Вопрос 1. Тема 8. Особенности организации коммерческой деятельности на совместном предприятии

Тема 8. Особенности организации коммерческой деятельности на совместном предприятии

1. Общая характеристика и основные типы совместных предприятий

2. Коммерческая деятельность на совместных предприятиях производственного профиля

Совместное предприятие (СП) – форма интеграции производственной, торговой НИ и других видов деятельности на основе международной кооперации труда. К СП относятся предприятия с долевым участием белорусских и иностранных инвесторов.

Этапы создания СП:

1. Выбор иностранного партнера

2. Проведение переговоров между партнерами в целях подписания протокола о намерениях создать СП

3. Уточнение вопросов, поставленных в протоколе о намерениях (технико-экономическое обоснование создания СП)

4. Регистрация СП: Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Министерство торговли.

Созданием СП предприниматели могут улучшить свои позиции в конкурентной борьбе, обеспечивая мобилизацию недостающего капитала.

Цели создания СП:

1. Привлечение в народное хозяйство зарубежных технологий и передового управленческого опыта

2. Более полное насыщение внутреннего рынка качественной продукцией

3. Привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов

4. Развитие экспортной базы страны

Зарубежные партнеры при создании СП преследуют иные цели:

1. Расширение доступа к рынку РБ

2. Использование природных ресурсов РБ

3. Получение доступа к передовым ноу-хау

В настоящее время в мировой практике известно 4 типа совместного предпринимательства:

1. Лицензирование. Договор о передаче ноу-хау применяется в международном праве для обозначения обязательств по передаче другой стороне выраженных в форме документации технических знаний, опыта и навыков с одновременным делегированием специалистов для налаживания производственного процесса.

Лицензиар (продающий лицензию) получает выход на международный рынок с минимальным риском, а лицензиат (покупающий лицензию) получает права на использование производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета в обмен на лицензионный платеж.

Лицензионные соглашения позволяют существенно ускорить освоение нового рынка, поскольку отпадает потребность во времени, необходимом для осуществления инвестиций в строительство зданий.

В странах с нестабильной политической ситуацией снижается опасность экспроприации.

Лицензиат может перевести за границу производство, перестающее быть рентабельным в собственной стране. Платежи за лицензии частично покрывают собственные расходы на исследования и разработки. Платежи при передаче лицензии осуществляются обычно двумя путями:

- выплатой общей суммы сразу;

- выплатой сумм в зависимости от объема производства и сбыта.

На международном уровне, как правило, 5 %.

2. Подрядное производство. При этом заключается контракт с местным производителем на выпуск товара или создание объектов (строительство Панамского и Суэцкого каналов).

3. Управление по контракту. В данном случае фирма предоставляет зарубежному партнеру ноу-хау в области управления, а зарубежный партнер обеспечивает необходимый капитал. Такимобразом, экспортируется не товар, а управленческие услуги (сеть отелей). СП такого типа создаются в разных частях света для организации работы.

Управление по контракту – способ выхода на зарубежный рынок с минимальным риском и получением дохода с самого начала деятельности.

4. Совместное владение. В таких СП должно быть соглашение сторон о долгосрочных задачах сотрудничества, объединении сторонами активов (денежных средств, оборудования и т.д.), самостоятельных органах управления, участии сторон в прибыли и убытках в соответствии с вложенным капиталом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: