяло, отмечало моральными поощрениями – почетными грамотами, знаками отличия, представляло к награждению орденами и медалями. Фотографии «ударников» вывешивались на Доску почета, чтобы работники коллектива знали в лицо своих героев.

Таким образом, основными удовлетворявшимися потребностями сотрудников в советское время были потребности в безопасности и защищенности, социальные потребности и частично потребности в самоуважении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: